Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:14, реферат
Цель работы – изучить геополитические и геоэкономические особенности Норвегии и их влияние на развитие отношений с Россией в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд задач: - представить комплексную страноведческую характеристику Норвегии;
- выявить особенности геоэкономического и геополитического положения Норвегии;
- определить перспективы развития отношений между Норвегией и Россией.
Введение
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии.
1.1 География Норвегии, природные условия и ресурсы страны.
1.2Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение.
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии.
2.1 Геоэкономические особенности развития Норвегии.
2.2 Геополитическая ситуация в Норвегии.
2.3 Особенности современных норвежско-российских отношений.
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией.
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 3. Инфляция, %
год |
значение |
2003 |
2.5 |
2004 |
0.5 |
2005 |
1.5 |
2006 |
2.3 |
2007 |
0.7 |
2008 |
3.8 |
2009 |
2.2 |
2010 |
2.5 |
2011 |
1.4 |
Таким образом, подводя итоги, видим, что отрасли норвежской промышленности подразделяются на четыре группы:
1) нефтегазодобывающая как
отдельная отрасль, имеющая
2) экспортно-ориентированные отрасли (металлургия, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая, горнодобывающая);
3) отрасли, ориентированные
преимущественно на внутренний
рынок (текстильная, швейная,
4) защищенные отрасли
(пищевая, полиграфическая), поскольку
импорт многих пищевых товаров
в Норвегию сдерживается
Норвегия активно участвует
в мировых экономических
Страна уделяет огромное внимание экологическим проблемам сбережения биобогатств океанов и морей, охране окружающей среды и в этих вопросах также является одним из мировых лидеров.25
Норвегия имеет все
основания считаться стабильно
устойчивой и благополучной страной.
Её экономика укрепляется за счет
высококвалифицированной
2.2 Геополитическая ситуация в Норвегии.
Норвегия как единое государство
сформировалась в конце IX века нашей
эры. На раннем этапе установились контакты
с российскими княжествами. Сыновья
норвежских королей росли при
княжеских дворах в России, русские
принцессы становились
В течение следующего столетия
происходил непрерывный рост норвежского
национального самосознания. Одновременно
с прогрессом в промышленности, торговле
и судоходстве происходило
В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется ее участием в НАТО (с 1949г.) и направлен на тесное политическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими державами этого блока (США, Великобританией, Германией).27
В 1972 и 1994 гг. в Норвегии проходили референдумы по вопросу о присоединении к ЕС, и оба раза большинство граждан проголосовало против членства. Тем не менее, в настоящее время Норвегия тесно сотрудничает с ЕС в большинстве вопросов. Несмотря на то, что мнения по поводу членства в ЕС разделились, существует широкое политическое единство относительно того, что Норвегия должна активно и конструктивно сотрудничать с Европой.
Наиболее важная форма
сотрудничества с ЕС - Соглашение о
Европейском Экономическом
Норвегия также сотрудничает с ЕС по юридическим вопросам и в области правопорядка. Благодаря Шенгенскому сотрудничеству норвежские граждане пользуются свободой передвижения внутри Шенгенской зоны. Вместе с другими Шенгенскими странами Норвегия осуществляет контроль за внешними границами Шенгенской зоны.
Норвегия разделяет взгляды и интересы ЕС в международной политике и тесно сотрудничает с ЕС во внешней политике и политике безопасности. По Соглашению о ЕЭП, Норвегия постоянно поддерживает политический диалог с ЕС по международным вопросам. Норвегия поддерживает внешнеполитические заявления ЕС по целому ряду вопросов.
В вопросах безопасности и военной политике Норвегия предоставила военный и гражданский персонал для проведения операций ЕС по преодолению кризиса в Боснии-Герцеговине и Македонии. Правительство Норвегии оказывает значительную финансовую помощь странам Западных Балкан, а также северо-западным регионам России.
При расширении ЕС и ЕЭП в мае 2004 года были созданы две системы финансирования – одна система ЕЭП и специальная норвежская система. В рамках этих систем финансирования из средств ЕЭП Норвегия берет на себя обязательства выделить в период с 2004 по 2009 гг. 9 миллиардов крон на выравнивание экономических и социальных различий в десяти странах - новых членах ЕС, а также в Греции, Португалии и Испании.
