Геополитика и геоэкономика Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить геополитические и геоэкономические особенности Норвегии и их влияние на развитие отношений с Россией в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд задач: - представить комплексную страноведческую характеристику Норвегии;
- выявить особенности геоэкономического и геополитического положения Норвегии;
- определить перспективы развития отношений между Норвегией и Россией.

Оглавление

Введение
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии.
1.1 География Норвегии, природные условия и ресурсы страны.
1.2Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение.
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии.
2.1 Геоэкономические особенности развития Норвегии.
2.2 Геополитическая ситуация в Норвегии.
2.3 Особенности современных норвежско-российских отношений.
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Домашняя работа по дисциплине Геополитика.docx

— 81.93 Кб (Скачать)

Таблица 3. Инфляция, %

год

значение

2003

2.5

2004

0.5

2005

1.5

2006

2.3

2007

0.7

2008

3.8

2009

2.2

2010

2.5

2011

1.4


                                                                               24

Таким образом, подводя итоги, видим, что отрасли норвежской промышленности подразделяются на четыре группы:

1) нефтегазодобывающая как  отдельная отрасль, имеющая особое  значение для экономики страны  в целом, находящаяся под контролем  и патронажем специальных государственных  служб;

2) экспортно-ориентированные отрасли (металлургия, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая, горнодобывающая);

3) отрасли, ориентированные  преимущественно на внутренний  рынок (текстильная, швейная, деревоперерабатывающая, мебельная);

4) защищенные отрасли  (пищевая, полиграфическая), поскольку  импорт многих пищевых товаров  в Норвегию сдерживается высокими  таможенными пошлинами.

Норвегия активно участвует  в мировых экономических отношениях и работает в шестидесяти международных  организациях: в ВТО, МВФ, ОЭСР, в  Международной организации труда (МОТ), в Европейской ассоциации международной  торговли (ЕАСТ), является одной из сторон договора об Общеевропейском экономическом  пространстве (ОЕЭП) и т.д.

Страна уделяет огромное внимание экологическим проблемам  сбережения биобогатств океанов и морей, охране окружающей среды и в этих вопросах также является одним из мировых лидеров.25

Норвегия имеет все  основания считаться стабильно  устойчивой и благополучной страной. Её экономика укрепляется за счет высококвалифицированной рабочей  силы, умелого государственного регулирования  и хорошо организованного сектора  бизнеса. В стране отсутствует коррупция, а её экономика полностью прозрачна.26

2.2 Геополитическая ситуация в Норвегии.

Норвегия как единое государство  сформировалась в конце IX века нашей  эры. На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья  норвежских королей росли при  княжеских дворах в России, русские  принцессы становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили в охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный товарообмен. Впоследствии, в результате опустошительной эпидемии "черной смерти" (чумы) приблизительно в 1350 году, экономическая ситуация в Норвегии ухудшилась, и страна попала под власть датской короны. В 1814 году, в период завершения наполеоновских войн, союзники-победители вынудили Данию уступить Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809 году Финляндии. Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы провозгласить независимость, и приняла самую демократичную на тот момент в Европе Конституцию, которая действует и сейчас, хотя и со значительными поправками. Однако под давлением военного превосходства Швеции и международной изоляции Норвегия вынуждена была принять неизбежное. Норвежское руководство добровольно приняло достойное предложение шведской короны заключить личную унию со Швецией. Норвегия оставалась отдельным государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба королевства получали одного главу государства и должны были проводить единую внешнюю политику.

В течение следующего столетия происходил непрерывный рост норвежского  национального самосознания. Одновременно с прогрессом в промышленности, торговле и судоходстве происходило возрождение  культуры. В политике радикальные  и демократические настроения вели к возникновению оппозиции по отношению к королю Швеции. Под  влиянием расходящихся экономических  и внешнеполитических интересов  норвежский парламент (Стортинг) проголосовал в 1905 году за разрыв унии со Швецией. Последовавший  за этим референдум поддержал это  решение подавляющим большинством голосов, и два королевства мирно  разошлись. Первой державой, признавшей новый и полностью независимый  статус Норвегии, стала Российская империя.

В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется ее участием в НАТО (с 1949г.) и направлен  на тесное политическое и военно-экономическое  сотрудничество с ведущими державами  этого блока (США, Великобританией, Германией).27

В 1972 и 1994 гг. в Норвегии проходили  референдумы по вопросу о присоединении  к ЕС, и оба раза большинство  граждан проголосовало против членства. Тем не менее, в настоящее время  Норвегия тесно сотрудничает с ЕС в большинстве вопросов. Несмотря на то, что мнения по поводу членства в ЕС разделились, существует широкое  политическое единство относительно того, что  Норвегия должна активно и конструктивно сотрудничать с Европой.

