Геологическая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

Урал — это целая система горных хребтов, вытянутых параллельно один к другому в меридиональном направлении. Как правило, таких параллельных хребтов два — три, но местами при расширении горной системы количество их возрастает до четырех и более. Так, например, орографически очень сложен Южный Урал между 55 и 54° с. ш., где насчитывается не менее шести хребтов. Между хребтами лежат обширные понижения, занятые долинами рек.

Оглавление

Оглавление 2
Состав бригады № 2 4
Введение 5
1. Физико-географический очерк 6
1.1 Орография и гидрография 6
Орография 7
Гидрография 7
1.2 Рельеф (геоморфология) 10
1.3 Климат 13
Осадки 13
Снежный покровПромерзнание грунтов влажность и сперения 16
1.4 Растительность и животный мир 19
Растительность 19
Животный мир…………..20
1.5 Экономика района 22
Промышленность 22
Сельское хозяйство 27
Транспорт 28
2. Геологическая изученность района 29
2.1 Геологическое строение района 35
3.1 Стратиграфия. 35
3.2 Петрографический очерк 36
Магматические породы 36
Метаморфические породы. 37
3.3 Тектоника 38
3.4 Гидрогеология 42
Верховодка 44
3.5 Инженерно-геологические и геологические процессы 45
3.6 Полезные ископаемые 46
4.Описание экскурсий 49
Шабровский тальково-магнезитный карьер 61
Невьянское месторождение 59
Полевской мраморный карьер 66
Первоуральск 61
5. История геологического развития района 70
6. Экологическая оценка деятельности горнодобывающих предприятий 73
7. Заключение 76
8. Список используемой литературы 77
9. Список текстовых и графических приложений 79

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 2.06 Мб (Скачать)

Специализация агропромышленного комплекса Урала — зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре  посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика — немногим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре  сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере — молочное скотоводство, птицеводство, на юге района — мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала — повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.

Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

Транспорт

Свердловская область имеет  развитую транспортную инфраструктуру и является одним из крупнейших транспортных узлов страны.

Грузовые и пассажирские перевозки по территории области осуществляется Свердловской и частично Горьковской и Южно-Уральской железными дорогами. Длина эксплуатационного участка железнодорожных путей общего пользования составляет 3600 км, а также 4600 км подъездных путей промышленных предприятий области. Свердловская железная дорога входит в тройку крупнейших магистралей России по объемам обслуживания грузовых и пассажирских перевозок.

Основная часть внешних  и внутренних перевозок грузов осуществляется железнодорожным транспортом. Протяженность  дорог общего пользования на территории области - 3554 км (1993 г.), в том числе 220б км электрифицированных. Наиболее густая железнодорожная сеть - в южных и центральных районах области.

Совсем нет железных дорог  общего пользования на северо-востоке  области (Гаринский, Таборинский районы) и в некоторых районах на юго-востоке (Слободо- Туринский, Байкаловский).

Область связана железными  дорогами со всеми районами страны. С западными и центральными районами - через магистрали Екатеринбург - Казань - Москва, Екатеринбург - Пермь - Нижний Новгород - Москва, Екатеринбург - Киров - Москва; с северо-западными - магистралью Екатеринбург - Киров - Вологда - Санкт-Петербург; на северо-восток идет дорога Екатеринбург - Серов - Ивдель - Обь; с южными и юго-восточными регионами связь осуществляется по магистралям Екатеринбург - Челябинск - Оренбург и Екатеринбург – Каменск-Уральский - Курган. Внутриобластное значение имеют дороги Каменск - Уральский - Сосьва Серов, Нижний Тагил - Алапаевск, Екатеринбург - Егоршино - Тавда.

По железным дорогам перевозятся  массовые грузы: каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лес  и строительные материалы. Они составляют более 90% всех грузов, отправляемых по Свердловской железной дороге в пределах области.

В Свердловской области построено автодорог общего пользования более 11000 км, в том числе с твердым покрытием более10000 км.

