Методические указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях современной интенсификации и роста промышленного производства и одновременного резкого ухудшения качества природной среды проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей человека природной среды приобретает первостепенное значение. От правильного и своевременного решения экологических проблем зависит не только благосостояние человека, но и условия существования и развития человеческого общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Файлы: 1 файл

Методичка_Экология.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ  НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
 
 
 
 

Методические  указания  

для самостоятельного изучения курса 

и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»

(для  студентов 1-3 курсов дневной и  заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия»,

«Экономика  предприятия городского хозяйства»,

«Учет и  аудит»;

6.050400 – «Гостиничное хозяйство»

«Туризм» )  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Харьков - ХНАГХ - 2007

     Методические  указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология» (для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия», «Экономика предприятия городского хозяйства», «Учет и аудит»; 6.050400 – «Гостиничное хозяйство», «Туризм» ). Сост. Лобов А. А. - Харьков, ХНАГХ, 2007, - 12 с. 
 
 
 
 

Составитель: А. А. Лобов 
 

Рецензенты: В. Е. Бекетов, Г. П. Евтухова 
 
 
 
 
 
 

Рекомендовано кафедрой инженерной экологии городов,

протокол № 2 от 03.10.07 г.

 
Общие указания
 

     В условиях современной интенсификации и роста промышленного производства и одновременного резкого ухудшения  качества природной среды проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей человека природной  среды приобретает первостепенное значение. От правильного и своевременного решения экологических проблем зависит не только благосостояние человека, но и условия существования и развития человеческого общества в ближайшем и отдаленном будущем.

     Антропогенное загрязнение биосферы достигло таких масштабов, что его последствия для человека и биосферы в целом в конце XX ст. приобрели первостепенное значение. По прогнозам некоторых ведущих экологов мира уже стоит вопрос о выживаемости человека как биологического вида. В таком аспекте вопросы снижения антропогенного давления на биосферу и защита окружающей человека природной среды требуют скорейшего решения.

     Курс "Экология" является базовым общеобразовательным курсом, призванным сформировать у студентов экологическое мировоззрение.

ЦЕЛЬ  КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»:

- формирование  у студентов экологического мировоззрения;

- анализ  причин возникновения на планете  глобального экологического кризиса,  который угрожает дальнейшему  существованию человека;

- ознакомление  студентов с основами экологии как науки, возникшей на стыке естественных, общественных и технических наук;

- изучение  общих закономерностей развития  и взаимодействия системы "человек  - производство - биосфера;

- систематизация  и расширение знаний в области  охраны от загрязнения окружающей человека среды и рационального использования природных ресурсов;

- систематизация  и расширение знаний в области  структуры биосферы и влияния  природной среды на человека, в частности, последствий загрязнения  среды обитания для человеческого организма и различных экосистем;

- изучение  экономических аспектов охраны  окружающей природной среды от  загрязнения;

- ознакомление  с проблемами и направлениями  развития экологии; экологическими  тенденциями в области взаимодействия  компонентов системы " человек - производство - природа";

- анализ  возможных путей выхода из  экологического кризиса на планете.

     Учебная программа курса построена по принципу единства теории и практики, что дает возможность студентам  понять сущность изучаемых явлений  и научиться применять полученные знания в практической деятельности.

Программа содержит перечень тем и вопросов, расположенных последовательно  в порядке их изучения.

     Приступая к изучению курса, студент должен  ознакомиться с его программой, содержанием отдельных тем и получить рекомендуемую литературу,

В ПРОГРАММУ КУРСА  ВХОДЯТ:

- лекционное  изложение теоретического материала;

- проведение  практических и семинарских занятий;

- подготовка  контрольной работы или реферата.

     В лекциях освещаются основные положения  курса, наиболее важные и принципиальные вопросы экологии, а также проблемы практического использования экологических знаний. Конспектирование лекционного материала способствует лучшему усвоению знаний, облегчает процесс подготовки к практическим и семинарским занятиям.

     Лекционный  материал является основой для других видов учебного процесса и прежде всего для самостоятельной работы студента. Такая работа должна осуществляться как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторное время.

     Целью семинарских и практических занятий является закрепление полученных знаний и усвоение студентами основных положении курса при рассмотрении конкретных проблем и ситуаций, встречающихся в практической деятельности людей.

     Подготовка  контрольной работы или реферата является самостоятельной работой студента. Тему реферата студент определяет по рекомендации преподавателя с учетом уровня подготовки, опыта практической работы, круга интересов и будущей специализации. Подготовка контрольной работы или реферата позволяет выявить степень усвоения курса, а также умение применять полученные знания для решения конкретных задач. Объем контрольной работы- 20-25 страниц, реферата-15-20 страниц печатного текста. Материал реферата рекомендуется доложить и обсудить на семинарских занятиях.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

- знать  важнейшие проблемы экологии, охраны  окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов;

- знать  современные методы решения этих  проблем и уметь применять  их в практической деятельности;

- уметь  управлять качеством окружающей человека среды;

- планировать  и разрабатывать экономически  обоснованные мероприятия по  охране природной среды и рациональному  использованию природных ресурсов.

