Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:57, доклад
Влияние первой мировой войны на зарубежную литературу.
проникновение войны в мировое искусство шло и идет двумя путями:
С одной стороны, военной проблематикой, а часто и военными сюжетами насыщаются самые различные писательские замыслы, какой бы сферы жизни они ни касались. В былые времена столкнуть героя с действительностью войны, отправить его под пули — значило уготовить ему необычную, исключительную судьбу. В литературе XX века, напротив, если писатель не расскажет о том, как отразилась на судьбе героя война, это будет восприниматься как странная и непонятная для читателя фигура умолчания.
Первая Мировая Война - причина возникновения модернизма в литературе Англии и Германии ХХ века.
Влияние первой мировой войны на зарубежную литературу.
проникновение войны в мировое искусство шло и идет двумя путями:
Литература «потерянного поколения»
Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американских литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа:
В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн «Все вы - потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собою авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои и спасались от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.
Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его «ясность» представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая «договор с войной» и дезертируя. Герои Ремарка находят утешение в любви и дружбе, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса.
«Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма.
Модернизм литературы ХХ века
Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Это — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.).
Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний — интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному состоянию. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. Им выпало жить в период, когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры, — "свобода" означала очень разные вещи в западных демократиях и в тоталитарных государствах; кровавая бойня Первой мировой войны, в которой впервые было применено оружие массового поражения, показала истинную цену человеческой жизни для современного мира; гуманистический запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей.
Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может.
В качестве вывода, хотелось бы еще раз выделить что Первая мировая война подчинила своим интересам все жизнеобеспечивающие структуры и ресурсы участвовавших в ней стран, в том числе и людские. Оказала огромное влияние на изменение общественной психологии, морали, ценностей. Таким образом, война безусловно способствовала смене литературного направления, потому как оставила ощущение общей утраты и тоски, которое принесли с собою авторы, прошедшие через войну. В их романах было столько отчаяния и боли, и того необыкновенного "потерянного состояния" в котором находились они и многие люди. Ощущение общей дисгармонии современного мира, нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности и ее отчуждение от общества - все это обусловило переход мировой или, по крайней мере, «западной» литературы в новое качество, объединяемое понятием «модернизм»
Влияние первой мировой войны на литературу Англии
Формирование модернизма как нового художественного мышления, трансформация реализма и романтизма - характерные процессы эпохи. Возникновение модернистских тенденций - закономерность искусства XX столетия. Явление модернизма принципиально важно для литературного развития: в нем отразилось становление нового художественного мышления, его многоаспектность и динамизм.
В английской литературе XX в. на переднем крае модернизма - Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс, метром модернизма в поэзии признан Томас Стернз Элиот. Каждый из них внес свой вклад в обновление и развитие английской литературы. В первой четверти XX в. эти писатели заявили о себе как смелые новаторы и экспериментаторы в художественной прозе, в поэзии, в литературной критике.
События первой мировой войны определили судьбу и основную проблематику творчества поколения «окопных поэтов». Антивоенная тема прозвучала прежде всего в поэзии - в стихах «окопных поэтов» Уилфреда Оуэна, Зигфрида Сассуна, Руперта Брука, Эдмунда Бландена, Роберта Грейвза и других участников первой мировой войны.
В романах о первой мировой войне внимание писателей сосредоточивалось главным образом на судьбе индивидуума, который был обречен на суровые лишения, страдания и гибель. [6]
Ричард Олдингтон — английский поэт, прозаик, критик. Олдингтон был участником Первой мировой войны. В 1916 г. он начал службу рядовым, был прикомандирован к позже был произведен в офицеры и служил на Западном фронте. В 1917 году он был ранен излечился в госпитале. Война резко изменила мироощущение Олдингтона, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество. Написанная в эти годы книга стихов «Образы войны» считается одной из лучших книг в истории англоязычной поэзии. После войны Олдингтон страдал от малоизученного в те годы посттравматического стресса.
"Смерть героя" (1929г)
«Смерть героя» - роман больших обобщений, история целого поколения. Сам Олдингтон писал: «Эта книга является надгробным плачем, памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко». Почему разразилась война, кто несет за это ответ? Эти вопросы встают на страницах романа.
"Все люди враги" (1933г)
Если говорить о романе “Все люди враги”, то он претендует на философское обобщение все жизни во время войны. "Все люди враги" - история довоенных, военных и послевоенных лет в Великобритании
Олдингтон по-прежнему много внимания уделяет обличению отживших традиций, указывает на виновников страданий народа, видит и правдиво отражает противоречия общественной жизни своего времени, пороки государственного строя. Он много говорит о несправедливой и жестокой войне.
Влияние первой мировой войны на литературу Германии
Подлинный расцвет немецкой литературы пришелся на начало XX века. После Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. С приходом к власти национал-социалистов началась массовая эмиграция писателей из Германии. Но даже те немногие, кто остался в стране, развивал в своих пьесах реалистические традиции, отражая позицию модернизма.
Когда говорят о модернизме, неизменно называют имена трех выдающихся писателей двадцатого столетия. Марсель Пруст (1871 – 1922), Джеймс Джойс (1882 – 1941), Франц Кафка (1883 – 1924) каждый на свой лад изменили представление о мире, человеке и литературе. В отличие от писателей-реалистов, знавших своих персонажей досконально, герои их романов для самих авторов являют собой таинственную загадку, которую они пытаются расшифровать вместе с читателем. Вследствие этого текст романа представляет собой как бы незавершенный эскиз, принципиально ассоциативный, хаотичный, рождающийся будто в присутствии читателя. [8]
Однако, особо хотелось бы обратить внимание на Франца Кафка и Германа Гессе, так как
Франц Кафка
Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление. Стиль прозрачен, непритязателен; повествование необычайно плотно, целостно.
"Превращение". Осень 1912
Гессе Герман
"Демиан" 1919г.
"Демиан" - роман, исследующий бездонную пропасть души человека, его мечущееся сознание на пути становления своей самостоятельности
Выводы
война безусловно способствовала смене литературного направления, переходу мировой или, по крайней мере, «западной» литературы в новое качество, объединяемое понятием «модернизм»". Все изменения отражены во внутреннем состоянии героев, их качествах и жизни.
Первая мировая война стала серьезным испытанием и предостережением всему человечеству. Она знаменовала собой начало глобального цивилизационного кризиса, поставившего под сомнение политические, идеологические, экономические, эстетические и этические ценности XIX века. Это, в свою очередь, привело к кризису сознания, который в той или иной степени переживали различные социальные группы во всех включенных в спектр войны странах. Война оставила ощущение общей дисгармонии современного мира; нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности; ее отчуждение от общества. Кровавая бойня войны, в которой впервые было применено оружие массового поражения, показала истинную цену человеческой жизни для современного мира. Гуманистический запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей. Поэтому Война стала кардинальной темой искусства первой половины века.
Первая Мировая Война показала всю несостоятельность реализма и необходимость показать не только детали жизни и быта, но и душу человека, его эмоции и переживания. Что позволило нам утверждать, что был обусловлен переход мирового искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм».
Использованные источники