Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:35, реферат
В условиях современной интенсификации и роста промышленного производства и одновременного резкого ухудшения качества природной среды проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей человека природной среды приобретает первостепенное значение. От правильного и своевременного решения экологических проблем зависит не только благосостояние человека, но и условия существования и развития человеческого общества в ближайшем и отдаленном будущем.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ  
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
 
 
 
 
Методические 
указания  
для самостоятельного изучения курса
и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»
(для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия»,
«Экономика предприятия городского хозяйства»,
«Учет и аудит»;
6.050400 – «Гостиничное хозяйство»
«Туризм» 
)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Харьков - ХНАГХ - 2007
     Методические 
указания для самостоятельного изучения 
курса и выполнения контрольной работы 
по дисциплине «Экология» (для студентов 
1-3 курсов дневной и заочной форм обучения 
специальностей 6.050100 – «Экономика строительного 
предприятия», «Экономика предприятия 
городского хозяйства», «Учет и аудит»; 
6.050400 – «Гостиничное хозяйство», «Туризм» 
). Сост. Лобов А. А. -  Харьков, ХНАГХ, 2007, 
- 12 с. 
 
 
 
 
Составитель: А. 
А. Лобов 
 
Рецензенты: В. Е. 
Бекетов, Г. П. Евтухова 
 
 
 
 
 
