Топливно-энергетический комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:32, реферат

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — совокупность отраслей по:

- добыче, транспортировке, переработке топлива (топливная промышленность);

- выработке электроэнергии (электроэнергетика);

- передаче ее потребителю (электронный транспорт).

Энергетика включает в себя топливную промышленность и электроэнергетику, являясь основой развития производственных сил, создания материально-технической базы общества.

Файлы: 1 файл

тэк.doc

— 92.50 Кб (Скачать)
 

Трубная промышленность России 

С 2000 по 2007 годы производство труб в России выросло в 2,7 раза. По данным на 2008 год, по производству стальных труб Россия занимает 3-е место в мире.

В последние годы в модернизацию российской трубной промышленности было вложено около $8 млрд, был освоен выпуск новых видов продукции, повысилось качество. К 2010 году около 40 % труб в России выпускалось на новом оборудовании.

Крупнейшие российские трубные заводы

Синарский трубный  завод  | Северский трубный завод  | Таганрогский металлургический завод  | Волжский трубный завод  | Первоуральский новотрубный завод  | Челябинский  трубопрокатный завод  | Выксунский металлургический завод  | Альметьевский  трубный завод 

Цветная металлургия России 

По данным на 2010 год, доля цветной металлургии  в российском ВВП — 2,6 %, в промышленном производстве — 10,2 %.

По данным на 2008 год, Россия занимает 1-е место  в мире по производству никеля, экспорту никеля и экспорту алюминия.

По данным на 2008 год, Россия занимает 2-е место  в мире по производству алюминия (после  Китая) и производству титанового проката.

Российские производители  цветных металлов:

  1. Российский алюминий — крупнейший в мире производитель алюминия и глинозёма.
  2. Норильский никель — крупнейший в мире производитель никеля и палладия.
  3. ВСМПО-Ависма — крупнейший в мире производитель титана.
  4. Новосибирский оловянный комбинат — единственный в СНГ производитель олова и его сплавов[10].
  5. Гайский ЗОЦМ Сплав (Гай)
  6. Уральская горно-металлургическая компания (Верхняя Пышма)
  7. Завод припоев и сплавов (Рязань)
  8. Каменск-Уральский завод обработки цветных металлов (Каменск-Уральский)
  9. Каменск-Уральский металлургический завод (Каменск-Уральский)
  10. Кировский ЗОЦМ (Киров)
  11. Кольчугинский ЗОЦМ (Кольчугино)
  12. Красный Выборжец (Санкт-Петербург)
  13. Московский ЗОЦМ
  14. Надвоицкий алюминиевый завод (Карелия)
  15. Новгородский металлургический завод (Великий Новгород)
  16. Новороссийский завод цветных металлов
  17. Ступинская металлургическая компания (Ступино)
  18. Электроцинк (Владикавказ)
  19. Уральская горно-металлургическая компания (Ревда)
  20. Рязцветмет (Рязань)
  21. Туимский завод цветных металлов (Хакасия)
  22. ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод»
 

Государственная политика

В последние  годы российское правительство приняло  меры по защите внутреннего рынка, отменило импортные пошлины на основные виды оборудования, оказывало поддержку российским фирмам по покупке металлургических активов за границей, приняло меры по уменьшению внешнеторговых ограничений на внешних рынках, действующих в отношении российской металлургической продукции. Эти меры способствовали позитивным результатам деятельности российской металлургии в 2000-х годах.

В марте 2009 года Минпромторгом России была утверждена Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года. 

