Геополитика стран Азии, Африки и Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время в мире все больший интерес вызывает феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего и Среднего Востока. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г. в Иране, таким показателям, как напряжение общественных сил, накал страстей самом Иране и в мире, число жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира. Великое влияние революции на все страны исламского мира.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Проблемы геополитической ситуации в Азии…………………………………4
1.1 Особая роль Саудовской Аравии в регионе…………………………………..5
1.2 Афганистан – Пакистан: ударная армия ислама или гнездо терроризма……7
2. Традиции и геополитика Африки……………………………………………...10
2.1 Африка как два субконтинента……………………………………………….10
2.2 Африка – «кипящий континент»……………………………………………...12
3. Геополитика и страны Латинской Америки…………………………………..14
3.1 Латинская Америка: история и современность……………………………....14
3.2 Россия и Латинская Америка: специфика взаимоотношений………………15
3.3 США – приходится уходить………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Геополитика стран Азии, Африки и Латинской Америки.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     2. Традиции и геополитика  Африки

     Африканский континент принято считать «забытой Богом» частью света, где под палящими лучами солнца население изнемогает не только от жары, но и от беспросветной нужды. Но это только одна сторона жизни многих африканцев, национальные элиты которых начинают избавляться от комплекса неполноценности, сформированного веками колониальной зависимости. 

     2.1 Африка как два  субконтинента

     Африка  с большой натяжкой может быть названа единым геополитическим континентом. Африканскую цивилизацию даже С. Хантингтон называет как возможную.

     Север и Восток Африки, как и Юг Европы (в частности, Испания, Португалия, юг Франции) в VIII—XIV вв. входили в мощный арабский халифат, который по своим размерам превосходил Римскую империю. Поэтому огромная территория африканского континента относится к исламскому миру. В годы расцвета СССР Египет, Алжир, Ливия практически находились в зоне его геополитического влияния. В войнах с Англией, Францией, Израилем правительства этих стран получали всестороннюю помощь и поддержку Москвы. Особенно это касалось вооружений и военной техники. Войны Египта с Англией и США за Суэцкий канал (после его национализации), война с Израилем в 1967 г., безусловно, были бы проиграны Египтом, если бы у его берегов, а также у берегов Израиля не курсировал мощный средиземноморский флот СССР, а в Ливии и Египте не функционировали советские военно-воздушные базы, где совершали посадки стратегические бомбардировщики, каждый с тремя водородными бомбами на борту.

     Безусловно, эти африканские страны представляли большой интерес (в геостратегическом плане) для США и НАТО. И в этом регионе в 1970-х гг. началась сложная дипломатическая игра, которой советское руководство не придало большого значения, а в годы «перестройки», «реформ», ельцинской политики «без галстуков», по сути, сдали американцам безо всяких условий огромный регион, богатый природными ресурсами, вывели из мест базирования, а затем разрушили средиземноморский флот. Западные страны во главе с США быстро прибрали к рукам североафриканские страны, и сейчас Ливия, Алжир и Египет, по сути, находятся под большим влиянием США. Налаживание отношений с ними на прагматической основе, что сделал В.В. Путин весной 2006 г. в Алжире, является первой попыткой возвращения России в регион.

     Москва, как и 40 лет назад, начала наводить экономические мосты со странами Северной Африки. В частности, нефтяная компания «Русснефть» предложила вложить свои средства (первоначально 1 млрд долл.), опыт работы и мастерство своих специалистов в добычу нефти в Алжире. Власти этой страны открыли для иностранного капитала нефтедобывающую отрасль. Планируется также вложение инвестиций в экономику Мавритании. Российские фирмы укрепляют торговые связи с алжирскими фирмами. Для российских компаний кроме нефте и газодобычи перспективны такие отрасли, как жилищное строительство и туризм.

     Следует отметить, что подспудно в мусульманских  странах Севера Африки идут процессы формирования течения, имеющего антиамериканский и антиглобалистский характер. На конференции представителей 46 мусульманских государств, прошедшей в мае 2006 г. в египетском городе Шарм-эль-Шейх, в адрес президента США Буша прозвучала жесткая критика даже со стороны президента Египта X. Мубарака. В понимании основных принципов демократии правительства мусульманских стран решительно разошлись с Вашингтоном.

     Американские  политики оказывают всестороннее давление на страны Северо-Восточной Африки: финансовое, экономическое, информационно-технологическое. Вашингтон занимается обучением исламских группировок фундаменталистского толка. Эти группировки, прошедшие террористические курсы в США, встали на путь откровенного экстремизма, объявив «священную войну» против светских государств — Египта, Алжира, Судана. Вот почему часто гремят взрывы в курортных городах Египта, в Алжире и Судане.

     2.2 Африка — «кипящий континент»

     Говоря  об Африке в этом плане, мы имеем  в виду прежде всего ее центральную часть, так как Север Африки имеет отличающуюся культуру, исторический вектор развития, а также политическую и экономическую системы. Хотя ставить между ними «китайскую стену» не надо. Африка является важной составной частью мирового сообщества. Перед этим «просыпающимся континентом» стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают сравнительно небольшой период, поскольку с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, что, безусловно, сказалось на социально-экономических, политических, духовных сферах жизни этого континента. Народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане многие из них по-прежнему не испытали на себе реальных позитивных перемен.

     После освобождения африканских стран  от колониального ига в большинстве из них не нашла поддержки концепция вестернизации, т.е. ориентации их на социальные институты, эталоны права Запада, в частности США. Но в то же время не получила широкого развития и идея геополитического тяготения Африки («острова») к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

     Африка  на продолжении столетий раздирается  этническими противоречиями, которые выливаются в гражданские войны и военные конфликты.