3600 км — длина железнодорожных путей

Более 11 тыс. км — длина автомобильных дорог

30 российских авиакомпаний осуществляют регулярные рейсы в регион 

По территории региона проходят следующие федеральные автомобильные дороги:

  • М-5 «Урал» подъезд к Екатеринбургу,
  • 1Р-242-Пермь — Екатеринбург,
  • 1Р-351-Екатеринбург — Тюмень,
  • 1Р-354 Екатеринбург — Шадринск — Курган.

Аэропорты

Всего в Свердловской области 8 аэропортов, 7 из которых обслуживают только местные (внутренние) линии. Крупнейшим на местных линиях является аэропорт «Уктус», связывающий Екатеринбург с городами области и близлежащих регионов, а также аэропорт в Североуральске.

Дальние и международные перевозки  выполняются через аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге, который имеет статус международного и, согласно рейтингу российских аэропортов, занимает 5 место по объему международных и 6 место по общему объему пассажирских и грузовых перевозок воздушным транспортом России. В «Кольцово» с 2005 г. действует современный международный терминал, осуществляются регулярные полеты в 25 стран мира, в т.ч. в страны Евросоюза: Австрию, Великобританию, Германию, Чехию и Францию. Планируется открытие прямых рейсов в Хельсинки, Будапешт, регулярного сообщения с Японией и Китаем. Внутри России выполняются рейсы более чем в 40 городов, а также по 9 направлениям со странами Ближнего Зарубежья.

Регулярные рейсы в «Кольцово» осуществляют 30 российских авиакомпаний, среди которых:

  • «Авиакон Цитотранс»
  • «Аэрофлот — российские авиалинии»
  • «Дальавиа»
  • «Красноярские авиалинии»
  • «Пулково»
  • «Трансаэро»
  • «Тюменские авиалинии»
  • UTair 

В регионе действуют крупнейшие зарубежные компании

  • British Airways
  • Czech Airlines
  • Lufthansa

Крупнейшая авиакомпания Свердловской области — ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии». Модернизация аэропорта «Кольцово» имеет целью создание регионального транспортно-логистического узла (хаба), способствующего интеграции области в мировую экономику.

 

2.Геологическая изученность  района

Урал,по определению пионеров освоения его богатсв,-земля золотая,край большого прошлого и великого будующего,колыбель геологических исследований в нашем отечестве.

С развитием горнопромышленного строительства требются большие работы по изыс4канию источников водоснабжения городов,рудничных и заводских поселков,сельскохозяственных ферм. ряд уралских селений успешно использует для водоснабжения подземные воды.Поэтому изучение гидрогеологии края имеет особое знаение.

Когда-то богатейшие рудные месторождения Южного и Среднего Урала за 300 лет добычи оказались  истощены. Так, необходимые промышленности железные и марганцевые руды приходится закупать по высоким мировым ценам  и доставлять за 2500 км из стран ближнего и дальнего зарубежья, отчего себестоимость продукции машиностроения выросла в 4 раза. Под угрозой увольнения оказались более полумиллиона человек, работающих на машиностроительных заводах Уральского федерального округа.

Несмотря на общую хорошую  динамику развития региональной промышленности, физические объемы производства в машиностроительной отрасли снизились по сравнению  с 1990 годом на 20%. Так, за этот период в 34 раза сократилось производство металлорежущих станков, в 16 раз —  тракторов, в 10, 7 раза — экскаваторов, бульдозеров стали выпускать  в 9, 3 раза меньше, а автобусов —  в 8, 5 раз. По некоторым направлениям производство практически прекратилось.

Между тем, недалеко, всего  в 300 - 500 км, на севере "уральского камня» сосредоточены немалые рудные и топливно-сырьевые месторождения.

В зоне Полярного и Приполярного Урала сосредоточены рудные и  топливно-сырьевые месторождения: по оценке экспертов, 36 млрд. т угля; более 60 млрд. т железной руды; более 900 млн. т хромовых руд; 1537 млн. т марганцевых руд; 468 млн. т фосфоритов; 1147 млн. т бокситов; а также золото, платина, серебро, не говоря о запасах нефти и  газа. По предварительным расчетам, природных ресурсов для обеспечения не только Урала, но и других регионов России хватит на сотню лет.

