Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 01:09, курсовая работа
В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.
Введение.………………………………………………………………………...3
1. Экономико-географическое положение.……………………………………4
2. Природные условия и природные ресурсы.…………………………..…….6
3. Население и трудовые ресурсы.……………………………………….…….8
4. Отрасли специализации:
4.1. Машиностроение……………………………………………………...…10
4.2. Химическая промышленность…………………………………….…….11
4.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность…………..…12
4.4 Характеристика состояния иных отраслей……………………..………13
5. Транспорт и экономические связи. ………………………………………..15
6. Внутрирегиональные различия района:
6.1 Санкт-Петербург………………………………………………..………..16
6.2 Ленинградская область…………………………………………………..18
6.3 Новгородская область…………………………………………………....20
6.4 Псковская область…………………………………………………..........21
7. Основные проблемы развития района……………………………….…….23
Заключение. ………………………………………………................................25
Список используемой литературы…………………………………………....26
Приложение. ………………………………………………...............................27
Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.
Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.
В области
развита дорожно-транспортная инфраструктура.
Протяженность автомобильных
Псковская область
Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.
Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.
Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).
Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень.
Основные
отрасли промышленности: электроэнергетика,
машиностроение, пищевая. Две трети
производства промышленной продукции
сосредоточено в крупных
Земли
сельскохозяйственного
На долю
сельскохозяйственных предприятий, сохранивших
государственную форму
В области
развита транспортная инфраструктура.
Эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования - 1,1 тыс. км,
протяженность автомобильных
С декабря
1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус
международного. В настоящее время
область связана воздушными линиями
с 4 городами России.
7.
Основные проблемы
развития района
Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.
В настоящее
время в районе большое внимание
уделяется вопросам охраны окружающей
среды, проводятся природоохранные
мероприятия.
Таблица 5: Экологические показатели
Санкт-
Петербург |
Ленинград.
Область |
Псковская
Область |
Новгородск.
Область | |
Сброс
загр-й
В сточ. Воды 2000г. |
1562,9 | 518,2 | 90,4 | 130,1 |
Сброс
загр-й
В сточ. Воды 2000г. |
1336,1 | 368,01 | 75,28 | 111,75 |
Выброс
в атмосферу загр-ний от
Стац. Ис-ков 2000г. |
159,4 | 565 | 41,3 | 77,5 |
Выброс
в атмосферу загр-ний от
Стац. Ис-ков 2000г. |
70,8 | 247,5 | 18 | 51 |
Доля
экол-х
Преступл-ий 2000г. |
5 | 5 | 61 | 34 |
В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).
В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось, что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.
Для высвобождения ресурсов
Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.
Стимулирование
развития ряда относительно тех отраслей
хозяйства, которые являются или
могут стать
Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.
Ускорение
развития ряда относительно
Необходимо всестороннее
Важнейшие направления экономического
и социального развития Северо-Западного
экономического района в условиях перехода
к рынку в значительной мере определяются
решением таких приоритетных задач, как
конверсия предприятий оборонного комплекса,
развитие отечественного и международного
туризма, увеличение пропускной способности
транспорта, в первую очередь морского,
создание современной инфраструктуры
связи.
Заключение.
Северо-Западный
район переживает
Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий военно-промышленного комплекса, потерявшего значительную часть государственного заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими прибалтийскими республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и материалоёмкой производственной базы отсутствию денных природных ресурсов, недостаточным развитием социальной инфраструктуры.
Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы (более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке русскоязычного населения из стран Балтии.
Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли населения.
Проблемы,
которые необходимо в первую
очередь решать в регионе
развитие конверсии оборонного производства;
усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;
реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к товаров народного потребления;
улучшение экологической обстановки;
развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;
развитие туризма.
По
состоянию на 1998 г. инвестиционный
климат в Северо- Западном экономическом
районе оценивался экспертами, как имеющий
максимальный потенциал и минимальный
риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии
пониженного и низкого потенциала и умеренного
риска в Ленинградской, Новгородской и
Псковской областях.
Список используемой литературы:
Информация о работе Хозяйственный комплекс Северо-западного района и проблемы его развития