Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:29, контрольная работа
Сегодня в России проявляется заметно больший, даже в сравнении с недавним прошлым, общественный интерес к событиям на Ближнем Востоке, в целом к ситуации в этом регионе и его проблемам, и особенно в том, что касается Палестины. Следует отметить и очевидное усиление ближневосточного направления в российской государственной внешней политике, дипломатии, и ее «народной» составляющей - парламентской.
С ближневосточной тематикой связаны многие российские научные учреждения, среди них - востоковедческие и регионально ориентированные неправительственные организации, для которых эта тематика - предмет профессиональной занятости.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет заочного обучения
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине
«Геополитика»
На тему:
« Интересы России на ближнем востоке »
Выполнил:
Проверил:
Ханты-Мансийск – 2012 г.
Перемены не случились в одночасье. Как они происходили?
Философия «Мадрида - Осло», как известно, состояла в достижении промежуточных, временных соглашений между палестинцами и израильтянами, при том понимании, что налаживающаяся у них по ходу реализации этих договоренностей привычка мирно сосуществовать в Палестине облегчит соглашение об окончательном статусе, которое решило бы основные проблемы урегулирования - проблемы Иерусалима, палестинских беженцев, израильских поселений на оккупированных территориях, границ.
В соответствии с одним из временных соглашений (Каирским, 1994 г.) соглашения об окончательном статусе следовало достигнуть к 4 мая 1999 г.
Во время премьерства Б.Нетаньягу (1996-1999 гг.) были значительно отодвинуты сроки реализации прежних палестино-израильских договоренностей, поставив под сомнение успех двустороннего переговорного процесса. Тогда Я.Арафат оказался перед сложной дилеммой: провозгласить в одностороннем порядке палестинское государство (4 мая 1999 г.), как этого требовали многие на «палестинской улице», или все же воздержаться от этого, продолжив переговоры. Следует заметить: палестинцы исходили и исходят из того, что создание государства - это естественное право палестинского народа, которое он может осуществить самостоятельно в любое время и при любых обстоятельствах, реализуя свое право на самоопределение. Израильтяне же недвусмысленно давали понять палестинскому руководству, что в случае провозглашения государства они немедленно аннексируют бульшую часть палестинских территорий, на которых продолжали дислоцироваться оккупационные войска. Возникала очередная угроза срыва всего мирного процесса.
Под воздействием международного сообщества, а также учитывая приближавшиеся всеобщие выборы в Израиле, Я.Арафат избрал путь продолжения переговоров. Расчет его был прост: если израильский электорат в основной своей массе заинтересован в мире с арабами, то к власти в стране должен придти новый премьер-министр, шансы достижения мирного соглашения с которым будут выше.
Расчет оказался верным: одержавший на выборах убедительную победу Э.Барак (май 1999 г.) решительно приступил к реализации своей предвыборной программы: уже на первом этапе его премьерства с палестинцами был заключен Меморандум в Шарм аш-Шейхе (сентябрь 1999 г.), который, в частности, предусматривал возобновление переговоров по окончательному статусу не позднее 13 сентября 1999 г., что и произошло, а уже через год после своего избрания (на два месяца раньше объявленного им срока) во исполнение резолюции 425 СБ ООН израильские войска были выведены из Южного Ливана, где они находились с 1976 г.
Такая «молниеносность»3 израильского премьера, видимо, вдохновила президента США Б.Клинтона, лелеявшего мечту снискать лавры миротворца, доставшиеся в 1979 г. его демократическому предшественнику Дж. Картеру в Кэмп-Дэвиде, усадить Э. Барака и Я.Арафата за стол переговоров для подписания исторического соглашения, которое положило бы конец палестино-израильскому конфликту. Так возникла идея Кэмп-Дэвида-2.
Кэмп-Дэвидский саммит состоялся в июле
2000 г. и продолжался две недели под эгидой
Б.Клинтона при участии Э.Барака и Я.Арафата.
