Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются в рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.
Введение 3
1. Национальные интерес и его факторы 4
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике 10
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов 17
Заключение 26
Литература 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Геополитика
на тему: Национальные интересы России и их реализация во внешней политике
Чита 2012
Содержание
Введение 3
1. Национальные интерес и его факторы 4
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике 10
3. Стратегия
формирования имиджа России в аспекте
национальных интересов
Заключение 26
Литература 28
Введение
Потребности человека в социально-политической
сфере, где действуют большие
социальные группы: социальные движения,
политические партии, лоббистские организации
в большей степени
1. Национальные интерес и его факторы
Категория «национальные интересы» – одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.
Появились также некоторые дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие смысл этой категории. Среди них два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.
Тем не менее, категория национальных интересов отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.
Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности1. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.
Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:
1. Национальный
интерес – объективная
2. Государственные
деятели обязаны исходить из
того, что хорошая политика –
это рациональная политика, опирающаяся
на правильно понятый
3. Национальный
интерес кардинально
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:
К преходящим национальным интересам он отнес:
Другой
подход к определению национальных
интересов можно
Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.
Изложенное
позволяет понять, что интерес
– это, прежде всего отношение
потребности к условиям ее реализации.
В частности, национальный интерес
проявляется через сознательную
деятельность лидеров, отражающую потребности
государства. Чем более активно
и целеустремленно политические
лидеры позиционируют национальные
интересы, тем более четкий образ
государства формируется в
Как показывает анализ литературы, посвященной проблемам национального интереса2, при выявлении степени соответствия некоего политического курса национальным интересам государства в большинстве случаев используются четыре фактора. Когда политик либо публицист пишет об адекватности той или иной политики национальному интересу, он, как правило, подразумевает, что она:
Очевидно,
что первые два фактора обычно
не противоречат друг другу: общественное
мнение страны чаще всего исходит
из традиционных представлений о
ее основных приоритетах и положении
на мировой сцене. Разумеется, полного
соответствия между этими факторами
нет – курс, направленный на сохранение
традиционного положения
Генетически
национальные интересы связаны с
этническим основанием. Первоначально
они формируются на национально-этнической
базе. Но никогда не сводятся к этому
основанию, тем более не детерминируются
им. Эта роль принадлежит социально-
Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, так как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.
Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов – государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.
По сути
дела, национальные интересы воплощают
в себе двуединство гражданского
общества и государства, взаимодействие
между ними. Нарушение этого
Оптимальный
вариант выражения национальных
интересов в государственной
политике достигается тогда, когда
государство приобретает в
В России,
где исторически государство
доминирует над гражданским обществом,
а последнее недостаточно развито,
достижение хотя бы минимального согласия
в понимании национального
Информация о работе Национальные интересы России и их реализация во внешней политике