     Программой  курса предусматриваются следующие  формы контроля знаний студентов:

- выступления  на семинарских занятиях;

- проверка контрольных работ или рефератов;

- зачет. 

М О Д У Л Ь 1 

Содержательный  модуль 1.1 ЭКОЛОГИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРОЙ 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

      Экология  как наука Основные определения и понятия. Предмет изучения и основные задачи. Краткая характеристика основных компонентов окружающей человека среды. Понятие экосистемы. Связи организмов в экосистемах. Состав и функциональная структура экосистемы. Пищевые цепи.

     Понятие загрязнения среды, определение загрязнителя как одного из важнейших понятий экологии и охраны окружающей среды. Экология и глобальные проблемы человечества.  

2. ТЕХНОГЕННЫЕ  АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА  И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

      Современная экология, ее предмет, объекты и задачи. Подходы в определении взаимоотношений человека и природы. Характеристика разных видов отрицательного техногенного влияния на экосистемы и биосферу. Технологические способы предотвращения и ликвидации загрязнения природной среды. Понятие мало- и безотходной технологии. Состояние, перспективы развития, экономическая целесообразность мало- и безотходной технологии. Классификация отходов. Переработка твердых отходов. Утилизация и ликвидация осадков сточных вод. 

3. СРЕДА ОБИТАНИЯ  И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

     Экологические факторы и их действие. Общая характеристика экологических факторов. Классификация  экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Понятие  об экологической нише и жизненной  форме. Механизмы адаптации живых организмов к экологическим факторам. Влияние экологических факторов на организм человека. Роль пищи в жизни организмов.

      Основные  законы, правила и принципы экологии.

4. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

     Биосфера  как глобальная экосистема. Живое вещество. Экосистема, виды экосистем в биосфере, их классификация. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в биосфере. Основные экосистемы биосферы. Биохимический цикл обмена веществом и энергией между составными частями биосферы. Саморегуляция природных систем. Динамика и устойчивость биосферы. 

Содержательный  модуль 1.2 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

1. ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОЦЕНКА ЕЕ СОСТОЯНИЯ

     Понятие окружающей человека природной среды (ОС) как среды обитания. Механизмы взаимодействия экосистем различного иерархического уровня и человеческого общества. Критерии, характеризующие состояние экосистем. Современные экологические проблемы среды обитания человека (демографическая проблема, урбанизация, транспорт, проблема снабжения населения питьевой водой и пищевыми ресурсами, утилизация отходов и т.д.) и способы их решения. 

2. ЭНЕРГЕТИКА И БИОСФЕРА

      Экологические проблемы энергетики (источники энергии, энергетическое загрязнение среды). Уголь, нефть и атом. Альтернативные и возобновляемые источники энергии (энергия солнца, ветра, океанов, термальная, термоядерная биоэнергетика и т.д). Проблемы и перспективы их использования. Энергетический потенциал Украины. 

3. ПРИРОДНЫЕ  РЕСУРСЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

     Классификация природных ресурсов. Роль и задачи экологии в обеспечении рационального природопользования. Общие инженерные принципы рационального природопользования. Современные экологические требования к деятельности человека.      

4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРЫ

     Глобальное  загрязнение атмосферы. Защита атмосферы от выбросов. Неблагоприятные атмосферные явления (смоги, кислотные и щелочные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект и т.д.). Причины возникновения и влияние на человека и биосферу. Леса и баланс кислорода в атмосфере.  

5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ

     Качественные  и количественные изменения водных ресурсов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Методы защиты вод от загрязнения. Нормирование качества воды. Проблема обеспечения человечества пресной водой. Охрана водоемов от истощения и прогнозирование качества водных ресурсов. Защита малых рек. Охрана Мирового океана. Источники и виды загрязнения морей и океанов. Современное состояние загрязненности Мирового океана. Методы очистки сточных вод. 

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СУШИ (ЛИТОСФЕРЫ)

     Земельные ресурсы и проблема их сохранения. Загрязнение литосферы. Опасные геологические процессы. Образование и свойства почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека. Эрозия почвы и ее предотвращение. Охрана и рациональное использование недр. Комплексное использование минерального сырья и защита литосферы от твердых отходов. Категории и классификация отходов. Экологические проблемы обеззараживания твердых бытовых отходов.

Леса, деградация лесов и экологические последствия этого процесса.

7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

      Понятие экологической безопасности. Правовое регулирование управления экологической безопасностью. Административные   инструменты   управления   экологической   безопасностью.   

Информация о работе Методические указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»