     С середины июля 2003 г. в западноафриканской стране Либерии, богатой алмазами, железной рудой, каучуком, началась гражданская война, ежедневно уносящая жизни сотен человек. Столкновения между повстанцами и президентскими войсками происходят в столице страны — Монровии. Не утихают локальные конфликты в Анголе, Эфиопии, Судане, Конго, Нигерии, Зимбабве, Сомали, Мозамбике, Сьерра-Леоне, Чаде.

     В Африке основные очаги сепаратизма  совпадают с районами, где имеются разведанные запасы нефти. Богатая этим энергоносителем Эритрея откололась от Эфиопии. В устье Нигера местные племена атакуют нефтяные платформы и требуют контроля над доходами от добычи «черного золота».

     Страны  в современной Африке в политическом плане представляют собой в основном авторитарные режимы (к концу XX в. они господствовали в 38 из 45 государств тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся: экономическая отсталость; слабая социально-классовая дифференциация общества; наследие колониальной системы (диктаторы — вожди племен, народностей — ставленники колониальной администрации); отсутствие элементов гражданского общества и правового государства; низкая политическая культура населения; межэтнические противоречия; архаичная инфраструктура — плохие дороги, связь и др.

     Итак, в геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс этот сложен, динамичен и противоречив. Тем не менее Россия поддерживает контакты с лидерами многих государств Черного континента. В Анголе, Демократической Республике Конго, в Намибии и других странах работают наши специалисты — нефтяники, летчики, горняки.

     Политика  России в отношении урегулирования африканских конфликтов пока еще остается пассивной. К России, как правило, не обращаются ни за помощью, ни с просьбами о посредничестве. Причин тому много, а самые главные — ее незначительный экономический и, соответственно, военный потенциал, а также пока еще низкий авторитет в глазах народов мира.

     3. Геополитика и  страны Латинской Америки

     История наложила характерный отпечаток  на геополитику стран Латинской Америки. Анализируя геополитические процессы, протекающие на этом континенте, важно не упускать из виду время Великих географических открытий, многовековую историю колонизации и ее последствия, в частности искусственно созданные границы после «ухода» колонизаторов, страшную нищету, безграмотность и другие социальные болезни, оставленные цивилизованными поработителями. Нельзя забывать также, что колонизаторы, уходя, в некотором роде оставались, привязывая к метрополиям население бывших колоний и доминионов не силой оружия, а пуповиной финансового, политического, технологического и информационного закабаления. 

     3.1 Латинская Америка: история и современность

     Исторически Латинская Америка по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США попадала под их влияние, постепенно втягивалась в их геополитическое поле. Поэтому и сейчас США занимают в большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев США начали еще в первой четверти XIX в.

     В конце 1823 г. президент Соединенных  Штатов Дж. Монро обратился к конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в Южном полушарии.

     В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов-рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества и благосостояния страны связывался с расширением территории американских штатов. В доктрине утверждалось: «Эта экспансия нашего населения и присоединение новых штатов оказали счастливейшее влияние на все высшие интересы Союза. Это в огромной мере увеличило наши ресурсы и прибавило нам силу и достоинство державы, признанной всеми. Совершенно очевидно, что, расширяя базис нашей системы и увеличивая число штатов, сама эта система сильно укреплялась в обеих своих частях».

     Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья, даже «упоминание об этой... доктрине... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости». 

     3.2 Россия и Латинская  Америка: специфика взаимоотношений

     К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а, подобно Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих.

     Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи — общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса ведущие западные страны слушают, но в расчет почти не принимают. 

     3.3 США — приходится уходить...

     В последние годы набирает силу в странах  Латинской Америки движение против военного присутствия США в регионе.

     Нетрудно  догадаться, что первым в Латинской  Америке, не считая Кубу, порвала все военные связи с США Венесуэла. Вначале венесуэльское правительство удалило из страны американскую военную миссию, затем Каракас покинули представители управления по борьбе с наркотиками США, которых венесуэльские власти обвинили, в частности, в шпионаже. А недавно по этой же причине была прекращена деятельность на территории Венесуэлы организации «Нуэвас Трибус» («Новые племена»), состоящей в основном из евангелических групп Соединенных Штатов. Под личиной миссионеров, заявил президент страны Уго Чавес, в «Нуэвас Трибус» действовали агенты ЦРУ, занимавшиеся сбором информации в зоне реки Ориноко, где находятся крупные залежи не только жидких углеводородов, но и урана. При этом, как выяснилось, самолеты, которые обеспечивали организацию, прилетали извне и не проходили никакого таможенного контроля.

     Однако  не только Венесуэла очищает свою страну от американского военного присутствия. Сокращается оно и в Боливии. Особенно это стало заметно после прихода к власти в январе 2006 г. левого президента Эво Моралеса, ориентирующегося на сотрудничество, в том числе военное, с Венесуэлой. Судя по всему, с приходом к власти в Эквадоре в январе 2007 г. левоориентированного правительства президента Рафаэля Корреа похоронены надежды США сохранить свое военное присутствие на эквадорской базе Манта. Она используется американскими военными для электронного контроля над наркотрафиком. Соглашение же о действии базы прекращается в ноябре 2009 г.

     Итак, очевидно, что геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут «вглубь», переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые, исходя прежде всего из геостратегических интересов России, должны подготовить федеральную программу развития связей с этим континентом. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды: не позволят США и их сателлитам сохранить и укрепить нынешний монополярный мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Геополитика стран Азии, Африки и Латинской Америки