Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:33, реферат
Анализ действующих в современном мире тенденций показывает, что США совместно со странами НАТО и Японией играют, и далее будут стремиться играть, ведущую военно-политическую роль на планете, опираясь при этом как на экономическую, так и на военную мощь, идя в случае необходимости на прямое применение силы. В ближайшие 10-15 лет Европа и Япония, несмотря на некоторые разногласия с американцами по тактическим вопросам, по принципиальным вопросам будут действовать в рамках общей линии США.
1. Россия: обзор геополитической ситуации в мире………..………………..
2. Россия в XXI веке в геополитике США……………………………………
Список литературы…………………………….........………………………...
1. Россия: обзор геополитической ситуации в мире
Анализ действующих в современном мире тенденций показывает, что США совместно со странами НАТО и Японией играют, и далее будут стремиться играть, ведущую военно-политическую роль на планете, опираясь при этом как на экономическую, так и на военную мощь, идя в случае необходимости на прямое применение силы. В ближайшие 10-15 лет Европа и Япония, несмотря на некоторые разногласия с американцами по тактическим вопросам, по принципиальным вопросам будут действовать в рамках общей линии США.
В первой половине XXI века наибольшее значение для Запада по всей видимости будут иметь три региона мира. Во-первых, это - Ближний Восток и Персидский Залив, где, как ожидается, неопределенно долгое время будет искусственно поддерживаться нестабильность. Под предлогом того, что нестабильность несет угрозу безопасности Израиля, поставкам на Запад нефти и нефтепродуктов и инициирует рост международного терроризма, спонсируемого, якобы, Ираном, США будут стремиться сохранить в регионе военное присутствие как основу своего политического влияния.
Во-вторых, это - Азиатско-Тихоокеанский
регион, - где все более будет
возрастать влияние Китая. В ближайшие
5-7 лет Китай, проводя политику мирного
сосуществования и
Наконец, в-третьих, это - Россия постсоветское пространство, то есть Россия в приоритетах США уходит на третий план. Следует отметить, что в американской политической элите по-прежнему доминируют взгляды, сформулированные еще в первой половине XX века классиками англосаксонской геополитической теории Х. Макиндером и Н. Спайкменом. В соответствии с этими взглядами, атлантические силы во главе с США должны контролировать так называемый «Римленд», включающий в себя всю Европу западнее Смоленска, Ближний и Средний Восток, Закавказье, Южную и, частично, Центральную Азию и западное побережье Тихого океана, а также «Леналенд» - геополитический термин, обозначающий слабо заселенные территории российского Дальнего Востока, района Байкала, Якутии и автономных округов Крайнего Севера. Контроль над «Римлендом» и «Леналендом», по замыслу, обеспечит атлантистам доминирование над «Хортлендом» - Европейской Россией и Сибирью, что, в свою очередь, будет означать мировое господство западной финансовой алигархии.
Линия Запада сегодня направлена на недопущение любых форм интеграции в рамках СНГ и максимальное ослабление позиций и влияния нашего государства в странах Содружества.
Базируясь на этих псевдонаучных постулатах, современная американская геополитическая мысль вносит в идеологическую и военно-политическую практику стран Запада значительную долю руссофобии, усугубляемую действием субъективных факторов. В частности, тем обстоятельством, что ведущими идеологами политики США в отношении нашей страны являются не урожденные американцы, а космополитически ориентированные лица, для которых и США - не более чем механизм для осуществления геополитических экспериментов и исторической мести. Речь здесь идет о группе эмигрантов первого поколения из стран Восточной Европы, преимущественно еврейской национальности, таких как Г. Киссинджер, М. Олбрайт, З. Бжезинский и других, выделяющихся зоологической ненавистью ко всему русскому.