Приоритетные области для финансирования - охрана окружающей среды, устойчивое развитие, сохранение европейского культурного наследия, человеческие ресурсы, здравоохранение и забота о детях, региональная политика и Шенгенское сотрудничество (правовой сектор). Одной из целей также является то, что средства ЕЭП должны способствовать укреплению сотрудничества между Норвегией и странами, которым оказывается поддержка. Это касается как сотрудничества в общем, так и созданию условий для развития инфраструктуры и нахождения партнеров в странах, получающих поддержку.
Сотрудничество в рамках
ЕС находится в постоянном и многостороннем
развитии, что позволяет поставить
новые задачи и предоставляет
новые возможности, которые должны
быть приняты во внимание в политике
Норвегии относительно Европы. Расширение
территории ЕС и включение в ЕС
большего количества стран означает,
помимо прочего, что ЕЭП также
будет расширено. Страны ЕЭП оказывали
экономическую поддержку
Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила и ограничения ЕС, устанавливаемые на ввозимые товары. Активными темпами развивается сотрудничество России, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в приграничных районах Севера.
Концептуальной основой арктической политики Норвегии являются следующие документы.
1. "Баренц-2000": программа
принята в 2005 г. и представляет
собой совокупность научно-
2. "Стратегия правительства Норвегии на Крайнем Севере" (декабрь 2006 г.). В арктической доктрине Осло подчёркивалось, что в обозримом будущем норвежская политика в регионе будет фокусироваться на энергетике и охране окружающей среды.
3. "Новые компоненты
политики на Севере. Следующий
шаг в стратегии правительства
на Крайнем Севере" (март 2009 г.).
Этот документ продолжил
Стратегия-2009 рассчитана на 10–15 лет, хотя и предусматривает возможность регулярной корректировки отдельных её положений. Как и Стратегия-2006, новая арктическая доктрина Норвегии производит противоречивое впечатление. С одной стороны, в ней намечена обширная программа международного сотрудничества по освоению природных ресурсов Арктики, охране окружающей среды, развитию гуманитарных контактов в регионе, включая Россию. С другой стороны, по сравнению со Стратегией-2006 последний документ ещё более жёстко ставит вопрос о соблюдении норвежского суверенитета в Арктике, а также делает акцент на вопросах безопасности. В частности, ставится задача развития системы наблюдения за морскими, воздушными и приграничными сухопутными пространствами в регионе.29
2.3 Особенности современных норвежско-российских отношений.
В последние два-три года Осло фокусировал своё внимание на переговорах и заключении договора с Россией о разграничении морских пространств.
Для России проблема определения морских границ в Арктике – это прежде всего вопрос о делимитации пространств между Россией и Норвегией в Баренцевом море. Долгое время эта проблема являлась камнем преткновения на пути к налаживанию добрососедских отношений между двумя странами. Переговоры на эту тему шли около 40 лет. Спорная площадь – 175 тыс. кв. км, включая район площадью 20 тыс. кв. км в Северном Ледовитом океане. Здесь, если верить оптимистичным прогнозам, залегает около 2% мировых запасов нефти и газа.
Спор решался поэтапно, по участкам. В 2007 г. удалось подписать соглашение о Варангер-фьорде, которое предполагало разграничение морских пространств внешней части залива и снимало часть нерешенных вопросов. Варангер-фьорд - Варяжский залив Баренцева моря - расположен между полуостровами Рыбачий (Россия) и Варангер (Норвегия). Длина фьорда – 120 километров, глубина – до 420 метров.
В дальнейшем споры между Москвой и Осло сосредоточились на географическом принципе раздела спорной территории. Российская сторона считала, что деление спорной территории на северную и южную части было крайне невыгодно для нее, так лишало бы ее наиболее богатых разведанных и прогнозируемых месторождений. Если же спорный участок поделили бы на западную и восточные части, то баланс интересов был бы соблюден.
Принципиальное согласие
по всему комплексу спорных
Юридически этот компромисс
был закреплен в российско-
Ещё одним приоритетом
Норвегии в отношениях с Россией
является обеспечение доступа
Развитие системы