 

 

Перспективными являются проявления и запасы следующих руд  и минералов:

1.Кварц

2.Руды цветных металлов

3.Уголь

4.Бетониты

5.Цеолиты

6.Хромиты

Прогнозные ресурсы и запасы

К разведанным относятся  месторождения (участки недр), запасы которых, их качество, технологические  свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены по скважинам  и горным выработкам с полнотой, достаточной для технико-экономического обоснования их вовлечения в промышленное освоение в установленном порядке.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки.

Уровень разведанности ресурсов

В районе практически отсутствуют  и разведанные месторождения  россыпного золота, имеющиеся имеют  статус проявлений и зачастую, при  выставлении их на продажу, не находится  заинтересованных лиц для покупки  таких недоразведанных объектов. Разведка – это значительные материальные затраты, привлечение дополнительных трудовых ресурсов и высокая степень риска, так как в случае неудачи работы вызывают существенные убытки. Разведочные работы сопровождаются комплексом горнопроходческих – шурфы, траншеи и буровые работы с отбором большого количества проб.

Требуется специальное горное и перерабатывающее оборудование: карьерная  и шахтная техника, обогатительные фабрики, электроэнергия и многое другое. Рентабельным считается месторождение  с запасами рудного золота около 30 тонн. Расчет такой, чтобы при его  отработке за 10-12 лет окупить затраты  и отработать используемое оборудование».

Геологи утверждают, что на Приполярном Урале кроме угля, рассыпного золота и кварца нет разведанных  запасов. Максимально, что было сделано  на сегодняшний день – это двухсоттысячная  съемка, и это прогнозные ресурсы, а отнюдь не запасы полезных ископаемых. Предстоит еще как минимум  двадцать лет работы, потому что  объемы буровых работ очень большие, а без бурения и химической обработки пород однозначного ответа по поводу запасов не дашь.

Есть мнение, что создание опережающей транспортной инфраструктуры вдоль восточного склона Уральских  гор преждевременно. Возможно, есть резон произвести доразведку полезных ископаемых. По сути, большей частью на Приполярном Урале обнаружены лишь проявления многих полезных ископаемых.

Кроме того, в высокой степени  готовности находятся бентонитовые и каолиновые глины, т.е. те месторождения, которые можно ввести в эксплуатацию в течение 3-х лет.

Геологоразведка на Приполярном  Урале продолжается. Если в 2005 году поисковикам было выделено всего 10 млн. руб., то в прошлом году из федерального бюджета поступило 247,5 млн. руб., а  из окружного 170 млн. руб.

 

 

2.1 Геология района

Геологический очерк

Самоцветная полоса выделяется, прежде всего как область распространения месторождений самоцветов - драгоценных, цветных и поделочных камней - в экзоконтакте Мурзинского и Адуйского гранитных массивов на Среднем Урале.

Мурзинско-Адуйский мегантиклинорий принадлежит к Восточно-Уральской мегазоне и, по выражению В.Н. Пучкова (1), представляет собой микроконтинент, обособившийся в ордовике "обломок континентальной коры". Возраст гранито-гнейсов, слагающих основу этой структуры, варьирует в пределах 1200-2490 миллионов лет, то есть они относятся к нижнему протерозою (возможен и архей). Западное крыло антиклинальной структуры, в ядре которой обнажаются граниты - Мурзинский, Адуйский и Каменский массивы, осложнено изоклинальными складками различных порядков и инъекцией жильных дериватов гранитов. Метаморфиты, слагающие обрамление гранитов, условно подразделяются на три толщи: самая древняя - гнейсы биотитовые, гранат - биотитовые, двуслюдяные (возможно, верхний протерозой). Выше по разрезу они сменяются амфиболовыми и амфибол-биотитовыми гнейсами. Наконец, еще выше по разрезу располагается толща графитистых и графитисто-слюдистых сланцев и кварцитов с прослоями слюдяных и амфиболовых гнейсов. Обрамление этой мегантиклинальной структуры сложено нижнепалеозойскими филлитами, углисто-кремнистыми сланцами, с прослоями зеленых сланцев, мраморизованных известняков и метавулканитов. Во всех толщах наблюдаются многочисленные тела серпентинитов, часто сильно дислоцированные и иногда преобразованные в тальк-карбонатные и акгинолитовые породы.

