Хозяйственный комплекс Северо-западного района и проблемы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………………...3
1. Экономико-географическое положение.……………………………………4
2. Природные условия и природные ресурсы.…………………………..…….6
3. Население и трудовые ресурсы.……………………………………….…….8
4. Отрасли специализации:
4.1. Машиностроение……………………………………………………...…10
4.2. Химическая промышленность…………………………………….…….11
4.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность…………..…12
4.4 Характеристика состояния иных отраслей……………………..………13
5. Транспорт и экономические связи. ………………………………………..15
6. Внутрирегиональные различия района:
6.1 Санкт-Петербург………………………………………………..………..16
6.2 Ленинградская область…………………………………………………..18
6.3 Новгородская область…………………………………………………....20
6.4 Псковская область…………………………………………………..........21
7. Основные проблемы развития района……………………………….…….23
Заключение. ………………………………………………................................25
Список используемой литературы…………………………………………....26
Приложение. ………………………………………………...............................27

Файлы: 1 файл

РЭУ.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.

Основным  видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт  занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.

В области  развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность автомобильных дорог  с твердым покрытием (включая  ведомственные) составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км. 
 
 

Псковская область

Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Территория  области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).

Основные  природные ресурсы области: лес (общие  запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый  камень.

Основные  отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети  производства промышленной продукции  сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство.

На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших  государственную форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит  товариществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям крестьянских хозяйств и др.

В области  развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных  путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность автомобильных дорог  с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус международного. В настоящее время  область связана воздушными линиями с 4 городами России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Основные проблемы  развития района 

Высокая освоенность территории Северо-Западного  района обусловила значительную антропогенную  нагрузку на природную среду, что  требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

В настоящее  время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды,  проводятся природоохранные мероприятия. 
 

Таблица 5: Экологические  показатели

  Санкт-

Петербург

Ленинград.

Область

Псковская

Область

Новгородск.

Область

Сброс загр-й

В сточ. Воды

2000г.

1562,9 518,2 90,4 130,1
Сброс загр-й

В сточ. Воды

2000г.

1336,1 368,01 75,28 111,75
Выброс  в атмосферу загр-ний от

Стац. Ис-ков

2000г.

159,4 565 41,3 77,5
Выброс  в атмосферу загр-ний от

Стац. Ис-ков

2000г.

70,8 247,5 18 51
Доля  экол-х

Преступл-ий

2000г.

5 5 61 34

В настоящее  время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

   В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось, что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

   Для высвобождения ресурсов для  создания и развития Северо-Западной  контактной зоны необходимо решить  задачи:

Целенаправленное  и последовательное ослабление индустриального  крена в экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.

Стимулирование  развития ряда относительно тех отраслей хозяйства, которые являются или  могут стать конкурентоспособными в условиях рыночной экономики.

Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.

 Ускорение  развития ряда относительно новых  отраслей экономики региона, способных  играть роль «локомотива».

   Необходимо всестороннее развитие  непроизводственной сферы. При  решении этой проблемы  необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

   Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Северо-Западный  район переживает экономический  кризис. Спад промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.

     Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий военно-промышленного комплекса, потерявшего значительную часть государственного заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими прибалтийскими республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и материалоёмкой производственной базы отсутствию денных природных ресурсов, недостаточным развитием социальной инфраструктуры.

     Социальные  аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы (более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке русскоязычного населения из стран Балтии.

     Одним  из наиболее депрессивных в  РФ регионов до последнего  времени оставалась Псковская  область, где зафиксированы рекордные в России показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли населения.

     Проблемы, которые необходимо в первую  очередь решать в регионе следующие:

развитие конверсии  оборонного производства;

усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;

реструктуризация  промышленности путем сдерживания  материалоёмких и энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к товаров народного потребления;

улучшение экологической  обстановки;

развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;

развитие туризма.

     По  состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо- Западном экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Кистанов В.В. , Копылов Н.В.  Региональная экономика России: учебник.-М., 2002
  2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики,2001
  3. М.К. Сидоров. Социально-экономическая география и регионалистика России. Учебник-атлас. –Москва: ИНФРА-М, 2002.
  4. Региональная экономика: учеб.пособие/под ред.М.В.Степанова М.,-2000
  5. Региональная экономика: учеб.пособие для вузов/ Т.Г.Морозова, М.П. Победина, Г.Ю. Поляк и др.; под ред.проф. Т.Г. Морозовой.- М.,2000

Информация о работе Хозяйственный комплекс Северо-западного района и проблемы его развития