Машиностроительный  комплекс 

Российский рынок  машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой  как по номенклатуре и объему производимого  товара, так и по степени экономической  концентрации и конкурентноспособности. Это очень большой неоднородный рынок, включающий железнодорожное, металлургическое, электротехническое, станкостроительное, тракторное, автомобильное и инструментальное машиностроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, приборостроение и т.д. Структура поставщиков и потребителей машиностроительной отрасли указывает на центральное положение отрасли в цепи взаимосвязанных вертикально-интегрированных товарных рынков России. Машиностроительный рынок, как никакой другой, зависим от металлургической промышленности. Наметившийся в последние годы рост промышленного производства в машиностроительном комплексе напрямую связан с подъемом металлургической промышленности. Российское машиностроение пытается находиться в русле мировых тенденций, но кризисное состояние отечественной экономики в 1990-е годы отразилось на состоянии этого товарного рынка в наибольшей степени. Прежде всего, это связано с тем, что был раздроблен единый комплекс советской металлургии. Часть добытого сырья и произведенных металлов находился во внутриторговом обороте союзных Республик (ныне страны СНГ). Резкое снижение производства в машиностроительном и оборонном комплексе имело неблагоприятные последствия и для российских металлургических предприятий, обеспечивающих более 85% потребности машиностроительного комплекса в алюминии, никеле и меди; Точка зрения, что рынок сам расставит все по местам, оказалась несостоятельной. Сегодня основу отрасли составляют предприятия, производство продукции которых в переходный период катастрофически упало. Сейчас, когда металлургическая промышленность России на подъеме, ситуация в машиностроительном комплексе меняется - тенденция скупки мелких пакетов акций предприятий машиностроительного комплекса большим количеством малоизвестных фирм из офшорных зон сменилась на тенденцию покупки акций этих предприятий крупными российскими компаниями, прежде всего - металлургическими, и компаниями им подконтрольными. На машиностроительном рынке действует ограниченное число привлекательных компаний машиностроительного комплекса, поэтому существует корпоративная борьба за вовлечение таких предприятий в свои структуры. МАП России иногда вынужден параллельно рассматривать ходатайства от разных юридических лиц о приобретении акций (долей) и активов таких предприятий. 

Машиностроение  России — отрасль российской промышленности. 

Объём продукции  в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 822 млрд рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве офисного оборудования и вычислительной техники — 39,4 млрд рублей;
  • производстве электрических машин и электрооборудования — 324 млрд рублей;
  • производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 195 млрд рублей;
  • производстве оптических приборов, фото и кинооборудования, часов, медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний — 264 млрд рублей.

Объём продукции  в производстве транспортных средств  и оборудования — 1,10 трлн рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов — 499 млрд рублей;
  • производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — 603 млрд рублей.

Средняя начисленная  заработная плата в производстве машин и оборудования — 19057 руб/мес (март 2010). 

Оборонно-промышленный комплекс России 

В 2007 году объём  реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.

Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доли США (32 %).

В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции  военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов). Согласно данным СИПРИ, доля поставкок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений.

РФ имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и  продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией.

Российские предприятия  ВПК: Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский  машиностроительный завод, Воткинский завод и другие. 

Судостроение России 

Судостроительная  промышленность России традиционно  является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.

В России существует более 1000 предприятий, занятых в  судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

В 1995—2005 годах  на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей. 

Автомобильная промышленность России 

Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:

АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе.

КАМАЗ — находится  на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков.

Группа ГАЗ: (ООО  «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод»(ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»)

Соллерс

Завод имени  Лихачёва 

По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов.

В период с 2000 по 2010 годы в РФ было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие.

При рассмотрении стратегии развития российского  автопрома, Правительством РФ в марте 2010 будет рассмотрен вопрос о принципах  сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России. 

Авиационная промышленность России 

Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года

Крупнейшие авиастроительные предприятия России входят в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК).

После саммита  БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской  аэрокосмической корпорацией Embraer о  совместной разработке и производстве самолета для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании  мощностей Казанского авиационного завода.

См. также Международный  авиационно-космический салон (МАКС) (Заключено контрактов на сумму: в 2005 — 5 млрд долл., в 2007 — 3 млрд долл., в 2009 — 10 млрд долл.). 

Ракетно-космическая  промышленность России 

В структуру  Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий. Крупнейшие предприятия космической промышленности:

  • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
  • ЦСКБ-Прогресс,
  • Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения»
  • НПО машиностроения
  • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»
  • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»)
  • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, к 2015 году доля продукции ракетно-космической промышленности на мировом рынке производства ракетно-космической техники к 2015 году должна достигнуть 15 %.

По интенсивности  космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и  количеству запущенных космических  аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России