Место и роль России в современном геополитическом пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем определения места и роли России в современном геополитическом пространстве обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, Россия унаследовала от СССР роль великой мировой державы. Однако геополитическое положение страны существенно ухудшилось, что породило целый ряд новых вызовов и угроз. Анализ содержания этих угроз требует обращения к основам геополитики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Геополитическое положение России в современном мире 4
Глава 2. Геополитические угрозы России в современном мире 7
Глава 3. Роль России в условиях многополярности мира 10
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

КР роль и место России.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Место и  роль России в современном геополитическом  пространстве

 

Содержание 

 

Введение

 

     Одним из принципов военного строительства  является учет геополитического и геостратегического положения страны. Национальная безопасность связана с обеспечением жизнеспособности государства, сохранением себя как определенной культурно-исторической ценности, защитой суверенитета, возможностью нейтрализовать и отразить возникающие угрозы. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит геополитическому фактору.

     Актуальность  проблем определения места и роли России в современном геополитическом пространстве обусловлена целым рядом обстоятельств.

     Во-первых, Россия унаследовала от СССР роль великой мировой державы. Однако геополитическое положение страны существенно ухудшилось, что породило целый ряд новых вызовов и угроз. Анализ содержания этих угроз требует обращения к основам геополитики.

     Во-вторых, хотя понятие “геополитики” появилось давно, его научное осмысление происходит только сейчас. Поэтому важно разобраться с основными положениями геополитики, ее законами и категориями.

     В-третьих, учет геополитических факторов позволяет  более целенаправленно осуществлять политику обеспечения национальной безопасности, определения и формулирования национальных интересов.

     В-четвертых, осмысление места и роли России в  современном мировом порядке  невозможно без рассмотрения сложившейся геополитической карты мира.

     После распада мировой системы социализма и Советского Союза современные политические отношения характеризуются обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов, временных альянсов за сферы влияния. Геополитические интересы ведущих стран мира стали основной движущей силой современных политических процессов. 
Глава 1. Геополитическое положение России в современном мире

     Геополитическая и военно-стратегическая обстановка в мире и вокруг       Российской Федерации складывается под влиянием кардинальных изменений всей системы международных отношений. Основными условиями ее формирования являются, с одной стороны, сочетание тенденций углубления международной интеграции, формирование глобального экономического и информационного пространства, а с другой — повышение остроты конкурентной борьбы мировых центров силы в лице США, объединенной Европы и стран   Азиатско-Тихоокеанского региона за расширение сфер влияния и против попыток США установить под своей эгидой однополюсный мировой порядок.

       Основной движущей силой кардинальных изменений ситуации вокруг России является борьба мировых центров силы за получение беспрепятственного доступа к сырьевым, энергетическим, научно-техническим,  людским и территориальным ресурсам на ранее практически закрытом для них постсоветском пространстве. Этот процесс сопровождается целенаправленными усилиями по снижению международного статуса и веса России, по вытеснению ее из зоны традиционных российских интересов.

     Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня1.

     Россия, в отличие от стран Запада, является центрально расположенной    континентальной  страной, что наложило свой отпечаток  на ее историю и   влияет на характер и темпы развития, диктует определенную политику и   стратегию государства. Находясь между Западом и Востоком, российская  цивилизация исторически является евразийской, отличается оригинальностью и  самобытностью.

     Исторический  опыт свидетельствует, что в своем геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на  собственные ресурсы.

     Вместе  с тем нынешняя система управления политикой и экономикой страны вынуждена  работать в «пожарном порядке», не успевая упреждать действия противников России как на региональном, так и на глобальном уровнях. Зачастую приоритетными критериями как во внешней,  так и во внутренней политике становятся эмоции и партийные пристрастия, в  ущерб интересам Отечества, исходя из которых и следует определять формы и методы реализации национальных интересов. В настоящее время Россия находится в своеобразном «геополитическом тупике», лишенная национальной  идеи и собственной определенной политики в регионах и  мире в целом. Для определения путей выхода России из «геополитического тупика»  необходимо учитывать исторические, экономические и стратегические тенденции западной («морской» в геополитическом смысле) и евразийской  (континентальной) цивилизации. Любой односторонний подход в разрешении кризисных ситуаций — либо чисто экономический, либо религиозный, либо военный, может оказаться фатальным.

     Европа  и Азия в предстоящем будущем  станут двумя основными мировыми районами экономического и духовного  развития. Геополитическая привилегия России состоит в том, что она как государство занимает это пространство и представляет собой своего рода "Евразийский мост". Во-вторых, геополитическое положение России в будущем во многом будет определяться тем, что на ее территории находятся огромные природные богатства, столь необходимые для развития и Европы, и Азии.