Наиболее важная форма  сотрудничества с ЕС - Соглашение о  Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП) от 1994 г. По этому Соглашению, Норвегия и другие страны-участницы ЕЭП  являются частью внутреннего рынка  ЕС. Это означает, что норвежские юридические и физические лица имеют  те же права и обязанности, что и юридические и физические лица ЕС в вопросах, охватываемых Соглашением. Это также означает, что Норвегия участвует в разработке законодательства ЕС по таким вопросам внутреннего рынка, как транспорт и охрана окружающей среды, а также обязана следовать этому законодательству. Кроме того, Норвегия также участвует в программах ЕС по многим вопросам, таким как культура, научные исследования, региональное сотрудничество и образование. Таможенный союз ЕС и общая торговая политика по отношению к третьим странам, а также политика в отношении рыболовства и сельского хозяйства остаются за рамками ЕЭП.

Норвегия также сотрудничает с ЕС по юридическим вопросам и  в области правопорядка. Благодаря  Шенгенскому сотрудничеству норвежские граждане пользуются свободой передвижения внутри Шенгенской зоны. Вместе с другими Шенгенскими странами Норвегия осуществляет контроль за внешними границами Шенгенской зоны.

Норвегия разделяет взгляды  и интересы ЕС в международной  политике и тесно сотрудничает  с ЕС во внешней политике и политике безопасности. По Соглашению о ЕЭП, Норвегия постоянно поддерживает политический диалог с ЕС по международным вопросам. Норвегия поддерживает внешнеполитические заявления ЕС по целому ряду вопросов.

В вопросах безопасности и  военной политике Норвегия предоставила военный и гражданский персонал для проведения операций ЕС по преодолению  кризиса в Боснии-Герцеговине  и Македонии. Правительство Норвегии оказывает значительную финансовую помощь странам Западных Балкан, а  также северо-западным регионам России.

При расширении ЕС и ЕЭП  в мае 2004 года были созданы две системы финансирования – одна система ЕЭП и специальная норвежская система. В рамках этих систем финансирования из средств ЕЭП Норвегия берет на себя обязательства выделить в период с 2004 по 2009 гг. 9 миллиардов крон на выравнивание экономических и социальных различий в десяти странах - новых членах ЕС, а также в Греции, Португалии и Испании.

Приоритетные области  для финансирования -  охрана окружающей среды, устойчивое развитие, сохранение европейского культурного наследия, человеческие ресурсы, здравоохранение и забота о детях, региональная политика  и Шенгенское сотрудничество (правовой сектор). Одной из целей также является то, что средства  ЕЭП должны способствовать укреплению сотрудничества между Норвегией и странами, которым оказывается поддержка. Это касается как сотрудничества в общем, так и созданию условий для развития инфраструктуры и нахождения партнеров в странах, получающих поддержку.

Сотрудничество в рамках ЕС находится в постоянном и многостороннем развитии, что позволяет поставить  новые задачи и предоставляет  новые возможности, которые должны быть приняты во внимание в политике Норвегии относительно Европы. Расширение территории ЕС и включение в ЕС большего количества стран означает, помимо прочего, что ЕЭП также  будет расширено. Страны ЕЭП оказывали  экономическую поддержку отстающим  странам ЕС с тех пор, как договор  о ЕЭП вступил в силу. Норвегия также предоставляла двустороннюю экономическую и техническую  поддержку странам, подавшим заявления  о приеме в ЕС. Таким образом, Норвегия содействует экономическому и социальному  развитию в Европе.28

Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как  торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила  и ограничения ЕС, устанавливаемые  на ввозимые товары. Активными темпами  развивается сотрудничество России, Норвегии, Швеции и Финляндии в  рамках региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в приграничных районах Севера.

Концептуальной основой  арктической политики Норвегии являются следующие документы. 

1. "Баренц-2000": программа  принята в 2005 г. и представляет  собой совокупность научно-исследовательских  проектов по комплексному изучению перспектив освоения природных ресурсов региона, развития информационных технологий, охраны окружающей среды, здравоохранения, сохранения самобытности культуры малых народов Севера и пр.

2. "Стратегия правительства  Норвегии на Крайнем Севере" (декабрь 2006 г.). В арктической доктрине Осло подчёркивалось, что в обозримом будущем норвежская политика в регионе будет фокусироваться на энергетике и охране окружающей среды.

