Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:35, реферат
В условиях современной интенсификации и роста промышленного производства и одновременного резкого ухудшения качества природной среды проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей человека природной среды приобретает первостепенное значение. От правильного и своевременного решения экологических проблем зависит не только благосостояние человека, но и условия существования и развития человеческого общества в ближайшем и отдаленном будущем.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Методические
указания
для самостоятельного изучения курса
и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»
(для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия»,
«Экономика предприятия городского хозяйства»,
«Учет и аудит»;
6.050400 – «Гостиничное хозяйство»
«Туризм»
)
Харьков - ХНАГХ - 2007
Методические
указания для самостоятельного изучения
курса и выполнения контрольной работы
по дисциплине «Экология» (для студентов
1-3 курсов дневной и заочной форм обучения
специальностей 6.050100 – «Экономика строительного
предприятия», «Экономика предприятия
городского хозяйства», «Учет и аудит»;
6.050400 – «Гостиничное хозяйство», «Туризм»
). Сост. Лобов А. А. - Харьков, ХНАГХ, 2007,
- 12 с.
Составитель: А.
А. Лобов
Рецензенты: В. Е.
Бекетов, Г. П. Евтухова
Рекомендовано кафедрой инженерной экологии городов,
протокол № 2 от 03.10.07 г.
В
условиях современной интенсификации
и роста промышленного
Антропогенное загрязнение биосферы достигло таких масштабов, что его последствия для человека и биосферы в целом в конце XX ст. приобрели первостепенное значение. По прогнозам некоторых ведущих экологов мира уже стоит вопрос о выживаемости человека как биологического вида. В таком аспекте вопросы снижения антропогенного давления на биосферу и защита окружающей человека природной среды требуют скорейшего решения.
Курс "Экология" является базовым общеобразовательным курсом, призванным сформировать у студентов экологическое мировоззрение.
ЦЕЛЬ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»:
- формирование
у студентов экологического
- анализ
причин возникновения на
- ознакомление студентов с основами экологии как науки, возникшей на стыке естественных, общественных и технических наук;
- изучение
общих закономерностей
- систематизация и расширение знаний в области охраны от загрязнения окружающей человека среды и рационального использования природных ресурсов;
- систематизация
и расширение знаний в области
структуры биосферы и влияния
природной среды на человека,
в частности, последствий
- изучение экономических аспектов охраны окружающей природной среды от загрязнения;
- ознакомление
с проблемами и направлениями
развития экологии; экологическими
тенденциями в области
- анализ
возможных путей выхода из
экологического кризиса на
Учебная программа курса построена по принципу единства теории и практики, что дает возможность студентам понять сущность изучаемых явлений и научиться применять полученные знания в практической деятельности.
Программа содержит перечень тем и вопросов, расположенных последовательно в порядке их изучения.
Приступая к изучению курса, студент должен ознакомиться с его программой, содержанием отдельных тем и получить рекомендуемую литературу,
В ПРОГРАММУ КУРСА ВХОДЯТ:
- лекционное
изложение теоретического
- проведение
практических и семинарских
- подготовка контрольной работы или реферата.
В лекциях освещаются основные положения курса, наиболее важные и принципиальные вопросы экологии, а также проблемы практического использования экологических знаний. Конспектирование лекционного материала способствует лучшему усвоению знаний, облегчает процесс подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Лекционный материал является основой для других видов учебного процесса и прежде всего для самостоятельной работы студента. Такая работа должна осуществляться как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторное время.
Целью семинарских и практических занятий является закрепление полученных знаний и усвоение студентами основных положении курса при рассмотрении конкретных проблем и ситуаций, встречающихся в практической деятельности людей.
Подготовка контрольной работы или реферата является самостоятельной работой студента. Тему реферата студент определяет по рекомендации преподавателя с учетом уровня подготовки, опыта практической работы, круга интересов и будущей специализации. Подготовка контрольной работы или реферата позволяет выявить степень усвоения курса, а также умение применять полученные знания для решения конкретных задач. Объем контрольной работы- 20-25 страниц, реферата-15-20 страниц печатного текста. Материал реферата рекомендуется доложить и обсудить на семинарских занятиях.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
- знать
важнейшие проблемы экологии, охраны
окружающей среды и
- знать
современные методы решения
- уметь управлять качеством окружающей человека среды;
- планировать
и разрабатывать экономически
обоснованные мероприятия по
охране природной среды и
Программой
курса предусматриваются
- выступления на семинарских занятиях;
- проверка контрольных работ или рефератов;
- зачет.