В результате, на уровне повседневной пропаганды западному общественному мнению, навязываются представления о «врожденной агрессивной, тоталитарной, имперской сущности России», о презумпции ее исторической виновности за «преступления царского и коммунистического режимов», всячески популяризируется тезис Бжезинского, что «Россия - это лишняя страна, геополитическая «черная дыра», которую необходимо ликвидировать путем расчленения и выделения из ее состава «Дальневосточной» и «Сибирской» республик, а также автономий Северного Кавказа и Поволжья».
В качестве важного шага к достижению данной цели в рамках закрепления и окончательного оформления победы в «холодной войне», линия Запада сегодня направлена на недопущение любых форм интеграции в рамках СНГ и максимальное ослабление позиций и влияния нашего государства в странах Содружества. В конечном итоге с целью изоляции России планируется создать огибающее ее с запада и юга полукольцо враждебных государств, ключевыми элементами в котором выступили бы Прибалтика, Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан и, в перспективе, Казахстан. В настоящее время, однако, в формируемом полукольце имеется зияющая брешь - Белоруссия во главе с А.Г. Лукашенко. В силу этого задача свержения Президента Белоруссии рассматривается в Вашингтоне как обладающая наивысшим приоритетом. Для ее скорейшего решения брошены значительные силы и ресурсы, включая прозападную агентуру влияния в московских финансово-политических кругах и СМИ.
Другая потенциальная
брешь в рассматриваемом «
В целом, в течении максимум 3-5 лет должен окончательно определиться общий вектор ориентации стран СНГ либо на Россию, либо на другие центры силы. Что же касается Восточной Европы и Прибалтики, то они, по-видимому бесповоротно определились в пользу интеграции в евро-атлантические структуры, предотвратить которую, судя по всему, уже не удастся.
Что касается политики США в отношении непосредственно Российской федерации, здесь все более превалирует тенденция ускоренной ликвидации военного и технологического потенциала нашего государства. Стимулируя подобную деградацию, Запад, с одной стороны, через механизмы МВФ и Всемирного банка инициирует постоянные сокращения бюджетных расходов на Вооруженные Силы и ВПК России, а с другой стороны, возводит барьеры на пути экспорта из нашей страны вооружений , военной техники, ядерных технологий и топлива для АЭС, высоких ракетно-космических и авиационных технологий и услуг.
Помимо этого следует
ожидать активных усилий Запада в
направлении установления прямого
контроля над колоссальными природными
и энергетическими ресурсами
нашей страны путем скупки иностранными
фирмами, при посредничестве российских
финансово-компрадорских
В данной связи особую роль должна, по замыслу, сыграть английская фирма «Бритиш петролеум» - являющаяся одновременно крупнейшим акционером в проектах по разработке нефтяных ресурсов в той части Каспийского моря, которая вопреки нормам международного права при поддержке США и стран НАТО узурпирована Азербайджаном. Как известно, публично объявленная цель Запада - реализация экспорта каспийской нефти из Баку через территории Турции и Грузии, минуя Россию. Аналогичные намерения существуют и в отношении нефти Тенгиза, которая в принципе может быть доставлена в Баку через Каспий. В этом контексте проект Каспийского трубопроводного консорциума выглядит конкурентным, в силу чего объективные интересы «Бритиш петролеум» заключаются в том, чтобы через участие в нем сорвать его реализацию. Не менее серьезные планы имеются в отношении российского Дальнего Востока и Прибайкалья. Получив доступ через компанию СИДАНКО к Ковыткинскому газовому месторождению и через «Роснефть» к сахалинскому газу, ВР по сути собирается сформировать в регионе монополию, ориентированную на экспорт «голубого топлива» в Китай, Южную Корею и Японию. В этом случае геополитический «Леналенд», и так отрезанный от Центральной России непомерно высокими транспортными тарифами, окончательно утратит всякие связи с Москвой и превратится в сырьевой придаток соседних стран Азии. Наконец, разработка арктической нефти позволит «Бритиш петролеум» и стоящим за ней официальным кругам Великобритании и США вплотную приступить к «освоению» пока еще русского Крайнего Севера, который сегодня фактически брошен Москвой на произвол судьбы, где свернута большая часть экономической деятельности и откуда за годы «реформ» выехало от трети до половины населения.