3. "Новые компоненты  политики на Севере. Следующий  шаг в стратегии правительства  на Крайнем Севере" (март 2009 г.). Этот документ продолжил арктический  курс Осло, заложенный в Стратегии-2006, хотя и несколько переформулировал  конкретные приоритеты. Как и в предыдущем документе, Стратегия-2009 устанавливала семь основных приоритетов, хотя и в иной последовательности: 1) развитие научных исследований в области климата и состояния окружающей среды на Крайнем Севере; 2) улучшение систем мониторинга морского пространства в целях борьбы с чрезвычайными обстоятельствами и обеспечения безопасности судоходства; 3) обеспечение устойчивого развития морской нефтедобычи и возобновляемых биоресурсов; 4) развитие нефтедобычи на суше; 5) развитие инфраструктуры на Крайнем Севере; 6) обеспечение суверенных прав Норвегии и развитие приграничного сотрудничества в регионе; 7) защита среды проживания и культуры коренных народов.

Стратегия-2009 рассчитана на 10–15 лет, хотя и предусматривает  возможность регулярной корректировки  отдельных её положений. Как и  Стратегия-2006, новая арктическая  доктрина Норвегии производит противоречивое впечатление. С одной стороны, в  ней намечена обширная программа  международного сотрудничества по освоению природных ресурсов Арктики, охране окружающей среды, развитию гуманитарных контактов в регионе, включая  Россию. С другой стороны, по сравнению  со Стратегией-2006 последний документ ещё более жёстко ставит вопрос о соблюдении норвежского суверенитета в Арктике, а также делает акцент на вопросах безопасности. В частности, ставится задача развития системы наблюдения за морскими, воздушными и приграничными сухопутными пространствами в регионе.29

2.3 Особенности современных норвежско-российских отношений.

В последние два-три года Осло фокусировал своё внимание на переговорах и заключении договора с Россией о разграничении  морских пространств.

Для России проблема определения  морских границ в Арктике –  это прежде всего вопрос о делимитации пространств между Россией и Норвегией в Баренцевом море. Долгое время эта проблема являлась камнем преткновения на пути к налаживанию добрососедских отношений между двумя странами. Переговоры на эту тему шли около 40 лет. Спорная площадь – 175 тыс. кв. км, включая район площадью 20 тыс. кв. км в Северном Ледовитом океане. Здесь, если верить оптимистичным прогнозам, залегает около 2% мировых запасов нефти и газа.

Спор решался поэтапно, по участкам. В 2007 г. удалось подписать  соглашение о Варангер-фьорде, которое предполагало разграничение морских пространств внешней части залива и снимало часть нерешенных вопросов. Варангер-фьорд - Варяжский залив Баренцева моря - расположен между полуостровами Рыбачий (Россия) и Варангер (Норвегия). Длина фьорда – 120 километров, глубина – до 420 метров.

В дальнейшем споры между  Москвой и Осло сосредоточились  на географическом принципе раздела  спорной территории. Российская сторона  считала, что деление спорной  территории на северную и южную части было крайне невыгодно для нее, так лишало бы ее наиболее богатых разведанных и прогнозируемых месторождений. Если же спорный участок поделили бы на западную и восточные части, то баланс интересов был бы соблюден.

Принципиальное согласие по всему комплексу спорных вопросов между Москвой и Осло было достигнуто на встрече президента России Д. А. Медведева  с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом 27 апреля 2010 г. Было решено поделить спорный участок Баренцева моря, наиболее богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам», причем, как и настаивала российская сторона, на западную и восточную части.

Юридически этот компромисс был закреплен в российско-норвежском договоре от 15 сентября 2010 г.30

Ещё одним приоритетом  Норвегии в отношениях с Россией  является обеспечение доступа норвежского  бизнеса к освоению природных  богатств российской части Арктики и созданию соответствующей транспортной инфраструктуры для поставки энергоресурсов в Европу и Америку. Перенацеливание части грузопотока из Азии в Европу и Северную Америку с Мурманска на север Норвегии (порты Нарвик и Киркенес) также считается важной задачей. Для этих целей норвежская сторона предлагает модернизировать шоссейные дороги, соединяющие Мурманскую область с Норвегией, а также достроить железнодорожную ветку, ныне заканчивающуюся в г. Никель, до норвежского северного порта Киркенес (превратив его по своему статусу в океанский порт).

Развитие системы приграничного  сотрудничества с Финляндией, Швецией  и Россией с целью создания единого экономического и культурного пространства также входит в число значимых приоритетов Осло. Норвежская сторона настойчиво предлагает России создать так называемую Поморскую особую промышленно-экономическую зону в приграничной зоне и для этих целей ввести безвизовый режим для жителей приграничных районов.

Информация о работе Геополитика и геоэкономика Норвегии