Национальная безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.
Понятие национальной безопасности России
Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности России
Стратегические приоритеты в сфере национальной безопасности России
ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Военная, международная, пограничная безопасность
Экономическая, энергетическая, экологическая безопасность
Демографическая, этническая безопасность
Идеологическая/информационная, психологическая, интеллектуальная безопасность
Социальная, продовольственная, внутриполитическая безопасность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат нац без россии.docx

— 51.68 Кб (Скачать)

Основополагающими документами  в этой сфере, помимо Конституции  Российской Федерации, являются: Федеральный  конституционный закон «О военном  положении», Закон Российской Федерации  «О безопасности», федеральные законы «Об обороне», «О Государственной границе Российской Федерации», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О противодействии терроризму» и другие. Кроме того, к ним следует отнести подзаконные акты, утвержденные Президентом Российской Федерации: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству, План строительства Вооруженных Сил и другие.

Анализ приведенной и  другой нормативной правовой базы  показывает, что вопросы обеспечения  военной безопасности наиболее системно содержатся в подзаконных актах, особенно в таких, как Стратегия  и Военная доктрина Российской Федерации.

В рассматриваемых документах под военной безопасностью Российской Федерации понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз, связанных  с применением военной силы или  угрозой ее применения, характеризуемое  отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Решение задачи укрепления военной безопасности России предполагает:

- постоянное совершенствование законодательной и другой нормативной правовой базы;

- наличие отлаженной системы военного управления;

- повышение качества военной организации государства;

- поддержание Вооруженных Сил и других войск на уровнях оборонной достаточности и выполнения стоящих перед ними задач;

- систематическое обновление оружия, военной и специальной техники;

- обеспечение личного состава военной организации государства необходимым имуществом и довольствием;

- укрепление авторитета Вооруженных Сил и других войск;

- надежное функционирование работоспособного оборонно-промышленного комплекса.

Под государственной безопасностью  понимается состояние защищенности конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала России от внешних и внутренних угроз. По смыслу положений Конституции Российской Федерации, конституционный строй  - это целостная система основополагающих общественных отношений, выражающихся в соответствующих институтах общества и государства.

Общественная безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно  опасных деяний и негативного  воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, неконтролируемой миграцией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными обстоятельствами. В узком смысле общественная безопасность понимается как защищенность граждан  от криминальных посягательств, природных  и техногенных аномалий.

Исходя из приведенного определения  общественной безопасности, можно утверждать, что нарушение общественной безопасности исходит от внутренних опасностей и  внутренних угроз.

Понятие «общественная безопасность»  в официальных правовых документах не определено. Но оно устойчиво  закрепилось в общественном сознании и используется в ведомственных  нормативных правовых актах, во многих научных публикациях. При этом наблюдаются  две крайние тенденции: максимально  сузить и максимально расширить  его содержание.

Например, нельзя считать, что обеспечение общественной безопасности должно состоять только в решении задач по защите жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Другая крайность –  стремление включить в общественную безопасность максимально полный объем  задач: политических, социальных, экономических, экологических, информационных и других, так или иначе связанных с  безопасностью общества в целом.

Существующий в обществе конфликт интересов между личностью, общественными институтами, государством, а также между различными социальными  группами создает угрозу общественной безопасности. Поэтому требуется  вмешательство государства  для  разрешения или ослабления существующих и возникающих противоречий, прежде всего путем нормативного правового  регулирования соответствующих  общественных отношений.

Некоторые аспекты общественной безопасности закреплены  в федеральных  законах «О безопасности», «О полиции», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», «О вневедомственной охране», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», в Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других.

В последние 3 - 5 лет законодательная  база в сфере общественной безопасности получила дальнейшее развитие. Положения  принимаемых законы в большей  части скоррелированны между  собой. С ними согласовываются и  подзаконные акты - стратегии, концепции, доктрины, ведомственные документы.

 

    1. Стратегические приоритеты в сфере национальной  безопасности России

 

Стратегические приоритеты в сфере национальной  безопасности России закреплены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 537 от 12 мая 2009 г.

Стратегия развития России в общем виде представляет собой модель достижения стратегических целей, которые формируются исходя из необходимости реализации жизненно важных интересов обеспечения развития, сохранения и защиты государства.

Идеологическая  основа развития Российской Федерации  включает стратегическое видение, стратегическую миссию и стратегические цели.

Стратегическое  видение: Российская Федерация – это, демократическое федеративное правовое суверенное ведущее государство мира, обеспечивающее социально-экономическое развитие общества и личности, гарантирующее человеку его права и свободы.

Стратегическая  миссия: Удовлетворение потребностей общества, государства и личности в формировании гармоничного развития, сохранения и защиты.