Еще один аспект враждебной
деятельности против нашей страны -
все более разворачивается
В том случае, если вся описанная выше антироссийская деятельность США и их союзников все же не достигнет поставленной цели - развала Российской Федерации, в долгосрочной перспективе, особенно при резком обострении американо-китайского соперничества, нельзя, по всей видимости, исключать некоторого «смягчения» политики Вашингтона в отношении нашего государства и. одновременно, активизации усилий по втягиванию его в военные союзы на антикитайской основе.
С учетом всего сказанного, нам следует осознать, что Россия, которая при любом сценарии развития внутренней и внешней ситуации еще очень долгое время не сможет полностью оправиться от тех сокрушительных ударов, которые нанесли ей «перестройка» и «реформы», будет вынуждена ограничиться в обозримой перспективе лишь ролью региональной державы, заботящейся прежде всего о сохранении своей экономической и политической независимости, территориальной целостности, союза с Белоруссией и остатков влияния в других странах СНГ.
2. Россия в XXI веке в геополитике США
Как вести себя России - об этом в Америке думают давно. Это наглядно демонстрируют многие политические, финансовые лидеры, включая и президента США. Он в 1998 году подписал секретную директиву № 500, где приказал военным нацелить дополнительное число ракет, несущих ядерное оружие, на Россию. По-своему «заботится» о народе нашей страны и З. Бжезинский. Он рассуждает:
«Новые связи России с НАТО и Европейским Союзом, нашедшие свое отражение в совместном Совете НАТО-Россия, могут побудить Россию принять... решение в пользу Европы. Формальное (вот справедливая оценка объективной роли России в «восьмерке») членство в «большой семерке» и совершенствование механизма принятия политических решений в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе... должны побудить Россию занять конструктивную позицию в вопросах политического и военного сотрудничества в Европе».
Что это означает, если перевести на обыденный, разговорный язык? Это означает, что судьбу русских, татар, башкир и других народов, проживающих в России, уже решили за них в Вашингтоне. Что эти идеи внедряются в общественное сознание народов страны. Что опус Бжезинского - не только пробный шар, лакмусовая бумажка на проверку реакции народов, но это еще и сценарий действий, которые предпринимались против России в течение 90-х годов. Самым сильным механизмом, который должен заставить Россию идти на веревочке к цели, обозначенной Западом, - ее долги международным инвесторам. Половина из них вновь оказалась в банках Запада, но уже на счетах российских олигархов. Большая часть второй половины полученной на Западе валюты бездарно растрачена в России. Возвращать долги нечем, кроме как распродавать за бесценок сырье и землю. Такое положение заставляет правителей Российской Федерации быть сговорчивыми и идти на геополитические уступки Западу.
Эту мысль Бжезинский подтверждает такой тирадой:
«Хотя региональное влияние Европы и Китая возросло, Россия по-прежнему остается собственником самой большой территории в мире, простирающейся на десять временных поясов и значительно превосходящей американскую, китайскую или европейскую.
А коли так, то почему матушке-России не «уступить» часть обширных земель соседям или тем же американцам?
Потеря территории не является для России главной проблемой. Россия скорее должна быть озабочена тем, что в экономическом отношении Европа и Китай уже сильнее ее, и тем, что она отстает от Китая в плане модернизации социальной сферы».
Позиция вашингтонских лидеров
в основном совпадает с приведенной
выше концепцией, и состоит она
в том, что Россия в первую очередь
должна отдавать приоритет модернизации,
а не предпринимать тщетные усилия
по возвращению себе статуса мировой
державы. В силу того, что ее территория
велика, природно-климатические
По этому поводу 3. Бжезинский утверждает, что «конфедеративная Россия, состоящая из Европейской России, Сибирской Республики и Дальневосточной Республики... придет к выводу, что в таком случае ей будет легче поддерживать тесные экономические связи со своими соседями».