Геополитические воззрения Р. Челлена

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

цель контрольной работы рассмотреть геополитические воззрения Р. Челлена. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить основные аспекты геополитики,
рассмотреть научные труды Р. Челлена,
проанализировать сущность геополитических воззрений Р. Челлена.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
1. Сущность геополитики………………………….……………………..
2. Краткая биография Р.Челлена………………………………..
3. Геополитические взгляды Р.Челлена……………………………………
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Геополитические воззрения Р. Челлена..doc

— 96.00 Кб (Скачать)

       5. Кратополитика.

       Согласно  Челлену, эти пять категорий включают все важные аспекты государства. Их следует изучать объективно, в целях сравнительного описания и понимания государства. Они необходимы в целях конструирования законов генерализации, из которых выводятся законы существования и развития государства.4

       Геополитика — это первая система Челлена. Этот термин он определял как науку  о государстве, как географический организм или феномен в пространстве. Будучи под влиянием Ратцеля, Челлен рассматривал территорию государства  как его тело. Согласно закону географической индивидуализации, конечная цель государства — это стать географическим индивидуумом, воссоединиться и, стать единым с органическим пространством. В дополнение к общей теории геополитики, Челлен разработал три дополнительные категории для анализа государства как феномена в пространстве. Эти категории следующие:

       1. Географическое положение государства  по отношении к другим государствам

       2. Форма территории государства

       3. Размер государства.

       Размышляя о географической форме территории государства, Челлен считал, что идеальной  формой государства является концентрическая. Государства, имеющие продолговатую  территориальную форму, такие как  Чили, например, или Норвегия, определенно проигрывают с геополитической точки зрения, так как расположение этих стран в отношении их территории и защиты коммуникаций, с геополитической точки зрения, весьма неблагоприятны.

       Размер  государства, протяженность его  территории, по мнению Челлена, является фундаментом его государственной силы. Будущее принадлежало, по мнению Челлена, территориально большим государствам. Он сконцентрировал свое внимание на применении теории геополитики именно по отношению к пространственно больших государствам. К подобным же выводам впоследствии пришел и Карл Хаусхофер в своей теории пан-регионов.

       Размер  территории государства - один из трех императивов его удачного исхода в борьбе «великих сил». Другой важный императив- это свобода передвижения -к территории государства или от нее. Этот императив сводился к тому, чтобы не допускать любой формы блокады, например блокады выражающейся в форме контроля проливов этого государства другими государствами.

       И третий императив — это территория, которая отличается региональной внутренней собранностью региона. Иными словами, вся территория должна отличаться целостностью, монолитностью и нельзя допускать в ней никаких разрывов.

       Государство как организм имеет не только «тело», как геополитическое пространство, но и «душу». Душа государства -это нация. Нация — изначальна в отношении государства. Вне жизни нации существования государства быть не может. Не государство определяет нацию, а нация определяет государство. Это происходит тогда, когда нация становится сознательной, т.е. осознает принадлежность к одной органической общности, и лишь тогда она ищет форму своего существования в государстве.

       Характер  и общность нации - главный объект для категории этно-или- демополитика Челлена. Согласно Челлену, этнический закон индивидуализации требует, чтобы государство, после своего возникновения и становления, стремилось к гомогенности человеческого материала для того, чтобы достичь гармоничность национальной души. Гомогенность, однако, не опирается на расовые признаки. Национальная гомогенность для Челлена, скорее всего, вопрос общей культуры, ценностей и чувства принадлежности к целому.5

       Что касается экономики, то Челлен прежде всего анализировал характер торговых отношений государства и его  возможность стать экономически самодостаточным. А экономическая самодостаточность- вера в автаркию — постоянно находилась в центре всех его аналитических работ. И экономическая самодостаточность рассматривалась Челленом как ключ к независимости государства.

       Торговля  всегда ведет к зависимости, а сущность этой зависимости -экономический империализм больших государств в отношении слабых. Поэтому принцип автаркии является также и принципом самообороны.

