Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:56, реферат
Добыча полезных ископаемых началась с тех пор, как человек понял, что камень может быть ему полезен, т.е., по существу, со времен его созна-тельного существования. Вначале человек подбирал разные камни, которые залегали на поверхности. Но, усвоив их пользу, он начинал добывать их из-под земли. Дело государственной важности «и для себя и для потомков наших» видел Петр I в поиске и добыче полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых началась с тех пор, как человек понял, что камень может быть ему полезен, т.е., по существу, со времен его созна-тельного существования. Вначале человек подбирал разные камни, которые залегали на поверхности. Но, усвоив их пользу, он начинал добывать их из-под земли. Дело государственной важности «и для себя и для потомков наших» видел Петр I в поиске и добыче полезных ископаемых. В 1719 г. он издает указ, так называемую «Берг - привилегию», где разведка и добыча полезных ископаемых узаконивалась по всей территории России вне зависимости от границ частных владений. В частности, там указывалось, что каждый может «как на собственных, так и на чужих землях искать, копать, варить, плавить и чистить всякие металлы... и всяких красок потребные земли и каменья».
За довоенные годы было создано много типов машин, оборудования. Однако состояние механизации добычи угля характеризовалось низким уровнем. Удельный вес трудовых затрат на различные операции составляло: зарубка - 5 %; бурение - 4 %; навалотбойка - 50 %; управление кровлей - 20 %; перенос конвейера - 10 %; слесарно-ремонтные и прочие работы -11%.
Отсутствие в лавах совершенных технических средств для механиза-ции отбойки и навалки угля приводило к тому, что на эти процессы задал-живалось половину всех ресурсов рабочего времени. Для осуществления комплексной механизации угледобычи необходимо было гармонично увязать механизацию зарубки, отбойку и навалку угля, создать угледобывающий комбайн.
Создание комбайнов являлось значительным шагом в развитии техники горнопроходческих работ. Применение комбайнов обеспечило почти трех-кратное увеличение скорости проходки и производительности труда по сравнении, с буровым способом. На рубеже XIX и XX вв. американским инженером Мак-Кинли был разработана первая комбинированная проход-ческая машина, принцип действия которой основывался на идее высвер-ливания горизонтальной выработки в некрепкой горной породе. В 1910г. американский изобретатель Е.Морган впервые построил и испытал комбайн для проходки выработок по углю малой вязкости. В разработанной конструк-ции нижний горизонтальный и два вертикальных бара производили врубы по трем плоскостям. Отбойная рама с долотами отбивала уголь, нанося удары по забою от почвы к кровле. Отбитый уголь грузился конвейером, передний конец которого был введен в нижнюю зарубную щель. Первые предложения о создании горных комбайнов в нашей стране относятся к концу прошлого столетия, С технической точки зрения они представляли собой попытки сконструировать горные машины универсального назначения. О создании подобных средств механизации для угольной промышленности в царской России речь даже не шла. В 1907 г. русский изобретатель Ф.А. Поляков-Ковтунов получает привилегию (патент) на горнопроходческий комбайн со строгающим рабочим органом. При работе машины режущая часть приводилась во вращение, а подающая часть обеспечивала движение машины по рельсам в забой.
Несмотря на ряд конструктивных недостатков первых проходческих комбайнов (громоздкость, низкая надежность рабочих органов и систем передачи движения), они обозначили прогрессивные технические идеи и послужили прототипами для более совершенных машин.
В Советском Союзе механизацию угледобычи начали с механизации самого трудоемкого процесса - зарубки. Она в дальнейшем развивалась по пути так называемой тяжелой механизации. Это направление в отличие от принятой в Европе ориентировки на применение отбойных молотков, уголь-ных пил и легких врубовых машин предусматривало использование в очист-ных забоях врубовых машин преимущественно тяжелого типа и переход к созданию комбинированных систем машин, дающих возможность механизи-ровать остальные производственные процессы.
