Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:05, курсовая работа
В начале XX века громкую известность получила новая наука – геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу. В СССР ее запретили в 1934 г., в Германии пытались признать преступной на Нюрнбергском трибунале в 1946 г., в остальном мире ею пользуются, ее изучают, но при этом как-то стесняются ссылаться на геополитические данные, предпочитая изливать водопады лицемерной болтовни о правах человека и о мире во всем мире.
Украина без российских санкций осуществляла поставки вооружений совместных разработок, укомплектованных компонентами и запчастями российского производства, в третьи страны. Так, танки украинского производства через Туркмению поставлялись силам движения "талибан" в Афганистане. Молдавия использовала вооружения из российских арсеналов в ходе гражданской войны с "мятежным" Приднестровьем. Белоруссия продала США "контрольный экземпляр" новейшей системы ПВО/ПРО С-300, в которой сама Белоруссия имеет отношение лишь к производству лафета и тягачей. Этим же грешат и другие страны СНГ, имеется много других примеров. А неурегулированность отношений России и стран СНГ делает такие поставки вооружений из России в эти страны и с участием России в третьи страны проблематичными и в плане обеспечения собственных интересов безопасности России. В этих условиях подписание Россией соглашений с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Белоруссией о сотрудничестве в военно-технической сфере имеет много трудностей, связанных прежде всего с политическими ограничителями. И это не считая "несговорчивости" стран СНГ, их нежелания идти на тесную кооперацию.
Там же, где подобные соглашения в принципе могут работать, зачастую все базируется на односторонней заинтересованности России, как, например, в деле создания (воссоздания) системы ПВО СНГ, где Россия берет на себя почти полностью вопросы финансирования, оснащения, развертывания, а страны СНГ предоставляют лишь свою территорию. Из ряда подобных примеров– создание системы охраны внешней границы СНГ, в котором Россия играет не меньшую роль.
Для
России, ее военно-экономической
Распад СССР привел к потерям геополитической идентичности составляющих его регионов, республик, имевших ранее общую систему угроз, вне зависимости от того, с какого направления она исходила. В силу этого попытки России создания системы коллективной безопасности наталкиваются на формальное отношение со стороны других стран СНГ или на явное нежелание связывать себе руки, лишать себя возможностей политического маневра на международной арене.
Сегодня многие просто не дают себе отчета, что внешние, подчас весьма агрессивные силы уже готовы участвовать в переделе постсоветского пространства.
Боязнь реанимирования СССР, стремление заблокировать Россию в ее реинтеграционных устремлениях, желание получить "все и сразу" могут привести только к одному: к разрушению хрупких структур безопасности, формирующихся на территории бывшего СССР, без каких-либо надежд на воссоздание в обозримой перспективе чего-то иного, имеющего под собой прочную базу и вписывающегося в концепцию подлинного нового мирового порядка.
Последовательное
продвижение по указанным направлениям,
опирающееся на прочную нормативную базу,
позволит не только иметь современные
и боеспособные Вооруженные Силы, способные
решать все поставленные пред ними задачи,
но и достичь гармоничного сочетания национальной
обороноспособности с социально-экономическими
возможностями страны, сформировать благоприятные
военно-политические условия для возрождения
России.
Основные геополитические тенденции рубежа 2011-2012 годов
Одной из основных геополитических тенденций рубежа 2011-2012 годов является рост напряжённости в регионе Среднего Востока. Центральное место в этом процессе занимает, по понятным причинам, иранский вопрос, ставший в последнее время точкой замыкания ключевых геополитических противоречий региона, а прежде всего нефтегазовых вопросов и проблемы контроля территорий, по которым осуществляется транспортировка углеводородов и переброска военных грузов. Традиционно сильно в регионе и действие афганского фактора.
Таджикистан и Узбекистан
Отношения двух стран вошли в крутое пике: давний конфликт, замешанный на противоречиях по вопросу использования гидроресурсов, продолжает оставаться крайне острым, при этом стороны не предпринимают никаких попыток его разрешения. Масла в огонь подливает и вялотекущий пограничный конфликт, выражающийся в участившихся инцидентах, связанных незаконным пересечением границы и контрабандой наркотиков.
В середине декабря на сайте информационного агентства «Азия-Плюс» появился материал, согласно которому Узбекистан стягивает к таджикскской границе бронетехнику. Об этом агентству сообщили жители сопредельной с Узбекистаном Согдийской области Таджикистана, имеющие возможность невооружённым глазом наблюдать за наметившейся активностью узбекских военных.
Эту
информацию можно было бы и не принимать
во внимание, особенно в силу «надёжности»
его первоначального источника (очевидцы-местные
жители), если бы не признания самих узбекских
военных, мотивирующих переброску техники
обострением, связанным с всё тем же ноябрьским
пограничным инцидентом, в ходе которого
между таджикскими и узбекскими пограничниками
произошёл настоящий бой и погиб узбекский
пограничник.
Грузия
Опасения
по поводу обострения военно-политического
напряжения вокруг Грузии связано с
грядущими здесь выборами, в ходе подготовки
к которым можно ожидать чего угодно: интриг
и заговоров, взрывов, народных волнений
и политических убийств, давно ставших
традиционными спутниками грузинского
избирательного процесса. И уж вполне
естественно, что ответственность за все
неприятности, связанные с проведением
предвыборной кампании, будет возложена
на Россию, которая, согласно принятой
Концепции национальной безопасности
Грузии «всеми силами стремится дестабилизировать
обстановку в стране». Помимо этого в период
грузинских выборов возрастёт вероятность
пограничных провокаций, которые, учитывая
современную расстановку сил на грузино-осетинской
и грузино-абхазской границах, могут быть
использованы не только для воздействия
на общественное мнение в Грузии.