       Социополитика - новая категория. Социополитика анализирует форму существования общества. Это анализ государства как общества. И эта категория включает в себя две субкатегории, а именно: форма общества и его экзистенция.

       Нация, включающая в себя традиции всего  существующего народа, для Челлена  всегда являлась важнее общества. Общество же — не что иное как определенный короткий момент в существовании нации.

       Другим  важным компонентом анализа Челлена  являлась его категория кратополитики. Кратополитика касается правительственной  и конституционной форм государства  и взаимоотношений между государством и его подданными (гражданами). Эта категория представляет дух государства и основную сущность его юридического и культурного кода. Как и во всех других иных категориях, Челлен рассматривал необходимость идеального образа гармонии и по отношениюк кратополитике также. Эта гармония представлялась ему достижимой только в результате отрицания либеральной капиталистической демократии и в результате корпоративноой структуры государства.

       Челлен  рассматривал великие силы как самые  иллюстративные примеры государства как организма. По Челлену, сущность «великих сил» заключается в их воле по увеличению своей мощи по отношению к другим силам. Челлен разделил великие силы на две категории:

       1. Мировые силы

       3. Великие силы.

       До  первой мировой войны он рассматривал Британскую империю, США, Россию и Германию в качестве мировых сил. Ко второй категории он относил государства низшего порядка, как Франция, Япония, Австро-Венгерскую Империю и Италия. Среди мировых и великих сил сил он рассматривал Германию и Японию -как восходящие силы, а Англию и Францию-как нисходящие. Анализируя силовые рессурсы великих государств и, следуя категориям своей системы, Челлен oxарактеризировал эти великие силы как континентальные силы против морских, а также как и военные и экономические силы. В его спектре Россия являлась военной и континентальной силой.; Германия и Франция находились посередине, а Великобритания- на противоположной стороне спектра в отношении России: как морская сила с одной стороны, и экономическая с другой. Будущее, согласно Челлену, принадлежало автактическим (континентальным) силам с их территорией в одном месте и с сетью железных дорог, улучшавших их внутренние коммуникации.

       Челлен  высказал много предсказаний о будущем  великих сил. Они основывались на его изучении сущности этих великих сил и тенденций их развития, фокусируясь на принципе автаркических больших пространств. Перед первой мировой войной Челлен думал, что в будущем возникнет только две сверх-державы: Россия и Америка.

       После Первой Мировой Войны он пришел к  выводу, что мир движется к новому цесаризму, к власти нового мирового гегемона в лице США, которому, как он считал, суждено подчинить себе Великобританию и стать мировым властелином. Мировую гегемонию США он окрестил как «пан-американизм».

       Как и Ратцель Челлен, верил, что в будущем будут доминировать крупные государства, занимающие большие континентальные пространства и потому, международная политика в будущем будет фокусироваться на формировании больших пространств. Именно в формировании больших пространств и следует искать силовые линии и динамику международной политики будущего.

       Челлен  считал, что влияние значения земли- почвы-пространства на поведение людей  ускользнуло от внимания политологии. Этим обосновало то, что он выбрал термин «геополитика», а не «антропография» как это было у Ратцеля. Понятие геополитика означало для него, что подобный анализ принадлежит к политологии скорее, чем к антропологии или географии.6

       Уже в 1889 году Челлен предвидел возникновение  первой мировой войны. Он считал, что  грядущаяя битва должна стать решающим поворотом в истории человечества. Челлен был убежденным противником экономического либерализма, который, по его убеждению, неминуемо приводит к дегенерации государства и в самой своей сущности несовместим с его концепцией государства как «народного дома», которую сформулировал Челлен.

       В своих геополитических работах  Челлен уделял много внимания проблемам  автаркии, т.е. экономически самодостаточного пространства. Интерес к автаркии был обусловлен двумя факторами  или предпосылками: во первых, определение государства как хозяйства. Государство, писал Челлен - дом и сердце граждан. Государство ищет или стремится защитить интересы народа. Защищая эти интересы, оно защищает свою экономическую систему, которую народ создал в своем родном пространстве. Государство действует как органический механизм или как домашнее хозяйство. Челлен подчеркивает, что приблизительно в 1890 году Британская империя разработала доктрину «открытых дверей», которая и являлась доктриной завоевания рынков, т.е. структурной колонизации других стран.