М
О Д У Л Ь 1
Содержательный
модуль 1.1 ЭКОЛОГИЯ
И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ
И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СФЕРОЙ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Экология как наука Основные определения и понятия. Предмет изучения и основные задачи. Краткая характеристика основных компонентов окружающей человека среды. Понятие экосистемы. Связи организмов в экосистемах. Состав и функциональная структура экосистемы. Пищевые цепи.
Понятие
загрязнения среды, определение загрязнителя
как одного из важнейших понятий экологии
и охраны окружающей среды. Экология и
глобальные проблемы человечества.
2. ТЕХНОГЕННЫЕ
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Современная
экология, ее предмет, объекты и задачи.
Подходы в определении взаимоотношений
человека и природы. Характеристика разных
видов отрицательного техногенного влияния
на экосистемы и биосферу. Технологические
способы предотвращения и ликвидации
загрязнения природной среды. Понятие
мало- и безотходной технологии. Состояние,
перспективы развития, экономическая
целесообразность мало- и безотходной
технологии. Классификация отходов. Переработка
твердых отходов. Утилизация и ликвидация
осадков сточных вод.
3. СРЕДА ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Экологические факторы и их действие. Общая характеристика экологических факторов. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Понятие об экологической нише и жизненной форме. Механизмы адаптации живых организмов к экологическим факторам. Влияние экологических факторов на организм человека. Роль пищи в жизни организмов.
Основные законы, правила и принципы экологии.
4. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Биосфера
как глобальная экосистема. Живое вещество.
Экосистема, виды экосистем в биосфере,
их классификация. Пищевые цепи. Экологические
пирамиды. Круговорот веществ в
биосфере. Основные экосистемы биосферы.
Биохимический цикл обмена веществом
и энергией между составными частями биосферы.
Саморегуляция природных систем. Динамика
и устойчивость биосферы.
Содержательный
модуль 1.2 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1. ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОЦЕНКА ЕЕ СОСТОЯНИЯ
Понятие
окружающей человека природной среды
(ОС) как среды обитания. Механизмы
взаимодействия экосистем различного
иерархического уровня и
человеческого общества. Критерии, характеризующие
состояние экосистем. Современные экологические
проблемы среды обитания человека (демографическая
проблема, урбанизация, транспорт, проблема
снабжения населения питьевой водой и
пищевыми ресурсами, утилизация отходов
и т.д.) и способы их решения.
2. ЭНЕРГЕТИКА И БИОСФЕРА
Экологические проблемы энергетики (источники энергии, энергетическое загрязнение среды). Уголь, нефть и атом. Альтернативные и возобновляемые источники энергии (энергия солнца, ветра, океанов, термальная, термоядерная биоэнергетика и т.д). Проблемы и перспективы их использования. Энергетический потенциал Украины.
3. ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
Классификация природных ресурсов. Роль и задачи экологии в обеспечении рационального природопользования. Общие инженерные принципы рационального природопользования. Современные экологические требования к деятельности человека.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРЫ
Глобальное
загрязнение атмосферы. Защита атмосферы
от выбросов. Неблагоприятные атмосферные
явления (смоги, кислотные и щелочные дожди,
озоновые дыры, парниковый эффект и т.д.).
Причины возникновения и влияние на человека
и биосферу. Леса и баланс кислорода в
атмосфере.
5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ
Качественные
и количественные изменения водных ресурсов
под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Методы защиты вод от загрязнения.
Нормирование качества воды. Проблема
обеспечения человечества пресной водой.
Охрана водоемов от истощения и прогнозирование
качества водных ресурсов. Защита малых
рек. Охрана Мирового океана. Источники
и виды загрязнения морей и океанов. Современное
состояние загрязненности Мирового океана.
Методы очистки сточных вод.
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СУШИ (ЛИТОСФЕРЫ)
Земельные ресурсы и проблема их сохранения. Загрязнение литосферы. Опасные геологические процессы. Образование и свойства почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека. Эрозия почвы и ее предотвращение. Охрана и рациональное использование недр. Комплексное использование минерального сырья и защита литосферы от твердых отходов. Категории и классификация отходов. Экологические проблемы обеззараживания твердых бытовых отходов.
Леса, деградация
лесов и экологические
7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Понятие
экологической безопасности. Правовое
регулирование управления экологической
безопасностью. Административные
инструменты управления
экологической безопасностью.