 
Рекомендовано кафедрой инженерной экологии городов,
протокол № 2 от 03.10.07 г.
     В 
условиях современной интенсификации 
и роста промышленного 
Антропогенное загрязнение биосферы достигло таких масштабов, что его последствия для человека и биосферы в целом в конце XX ст. приобрели первостепенное значение. По прогнозам некоторых ведущих экологов мира уже стоит вопрос о выживаемости человека как биологического вида. В таком аспекте вопросы снижения антропогенного давления на биосферу и защита окружающей человека природной среды требуют скорейшего решения.
Курс "Экология" является базовым общеобразовательным курсом, призванным сформировать у студентов экологическое мировоззрение.
ЦЕЛЬ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»:
- формирование 
у студентов экологического 
- анализ 
причин возникновения на 
- ознакомление студентов с основами экологии как науки, возникшей на стыке естественных, общественных и технических наук;
- изучение 
общих закономерностей 
- систематизация и расширение знаний в области охраны от загрязнения окружающей человека среды и рационального использования природных ресурсов;
- систематизация 
и расширение знаний в области 
структуры биосферы и влияния 
природной среды на человека, 
в частности, последствий 
- изучение экономических аспектов охраны окружающей природной среды от загрязнения;
- ознакомление 
с проблемами и направлениями 
развития экологии; экологическими 
тенденциями в области 
- анализ 
возможных путей выхода из 
экологического кризиса на 
Учебная программа курса построена по принципу единства теории и практики, что дает возможность студентам понять сущность изучаемых явлений и научиться применять полученные знания в практической деятельности.
Программа содержит перечень тем и вопросов, расположенных последовательно в порядке их изучения.
Приступая к изучению курса, студент должен ознакомиться с его программой, содержанием отдельных тем и получить рекомендуемую литературу,
В ПРОГРАММУ КУРСА ВХОДЯТ:
- лекционное 
изложение теоретического 
- проведение 
практических и семинарских 
- подготовка контрольной работы или реферата.
В лекциях освещаются основные положения курса, наиболее важные и принципиальные вопросы экологии, а также проблемы практического использования экологических знаний. Конспектирование лекционного материала способствует лучшему усвоению знаний, облегчает процесс подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Лекционный материал является основой для других видов учебного процесса и прежде всего для самостоятельной работы студента. Такая работа должна осуществляться как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторное время.
Целью семинарских и практических занятий является закрепление полученных знаний и усвоение студентами основных положении курса при рассмотрении конкретных проблем и ситуаций, встречающихся в практической деятельности людей.
Подготовка контрольной работы или реферата является самостоятельной работой студента. Тему реферата студент определяет по рекомендации преподавателя с учетом уровня подготовки, опыта практической работы, круга интересов и будущей специализации. Подготовка контрольной работы или реферата позволяет выявить степень усвоения курса, а также умение применять полученные знания для решения конкретных задач. Объем контрольной работы- 20-25 страниц, реферата-15-20 страниц печатного текста. Материал реферата рекомендуется доложить и обсудить на семинарских занятиях.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
- знать 
важнейшие проблемы экологии, охраны 
окружающей среды и 
- знать 
современные методы решения 
- уметь управлять качеством окружающей человека среды;
- планировать 
и разрабатывать экономически 
обоснованные мероприятия по 
охране природной среды и 
     Программой 
курса предусматриваются 
- выступления на семинарских занятиях;
- проверка контрольных работ или рефератов;
- зачет. 
М 
О Д У Л Ь  1 
Содержательный 
модуль 1.1 ЭКОЛОГИЯ 
И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ 
И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 
СФЕРОЙ 
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Экология как наука Основные определения и понятия. Предмет изучения и основные задачи. Краткая характеристика основных компонентов окружающей человека среды. Понятие экосистемы. Связи организмов в экосистемах. Состав и функциональная структура экосистемы. Пищевые цепи.
     Понятие 
загрязнения среды, определение загрязнителя 
как одного из важнейших понятий экологии 
и охраны окружающей среды. Экология и 
глобальные проблемы человечества.  
2. ТЕХНОГЕННЫЕ 
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
      Современная 
экология, ее предмет, объекты и задачи. 
Подходы в определении взаимоотношений 
человека и природы. Характеристика разных 
видов отрицательного техногенного влияния 
на экосистемы и биосферу. Технологические 
способы предотвращения и ликвидации 
загрязнения природной среды. Понятие 
мало- и безотходной технологии. Состояние, 
перспективы развития, экономическая 
целесообразность мало- и безотходной 
технологии. Классификация отходов. Переработка 
твердых отходов. Утилизация и ликвидация 
осадков сточных вод. 
3. СРЕДА ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Экологические факторы и их действие. Общая характеристика экологических факторов. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Понятие об экологической нише и жизненной форме. Механизмы адаптации живых организмов к экологическим факторам. Влияние экологических факторов на организм человека. Роль пищи в жизни организмов.
Основные законы, правила и принципы экологии.
4. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
     Биосфера 
как глобальная экосистема. Живое вещество. 
Экосистема, виды экосистем в биосфере, 
их классификация. Пищевые цепи. Экологические 
пирамиды. Круговорот веществ в 
биосфере. Основные экосистемы биосферы. 
Биохимический цикл обмена веществом 
и энергией между составными частями биосферы. 
Саморегуляция природных систем. Динамика 
и устойчивость биосферы. 
Содержательный 
модуль 1.2  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
1. ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОЦЕНКА ЕЕ СОСТОЯНИЯ
     Понятие 
окружающей человека природной среды 
(ОС) как среды обитания. Механизмы 
взаимодействия экосистем различного 
иерархического уровня и 
человеческого общества. Критерии, характеризующие 
состояние экосистем. Современные экологические 
проблемы среды обитания человека (демографическая 
проблема, урбанизация, транспорт, проблема 
снабжения населения питьевой водой и 
пищевыми ресурсами, утилизация отходов 
и т.д.) и способы их решения. 
2. ЭНЕРГЕТИКА И БИОСФЕРА
Экологические проблемы энергетики (источники энергии, энергетическое загрязнение среды). Уголь, нефть и атом. Альтернативные и возобновляемые источники энергии (энергия солнца, ветра, океанов, термальная, термоядерная биоэнергетика и т.д). Проблемы и перспективы их использования. Энергетический потенциал Украины.
3. ПРИРОДНЫЕ 
РЕСУРСЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ 
Классификация природных ресурсов. Роль и задачи экологии в обеспечении рационального природопользования. Общие инженерные принципы рационального природопользования. Современные экологические требования к деятельности человека.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРЫ
     Глобальное 
загрязнение атмосферы. Защита атмосферы 
от выбросов. Неблагоприятные атмосферные 
явления (смоги, кислотные и щелочные дожди, 
озоновые дыры, парниковый эффект и т.д.). 
Причины возникновения и влияние на человека 
и биосферу. Леса и баланс кислорода в 
атмосфере.  
5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ
     Качественные 
и количественные изменения водных ресурсов 
под влиянием хозяйственной деятельности 
человека. Методы защиты вод от загрязнения. 
Нормирование качества воды. Проблема 
обеспечения человечества пресной водой. 
Охрана водоемов от истощения и прогнозирование 
качества водных ресурсов. Защита малых 
рек. Охрана Мирового океана. Источники 
и виды загрязнения морей и океанов. Современное 
состояние загрязненности Мирового океана. 
Методы очистки сточных вод. 
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СУШИ (ЛИТОСФЕРЫ)
Земельные ресурсы и проблема их сохранения. Загрязнение литосферы. Опасные геологические процессы. Образование и свойства почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека. Эрозия почвы и ее предотвращение. Охрана и рациональное использование недр. Комплексное использование минерального сырья и защита литосферы от твердых отходов. Категории и классификация отходов. Экологические проблемы обеззараживания твердых бытовых отходов.
Леса, деградация 
лесов и экологические 
7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      Понятие 
экологической безопасности. Правовое 
регулирование управления экологической 
безопасностью. Административные   
инструменты   управления   
экологической   безопасностью.