       Челлен  пропагандировал идею Mitteleuropa (Срединной  Европы), которая, по его представлению, должна была быть автаркическим геополитическим  Большим пространством.

       Челлен  был согласен с Ратцелем, что почва, на которой определенное государство возникло, является интегральной частью государства: почва и государство соедены в органической общности.

       В добавлении к территории (пространства), жизнь государства, по Челлену, выражает себя в 4-х инных формах:

       1. Как домашнее хозяйство, что касается экономического аспекта

       2. Как народ - в национальном и расовом аспекте (в национальных и расовых характеристиках)

       3. Как социальное сообщество (общество) - с различными классамии профессиями

       4. Как правительство - рассматриваемое в конституционном и административном аспекте.

       «Это  пять элементов, пять пальцев одной  руки, которая трудится в мирное время и воюет в войне».

       «Сила»  для Челлена - самый важный атрибут государства. Государство возникает, поскольку оно сильно и продолжает существовать, если эта сила поддерживается.7

       Таким образом, наследство Челлена, не только как геополитика, но как одного из ведущих представителей движения «консервативной революции», воплотилось в «Шведской модели» (Folkhemmet), одной из самых удачных моделей социальной инжинерии в истории человечества. 
 

 

Заключение 

       Рудольф Челлен — автор термина «геополитика». Он рассматривал новую науку — геополитику как часть политологии, в свою очередь отпочковавшуюся в конце XIХ — начале XX вв. от социологии. Понятие «геополитика» Челлен определил как науку о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства.

       Отец  термина «геополитика» считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы самые общие принципы и законы, соответствующие всем государствам и во все времена. В работах Челлена содержатся, по сути дела, все принципиальные положения геополитики.

       Основной  тезис Р.  Челлена: государство — живой организм.

       Челлен  утверждал, что государства, как  мы их наблюдаем в истории, являются подобно людям, чувствующими и мыслящими  существами. Отсюда он делает вывод  о том, что назначение, сущность всякого  организма — «в борьбе за существование», а государства как «наиболее импозантные формы жизни» также должны развиваться в соответствии с правилами «борьбы за существование». Сила — более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как закон поддерживается только силой. В силе он находил еще одно доказательство своего тезиса, что государство — живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила дает ему естественный органический импульс.

       Таким образом, Челлен вошел в науку  и политику не только как автор новой дефиниции, но и как разработчик, детализатор многих концепций.

 

Библиографический список 

   
  1. Челлен  Р. Великие державы. 1914.
  2. Челлен Р. Государство как форма жизни. 1916.
  3. Васильев Н.С. Геополитика: теория и практика. / Н.С. Васильев. - М.: Наука, 2007. – 229 с.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Н.Я. Данилевский. - М.: Аст, 2009. – 500 с.
  5. Дергачев В.А. Геополитика. Учебник для вузов. / В.А. Дергачев. -  М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 560 с.
  6. Иванченко В.И. Геополитика: теория и практика. / В.И. Иванченко. - М.: Просвещение, 2009. – 730 с.
  7. Макиндер Х.Дж. Георафическая ось истории. /Х.Дж. Макиндер. - М.: Полис, - 2009. – 101 с.
  8. Нартов Н.В. Геополитика: Учебник для вузов. / Н.В. Нартов. - СПб.: МГУ, 2010. – 315 с.
  9. Поздняков Э.А. Концепция геополитики. / Э.А. Поздняков. – М.: Эксмо, 2008. – 309 с.
  10. Соколов Д.В. Эволюция геополитики. / Д.В. Соколов. – М.: Просвещение, 2007. – 402 с.
  11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби. - М.: Рид, 2009. - 274 с.
  12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / С. Хантингтон // Мир и политика. - 2011. - № 1. - C. 33-40.
  13. Интернет-ресурсы

Информация о работе Геополитические воззрения Р. Челлена