Нагорный Карабах и Закавказье
Регион, в котором вот уже почти 20 лет ждут начала нового кровопролития продолжает оставаться неспокойным. При этом специалисты сходятся во мнении, что бряцание оружием в зоне конфликта будет продолжаться, это демонстрируют непрекращающиеся военные учения и рост оборонных бюджетов обеих стран-участниц конфликта. Однако возобновления полномасштабных боевых действий всё-таки не предвидится.
Не умаляя важности карабахского вопроса, сейчас России необходимо учитывать высокую вероятность развязывания агрессии против Ирана со стороны США или Израиля и укреплять свои позиции в регионе Закавказья, а в частности в Армении, поскольку именно она, как известно, является здесь нашим главным и, пожалуй, единственным союзником. На территории Армении, как известно, находится 102-я военная база Вооружённых сил России, нормальное функционирование которой в случае начала операции против Ирана может оказаться под угрозой, что даёт основания предполагать, что Россию могут втянуть в конфликт, поскольку она будет вынуждена прорывать грузинскую блокаду снабжения российского контингента в Армении. Впрочем, в Минобороны утверждают, что уже к концу осени 2011 года 102-я военная база полностью готова к функционированию в условиях проведения операции против Ирана: часть подразделений переведена в район Гюмри, ближе к границе с Турцией, с территории которой наиболее вероятно нанесение ударов по объектам в Иране. При этом задачи, которые ставятся перед военнослужащими, не уточняются.
Не дремлет и Черноморский флот, корабли которого осуществляют патрулирование акватории, непосредственно прилегающей к территориальным водам Грузии, которая, несомненно, поддержит возможную антииранскую агрессию.
Итак, перспектив развязывания новых войн если не великое множество, то более чем достаточно. Учитывая всё вышесказанное, нельзя не отметить, что прошлогоднее громкое заявление начальника Генштаба генерала Макарова о росте напряжённости по периметру границ России и возможном начале войн, способных спровоцировать применение ядерного оружия, совсем не выглядит преувеличением.
Заключение
Подводя итог проделанной работы можно сделать некоторые выводы: "Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой". Россия - страна в восточной части Европы и в северной части Азии. 17075,4 тыс. кв. км. "Западная Европа и Америка, не знающие Россию, не имеют ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы - ни демократические, ни фашистские. Россия не спасется никакими видами западничества, ни старыми, ни новыми. Все политические формы и средства человечества полезно знать и верно разуметь. Но творческая комбинация из них и из других, еще неизвестных, должна быть избрана и создана самою Россией, должна быть подсказана ее собственными задачами, помимо всяких чужих предписаний или своих предрассудков и доктрин".
В последнее десятилетие на всем мировом пространстве как в геополитике, так и в геоэкономике выстраивается четкая доминанта Соединенных Штатов Америки. И все же не американизация составляет суть протекающих в мире процессов. Для их обозначения пущен в оборот иной термин - глобализм. Лучшая модель этого странного мира - Диснейленд, в котором как бы присутствуют все культуры, но в пресном, выхолощенном виде. Это и есть глобализм, возникший как результат включения большинства народов в сеть мирового рынка, интернационализации торговли, бурного развития средств транспорта и коммуникации, глобализм высасывает питательные соки культур, мумифицируя их, лишая уникальности и глубины.
Еще раз повторим, что вероятность вовлечения РФ в региональную войну с массированным применением современных вооружений в обозримом будущем минимальна. В то же время Россия может быть втянутой в локальную войну, либо вооруженная сила потребуется для разрешения внутренних конфликтов. Очевидно, что с этих позиций и следует подходить к военному строительству, к комплектованию войск, вооружению, организации системы обучения и воспитания. Как раз такое вовлечение и необходимо пресечь на корню, иначе это станет «черной дырой» для России после которой она как всегда будет долго и болезненно вставать на ноги.
Итак, геополитические интересы российского этноса могут быть обеспечены только при условии радикального совершенствования информационно- аналитического, научного и технологического обеспечения принимаемых решений.
Индикатором эффективности решений, принимаемых в любых сферах сегодняшней действительности, является баланс человекопотребления и человекопроизводства в расчете на единицу товарной продукции.
Все
это даст возможность не только правильно
оценить сложившуюся ситуацию, но и во
многом предвидеть ее развитие, а значит
- преуспеть в предупреждении межнациональных
трений и конфликтов.
Список нормативно-правовых актов и литературы
1. Казначеев В.П., Дёмин Д. В., Мингазов И. Ф. Геополитика и современная
проблема этногенеза
2. Катков А. Перспективы развития России
3. Нарочинская Н. Россия и мировой Восточный вопрос //
4. Николай фон Крейтор Геополитика «Холодной войны» // http: //
www.chat.ru/-helicop/ru ; New York. USA - Saturday. July 24, 2011
5. Чечня, целесообразен ли развод с Россией //НЭБ
6. Является ли Россия Разменной картой в геополитической игре? // НЭБ 2009
7. Помыткин П.
Где полыхнёт в 2012? Внимание на южные рубежи