Стратегические  цели:

- обеспечить место  России в первой тройке лидеров  мирового развития, при этом добиться  того, чтобы каждая из сфер  существования и развития государства  также была не ниже третьего  места, а по многим сферам, таким  как наука, образование, уровень  жизни населения возглавлять  мировой уровень;

- стать генератором  инновационных идей в мире  и превратить страну к 2020 году  в единый технопарк;

- создать условия  к 2020 году обеспечивающим высокий  уровень жизни всего населения  страны, и строительство инфраструктуры, позволяющей интенсивно развиваться  все без исключения регионы. 

Важнейшей особенностью стратегии является ее социально-политическая направленность. Обеспечение достойных  условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения  национальной безопасности, как и  традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.

Национальная  безопасность страны должна обеспечиваться через реализацию приоритетных национальных проектов. Именно такой подход реализован в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. Документ сформирован в качестве базового. Он включает политические установки и имеет сугубо практическое значение.

Обеспечение национальной безопасности будет только тогда  действенным, реальным процессом, если будет привязано к конкретным стратегическим национальным приоритетам, которые уже сегодня в стране есть.

Под стратегическими  приоритетами Российской Федерации  предлагается понимать систему крупномасштабных принципиально важных долговременных решений по первоочередным целям, задачам  и мерам, направленным на всестороннее развитие государства, обеспечение  национальной безопасности, конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, отстаивания и сохранения суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечение стратегической стабильности, глобальной и региональной безопасности Российской Федерации и ее союзников, опираясь на располагаемые ресурсы и учитывая оценки существующих и прогнозируемых рисков.

Стратегические  приоритеты Российской Федерации определяются политическими решениями Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации  на основе которых разрабатываются  стратегические программы и национальные приоритетные проекты по развитию государства, сохранению стабильности и защите национальных интересов, обеспеченные ресурсами  государства для их практической реализации.

Таким образом, содержание стратегии определяют пять основных функциональных стратегий: структурная, экономическая, модернизации, социальная и информационно-коммуникационная.

Ключевыми направлениями  обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, соотнесенные с приоритетами устойчивого социально-экономического развития РФ. Российская Федерация  укрепляет национальную безопасность через совершенствование национальной обороны, государственной и общественной безопасности, становление государственности, обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических  проблем путем социально-политических, институциональных и социально-экономических  преобразований, развитие институтов гражданского общества и поддержку  национальных неправительственных  организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ  И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗЛИЧНЫХ  СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РОССИИ 

    1. Военная, международная, пограничная безопасность

Национальная безопасность – это комплексное понятие, и  в данной работе предпринята попытка рассмотреть ее виды, существующие проблемы и некоторые варианты их решений, имеющие отношение к жизнедеятельности российского общества в следующих сферах: 

  • военной, международной, пограничной;
  • экономической, энергетической, экологической;
  • демографической, этнической, религиозной;
  • идеологической/информационной, психологической, интеллектуальной;
  • социальной, продовольственной, внутриполитической.

 

 В существующих геополитических реалиях  доминирует принцип политического  реализма. То есть превалирующее значение для гарантированной безопасности и сохранения суверенитета страны имеет  ее силовой компонент, способность защититься от гипотетических угроз. Во всех официальных документах и заявлениях РФ неизменно подчеркивается, что вооружения призваны обеспечивать оборонительную, а не наступательную функцию.

 В настоящее время в качестве приоритета заявлена техническая модернизация армии и оснащение передовым оборудованием.  
Большинство военных экспертов отмечает, что ряд нововведений, связанных с осуществлением военной реформы подорвет эффективность Вооруженных сил по ряду причин.

1) Реформа начата до  принятия новой Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины РФ, то есть осуществляются тактические меры без понимания стратегических приоритетов, без учета изменившихся и расширившихся внешних угроз.

2) Характер принимаемых  решений отличается крайней форсированностью, что в первую очередь касается  сокращения армии и флота. Можно предположить, что до момента разработки и внедрения инноваций пройдет значительное количество времени. оответственно до этого Россия фактически будет уязвима для внешних угроз.

3)  Сокращение Генерального штаба и, прежде всего, офицерского корпуса приведет к экскорпорированию лучшего интеллектуального ресурса. Что неизбежно скажется на функционировании ВС России.

4) Перевод из Москвы  в Санкт-Петербург Главкомата  ВМФ эксперты связывают с неизбежной  дезорганизацией управления морских  стратегических сил и флота,  поскольку там отсутствуют необходимые  средства связи и управления.

5) Критикуется переход  к трехзвенной системе (округ – оперативное командование – бригада), поскольку это приведет к массовой передислокации войск,  а также разрушит устоявшуюся систему управления. Эксперты отмечают, что с переходом к трехзвенной системе Вооруженные силы РФ будут в состоянии вести успешные боевые действия в локальных конфликтах и войнах, но не смогут противостоять широкой иностранной интервенции на обширную территорию России.

Информация о работе Национальная безопасность России