В основу переговоров был положен принцип:
«все или ничего» («
Неудача в Кэмп-Дэвиде вновь усилила решимость Я. Арафата провозгласить палестинское государство, теперь уже 13 сентября 2000 г. в соответствии с упомянутым Меморандумом. Настала очередь Э.Барака предупредить палестинского руководителя о возможных последствиях подобного шага вплоть до аннексии всех остающихся у Израиля палестинских территорий. В начале сентября Центральный совет ООП перенес вопрос о провозглашении государства на середину ноября 2000 г., а затем он вообще был отсрочен на неопределенное время. Успешное преодоление «пороговой даты» - 13 сентября не улучшило ситуацию. Нарастала критика Э. Барака в израильском обществе, прежде всего со стороны правых.
В этих условиях мало кого удивило стремление А. Шарона повысить свой рейтинг в израильском обществе как лидера оппозиционной партии, выступающей против самой возможности вести с палестинцами переговоры по вопросу об Иерусалиме.
28 сентября А. Шарон в сопровождении
израильской охраны отправился
на территорию комплекса
История этого места уходит в глубь веков и тысячелетий. И всегда оно было священным. 4 тыс. лет назад - для иевуситов, одного из ханаанейских племен, населявших Палестину, когда туда пришел библейский патриарх Авраам, прародитель двух семитских народов - арабов и евреев. Затем - для евреев, с тех пор, когда в начале I тысячелетия до н.э. царь Соломон построил иудейский храм на горе Мориа, служившей у иевуситов местом поклонения своему «Всевышнему богу». Затем, с VII в. - и для мусульман, согласно традиции которых именно сюда пророк Мухаммед совершил из Мекки «ночное путешествие» на белом пегасе Бураке, а затем вознесся с этого места на небеса. Здесь была построена мечеть аль-Акса, третья (после Мекки и Медины) мусульманская святыня. Так, сохранившаяся от разрушений Западная стена храма, «Стена плача» для иудеев, стала «Стеной Бурака» для мусульман. Не раз здесь происходили кровавые столкновения евреев и арабов. Только в новое время самые серьезные - в 1929 и 1936 гг. Когда в сентябре 1996 г. тогдашний премьер-министр Израиля Б.Нетаньягу принял решение прорыть вдоль Западной стены «хасмонейский туннель», тоже пролилось много крови. Так что результат акции А.Шарона был предсказуем. Многие отговаривали А. Шарона, включая американцев, но безуспешно4.
Примечательно, однако, что акция А. Шарона не остановила переговорный процесс, хотя и серьезно осложнила его, вызвала в нем затяжные перерывы. Переговоры продолжились, но теперь уже в условиях политического кризиса в Израиле, который, и это также очевидно, акция А. Шарона резко обострила.
К тому времени у Э. Барака, имевшего после прихода к власти 75 сторонников среди депутатов кнессета (из 125), едва набиралось 30. Таким образом, свой рейтинг А. Шарон повысил, и значительно.
Чтобы как-то перехватить инициативу, Э.Барак объявил об уходе в отставку и о проведении досрочных выборов. Депутаты кнессета не пожелали расставаться со своими мандатами (тогда выборы стали бы всеобщими) и предпочли самороспуску спокойное созерцание за исходом премьерских выборов.
Вместе с тем мы не склоны рассматривать события только сквозь призму внутриполитической борьбы в Израиле, хотя однажды нам пришлось слышать: в Израиле нет внешней политики, вся политика там - внутренняя. Но все-таки главное в том, что именно А. Шарон и Э. Барак персонифицировали два подхода к урегулированию конфликта, в более широком смысле - два подхода к вопросу об арабо-еврейских отношениях в Палестине.
А. Шарон сформулировал свою позицию в середине ноября 2000 г. в так называемом «многоступенчатом плане (multi-stageplan). Он предлагает отложить на неопределенное время достижение окончательного урегулирования с арабами, ограничиться долгосрочным временным соглашением с упором на «меры доверия», на развитие палестино-израильского сотрудничества в области безопасности, в экономике, гуманитарной сфере, что «заложило бы основу прогресса к постоянному решению в будущем».