     По  мнению некоторых экспертов, на территории Сибири и Дальнего Востока содержится 50-60% всех доступных природных ресурсов планеты. В-третьих, Россия обладает ракетно-ядерным  потенциалом, сопоставимым с ядерной мощью США. Этот фактор сдерживания угрозы агрессии не только обеспечивает военную безопасность государства, но и во многом определяет роль страны  в решении международных проблем, 20 укрепляет российскую позицию в вопросе о путях выхода из кризисных ситуаций в том или ином регионе. В условиях новой геополитической ситуации современная Россия обладает объективными возможностями занять достойное место в мировой цивилизации, проводя взвешенную, дальновидную политику. Россия в состоянии обеспечить себе такое место путем интеграции в международные механизмы принятия решений. Для России на данном этапе оптимальной является политика «балансирующей равноудаленности» от новых и старых мировых лидеров.

 

Глава 2. Геополитические угрозы России в современном мире

 

     Мировую геополитическую ситуацию России следует  рассматривать в двух аспектах23:

  • военном (военностратегическом);
  • геоэкономическом.

     Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически  во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня4.

     НАТО  продвигается к границам России с  запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство  НАТО объявило Закавказье и Среднюю  Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо так­же и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море - турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черно­морские страны проводят через проливы корабли без ограничений при  соблюдении  установленных условий;  проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море5.

     Другой  проблемой, не менее серьезной для  России, является Китай. Россия и Китай  имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.)6. По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

     Отношения России с Японией упираются в  проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет  присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна под­писать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

     Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США  и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вы­вод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее7. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.

     В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как  ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться  насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

 

Глава 3.  Роль России в условиях многополярности  мира

 
 

       Россия  рассматривает современный мир  как развивающийся в направлении  многополярности. Государство исходит из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических «многоугольников» ушли в прошлое. Россия - великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, без весомого и авторитетного голоса которой не может быть решена ни одна из насущных проблем современности. Наша страна вносит позитивный вклад в формирование широкого международного консенсуса по вопросам нейтрализации угроз и вызовов XXI века, в первую очередь международного терроризма, распространения ОМУ и попадания его в руки террористов. Россия выступает за обеспечение центральной роли ООН в современных международных отношениях, верховенство международного права, решение мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества.

       Россия  входит в «четверку» посредников по урегулированию ближневосточного конфликта. Однако на фоне того, как США стремится к усилению своего влияния в регионе, роль России кажется формальной.

       Очевидно, что роль России на международной  арене, в том числе и на Ближнем  Востоке, по мере прохождения этапов переходного периода, наступившего после распада Советского Союза, все более возрастает. Россия - это государство, которое оказывает влияние на все проблемы в современном мире, при этом не преследует корыстных интересов, а стремится к установлению справедливости и международной законности.  Визит Президента В. Путина на Ближний Восток является доказательством того, что Россия не только играет важную роль в работе «четверки», но и предлагает качественные шаги для реализации Дорожной Карты, обеспечения непрерывности мирного процесса в целях достижения всеобъемлющего урегулирования, справедливого и прочного мира в регионе. Конфликты, равно как и союзнические отношения, все больше перемещаются из сферы межгосударственной в сферу отношений между транснациональными союзами корпораций, общественными силами. Борьба все больше ведется не между странами, а вокруг проблем. Страны и их экономические или политические субъекты могут одновременно сотрудничать в одних областях и жестко конкурировать в других. Традиционные союзы размываются, несмотря на все попытки их сохранения и укрепления.

       При сохранении психологической и частично политической роли военной мощи ее влияние в общей системе международных  отношений падает (кроме периферийных и относительно отсталых регионов).

       Создается не однополярный и не классический многополярный мир, а многоуровневая высокоподвижная международная  и межгосударственная система, где  проблемы, особенно экономические, выдвигаются  на первый план, все больше требуют  многосторонних решений, новых международных институтов. Выигрыш в этой системе определяется, в первую очередь, способностью быстро адаптироваться к ее требованиям и изменениям и интегрироваться в нее, обладанием передовыми интеллектуальными, информационными и коммуникационными возможностями. США и многие американские корпорации пока выигрывают в этой системе, прежде всего, благодаря этой способности к адаптации.

       Опасность для России состоит в том, что  такой мир может сложиться  в XXI в. без единой России, которую  в случае ее дальнейшей стремительной «регионализации», а затем и суверенизации просто «растащат по кускам» другие центры силы. Иными словами, она все равно будет интегрирована в мировое экономическое пространство, но не в качестве самостоятельного субъекта, а в качестве объекта и «частями».

Информация о работе Место и роль России в современном геополитическом пространстве