С индустриализацией страны возрастали требования к угольной промышленности, темпы механизации которой отставали от темпов, необходимых народному хозяйству. Потребность поднять уровень механизации угледобычи обусловила в 1925—1926 гг. необходимость создания угледобывающего комбайна. Эта задача была сформулирована применительно к потребностям основного угольного бассейна страны — Донбасса. Курс на специализацию назначения машин применительно к различным условиям угледобычи, стремление к повышению производительности ком-байнов при одновременном снижении энергоемкости разрушения угля, забота об одновременной комплексной увязке уровней механизации всех производственных процессов в лаве — эти тенденции советского угольного комбайностроения стали исходными на его новом этапе развития.
В 1930—1932 гг. в СССР было разработано около 50 конструкций угледобывающих комбайнов, 4 из них в 1932г. были практически реалии-зованы. Наиболее перспективной из реализованных советских комбайнов была машина Б-1, сконструированная А. И. Бахмутским, в то время главным механиком Первомайского рудоуправления треста «Кадиевуголь». К особен-ностям комбайна Б-1 следует отнести: использование электродвигателя, подающей и режущей частей от тяжелой врубмашины; образование замкну-того контура вруба режущими органами комбайна, разрезавшими блок угля на две пачки; отбойка угля верхней вращающейся штангой с дополни-тельными режуще-отбойными элементами; навалка отбитого угля скребковыми транспортерами; возможность регулировки режуще-отбойных органов комбайна для работы в пластах разной мощности. Опытная эксплуатация комбайна показала, что в благоприятных условиях он может давать за час до 20 т угля, увеличивая производительность труда рабочего по лаве в 3 раза.
Почти одновременно с А. И. Бахмутским в том же тресте оригинальное предложение конструкции угледобывающего комбайна внес коллектив механизаторов, руководимый инженерами В. Г. Яцких и Г. И. Роменским. Было разработано несколько проектов угледобывающих комбайнов. Наиболее подходящим для практического осуществления был признан угледобывающий комбайн, известный под названием ЯР-1.Основные особенности комбайна ЯР-1: оригинальное конструктивное оформление замкнутого контура вруба (два плоских цепных бара с вертикальной раз-движной штангой между ними), возможность регулировки положения верхнего бара по высоте, применение для отбойки угля усиленного резания в сочетании с использованием естественной способности вырезанной пачки угля к саморазваливанию. ЯР-1 имел лучший, чем комбайн Б-1, орган зарубки угля — плоский цепной бар, а не режущую штангу. В то время комбайн Б-1 имел эффективный орган отбойки угля, в комбайне ЯР-1 этого органа не было.
Несмотря на конструктивные недостатки первых комбайнов, их создание явилось крупной победой советской техники, имевшей большое значение для развития угольного комбайностроения, положило начало созданию ком-байнов, базирующихся на тяжелых врубовых машинах. Была доказана целесообразность применения в угледобывающих комбайнах режуще-отбойных органов, дающих замкнутый контур вруба. Однако от отдельных достижений до массового применения комбайнов было еще далеко. И комбайностроители искали наиболее соответствующие конкретным усло-виям принципы конструирования комбайнов, развивали уже оправдавшие себя идеи. Имевшийся богатый технический опыт проектирования различных узлов и конструктивных элементов комбайнов, многие плодотворные идеи и принципы этих машин, выработанные в предшествующие годы, нуждались в синтезировании и заслуживали творческого использования. Очевидна была также необходимость решать с принципиально новых позиций ряд проблем конструирования комбайнов и прежде всего вопрос об эффективной навалке угля без перебивки крепи в лаве.
В предвоенные годы Горловский завод выпустил более двухсот комбайнов С-24, которые внедрялись на многих шахтах Донбасса. Комбайн представлял собой серийную врубовую машину ГТК-3, оснащенную изогнутым баром и ленточным навалочным конвейером. При работе на пластах вязкого и малокливажистого угля исполнительный орган комбайна, как правило, плохо отбивал уголь. Для расширения области применения комбайна С-24 конструкторское бюро «Главуглемаша» и Горловского завода в 1940—1941 гг. спроектировали несколько вариантов дополнительных от-бойных органов (гидропатроны, пневмоотбойные молотки и др.). Реали-зация этих проектов была сорвана войной.