А.Е. Ферсманом все разнообразие пегматитов Самоцветной полосы подразделяется на пять групп:

— "обычные пегматиты", или пегматиты  древней серии по А.С. Таланцеву (9): мусковит-кварц-полевошпатовые, без друзовых полостей, находящиеся непосредственно в гранитах;

— топаз-берилловые камерные (то есть с друзовыми полостями) пегматиты с устойчиво повторяющейся внутренней зональностью: гранит-аплитовая оторочка, кварц-ортоклазовая графическая зона, кварц-микроклиновая или кварц-микроклин-альбитовая субграфическая зона со слюдами, зона блокового микроклина, альбитовая и альбит слюдяная зона, друзовая полость с топазом и бериллом; распространение этих пегматитов подчиняется метаморфической зональности; восточная граница соответствует изограде ставролита, а западная - изограде альмандина в гнейсах и кристаллических сланцах;

— контаминированные камерные пегматиты (и серпентинитах) с полихромным и розовым турмалином, лепидолитом, реже с кордиеритом, воробьевитом, с олигоклаз-кварцевой гpaфической зоной и "мечевидным" биотитом.

— полевошпатовые пегматиты (поздней  серии по А. С. Таланцеву) - источник керамического сырья.

В распространении самоцветной минерализации  устанавливается отчетливая зональность: восточная эндо-экзоконтактовая зона характеризуется развитием берилл-изумруд-александритовой минерализации, представленной прежде всею Изумрудоносной полосой на юго-востоке и прослеженной с перерывами до северо-западного замыкания Мурзинского массива. В пределах западного экзоконтакта, наряду с бериллиевой отмечена топазовая и турмалиновая специализация пегматитов (9). В меридиональном направлении, как отмечает Таланцев, в пределах зоны южного замыкания доминируют пегматиты с турмалином, далее на север они сменяются пегматитами с бериллом и наконец у северного замыкания преобладают пегматиты с топазовой и берилл-топазовой минерализацией. Аналогичную смену самоцветной специализации пегматитов А. С. Таланцев отмечает и для Адуйского массива.

Сбросо-сдвиговые тектонические нарушения субширотного и северо-восточного простирания отмечены наиболее поздними, завершающими минерагеническую эволюцию гранитного массива проявлениями аметист-кварцевой минерализации, березитизации и аргиллизации. Этими же субширотными трещинами контролируеются поздняя гидротермальная аргиллизация и кварцевые (с расщепленным, сферолитоподобным друзовой текстурой агрегатом) и халцедон-кварцевых жилы, известные как месторождения переливта.

Минералогическое  и минерагеническое разнообразие Самоцветной полосы обеспечено прежде всего длительностью геологической эволюции этой могучей геосистемы, определившей периодическую активизацию минералообразующих систем и процессов в контрастных физико-химических и тектонических режимах. Здесь в течение протерозоя и палеозоя прекрасно проявился созидательный минерагенический потенциал пегматитовых и грейзеновых систем, осуществлены все варианты гидротермального синтеза - от высокотемпературных до телетермальных. Наконец, мезозойский гипергенез оставил нам в наследство мощные коры выветривания и россыпи (элювиальные, элювиально-делювиальные и аллювиальные), где драгоценный камень "вызревал", приобретая достоинства и теряя дефекты. Словом, здесь выразительно представлены все звенья могучего минерагеничсского цикла: от магматитов и метаморфитов до гидротермалитов и продуктов гипергенеза.

Информация о работе Геологическая практика