Для последующего развития советского комбайностроения большое значение имело изготовление Горловским заводом первых советских коль-цевых баров. В 1939 г. прошел испытания кольцевой бар с двухшар-нирной цепью, а в начале 1941 г. был изготовлен кольцевой бар с цепью, изгибав-шейся в одной плоскости.
Из комбайнов, созданных для пологих пластов, наиболее совершенной была последняя модель комбайна А. И. Бахмутского — Б-6-39, созданная в 1939 г. Горловским машиностроительным заводом. Комбайн Б-6-39 базировался на новой мощной советской врубовой машине ГМА, имел регулируемую по высоте и удачно конструктивно оформленную отбойную штангу с дисками, шнековый расштыбовщик. Первая серия этих комбайнов (5 штук) в 1940—1941 гг. успешно эксплуатировалась на шахтах Донбасса.
Нападение гитлеровской Германии помешало реализации многих планов и технических идей комбайностроителей. Некоторые из этих идей были претворены в жизнь в Карагандинском бассейне в годы Отечественной войны эвакуировавшимся, туда донецким механизатором С. С. Макаровым, под руководством которого был сконструирован комбайн КМ.
В послевоенный период советское угольное комбайностроение вступает в новое русло. Чтобы обеспечить быстрое и успешное выполнение задач, поставленных перед угольным комбайностроением, Советское правительство привлекло коллективы машиностроительных заводов страны, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций различных отраслей промышленности к решению задач механизации наиболее трудоемких и тяжелых процессов угледобычи. С этой целью в 1947 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на лучшие угольные комбайны. Победителем конкурса стал коллектив Донецкого филиала Гипроуглемаша, создавший в содружестве с горловскими машиностроителями и механизаторами шахт бассейна угледобывающий комбайн «Донбасс».
В
качестве исходного рабочего варианта
при проектировании новой машины
было взято предложение, выдвинутое
в 1945 г. инженером М. Ф. Горшковым. В
этом схематическом проекте
В данном конструктивном исполнении комбайн «Донбасс» предназначался для одновременной и полной механизации зарубки, отбойки и навалки угля на конвейер в очистных забоях пологих пластов мощностью от 0,8 до 1,5 м при углях мягких и средней крепости и кровле средней устойчивости.
Комбайн был сконструирован на базе новой советской мощной врубовой машины МВ-60, от которой без принципиальных изменений были взяты подающая часть и электродвигатель. В качестве режущего органа комбайна использовался кольцевой бар с открытыми направляющими, в которых двигалась одношарнирная режущая цепь, оснащенная зубками, разведенными в обе стороны от 0 до 40°. В верхней части оригинального редуктора рабочего органа располагался шнековый расштыбовщик, по-зволявший ликвидировать запрессовку цепей мелкими фракциями угля. Равновесие верхней и нижней ветвей режущей цепи создавало устойчивое положение комбайна у забоя без дополнительных приспособлений.
Для дальнейшего разрушения угля в комбайне использовалась отбойная штанга. Двухстороннее крепление с регулировкой положения дисков по длине обеспечивало устойчивую работу отбойной штанги и позволяло приспосабливаться, в известных пределах, к отбойке угля различной вязкости.
Большим достижением советского угольного комбайностроения явилось создание оригинального и высокоэффективного погрузочного устройства — активного кольцевого грузчика УКГ с автономным приводом и реверсивным электродвигателем. Этот грузчик, нашедший впоследствии применение в комбайнах различной конструкции и назначения, обеспечивал навалку угля на лавный конвейер без перебивки крепи, а также приемку угля различной кусковатости. Консольные скребки грузчика участвовали в рас-плитовке угля, а наличие вне угля верхней (холостой) ветви рабочей цепи исключало заштыбовку грузчика.
Удачно
и оригинально был решен
Все
эти новшества сделали «
В
годы пятой пятилетки советские
комбайностроители
Информация о работе Широкозахватная техника добычи угля. Этапы совершенствования