Геополитические факторы и их влияние на внешнию политику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:46, реферат

Краткое описание

Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
I. Геополитические факторы………………………
II. Геополитическое положение и влияние геополитических факторов на внешнею политику России………………………………………………………...
III.Заключение………………………………………………………………………
IV.Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Геополитические факторы и их влияние на внешнию политику России.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Восточные районы России, огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми отраслями тяжелой индустрии (в т.ч. производством военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продукции, конкурентоспособной за рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, отсутствием крупных внутренних источников финансирования, т.е. являются во всех отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России благоприятствует этому.

В пределах государственных границ страны особо выделяют таможенное пространство. Таможенную территорию Российской Федерации, согласно Таможенному кодексу, составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (см. ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 15февраля 1999г.).

За пределы национальной таможенной территории Российской Федерации выводятся свободные таможенные зоны — местности, в пространственных рамках которых вводится особый таможенный режим, т.е. применяется определенная система стимулов и льгот (например, отмена экспортно-импортных таможенных пошлин и сборов; применение пониженных ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных для внутреннего рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура въезда и выезда; свобода выбора источников финансовых операций), не используемая в других частях страны. Такого рода территориальные образования, обособленные от остальной части национального экономического пространства определенным набором базовых стимулов и норм, различаются по направлению хозяйственной деятельности, поставленным экономическим задачам и др. Свободные таможенные зоны, являясь частью суверенной государственной территории Российской Федерации, в силу своего хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных границ, т.е. рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

В Японии хотят заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).

В Латвии – Пыталовский район.

В Финляндии – на земле Карелии – Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Украина и Грузия на пороге вступления в НАТО.

2) влияние геополитических факторов на внешнею политику России

В условиях новой геополитической картины мира интересам России соответствует политика добрососедских отношений по всем азимутам. Проводя взведенную дальновидную политику, Россия в состоянии обеспечить себе такое место путем интеграции в международные механизмы принятия решений. Прежде всего, в механизмы доминирующей системы международных отношений, в западную систему регулирования межгосударственных отношений. Не отказываясь от самостоятельности, руководствуясь национальными интересами, Россия обязана интегрироваться в большую Европу. Несмотря на все евразийство, Россия по ее глубинным корням европейская страна. Являясь частью европейской культуры, именно из Европы она взяла религиозную идеологию и идеологию марксизма. Еще философ Вл. Соловьев заметил, что Россия все действительно великое сумела создать лишь при "тесном внешнем и внутреннем общении с Европой, а, не утверждаясь в своем национальном эгоизме и обособляясь от прочего христианского мира". Идет ли речь о долгосрочной линии, конкретной политике приоритетом для России должно стать стремление получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений. Такая политика открывает новые возможности сближения России со славянскими странами и, прежде всего, с Белоруссией и Украиной, восстановления ее влияния в государствах Восточной Европы.

Большое значение в деле политической интеграции России с Европой имеют растущие между ними экономические связи. Уже сегодня Европейский союз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 32% экспорта и 35% импорта России, Западная Европа импортирует более 40% энергоносителей из России. Западные инвесторы имеют хорошую перспективу участвовать в совместной разработке богатств Сибири и Дальнего Востока.

Развитие всесторонних связей с Европой как стратегическим партнером не означает, что отношения России с Западом будут без конфликтными. Столкновения интересов неизбежны. Но они должны рассматриваться не как часть несовместимого противоборства, а как средство достижения Россией достойного ее места в системе европейских государств. Именно таким способом, а не путем конфронтации и наращивания военной силы наша страна может обрести великое будущее.

Отношения России и НАТО - ключевой вопрос военной безопасности Европы и России. В условиях отсутствия организации Варшавского Договора сохранение НАТО в нынешнем его виде это исторический анахронизм Прирост боевого потенциала альянса и одновременное его продвижение на Восток ущемляет военно-политические и экономические интересы России. Она не может с этим согласиться. Вместе с тем, у нее нет возможности использовать традиционный способ реагирования на силу ответить силой. НАТО имеет 4-5-ти кратное преимущество перед Россией в обычных вооружениях и 2-3 кратное - в стратегических. В этих условиях ее политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решения НАТО.

Добиться такого европейского статуса современной России нелегко. Эту задачу можно было решить успешно в конце 80-х - начале 90-х гг., когда рассматривался вопрос об уходе России из Восточной Европы, о роспуске Варшавского Договора. Тогда Запад зависел от России, и в качестве компенсации он пошел бы на большие уступки, связанные с включением СССР (России) на все уровни принятия решений. Но момент был упущен.

Сегодня, в условиях экономической интеграции Европы и неминуемого продвижения НАТО на Восток добиваться этих целей стало намного труднее. Однако шансы на успех сохраняются. НАТО и Россия объективно заинтересованы в европейской безопасности. Поэтому, решительно осуждая опасную политику НАТО, Россия выступает за сотрудничество с ним. Такое сотрудничество вместе с деятельностью в других международных организациях позволит России принимать активное участие в строительстве новой системы европейской безопасности, поднять свой международный авторитет и определенным образом влиять на деятельность НАТО в желательном для России направлении.

Серьезный потенциал сотрудничества заложен в ряде высоких соглашений между Россией и НАТО и, прежде всего в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В этом документе содержится ряд важных военно-политических обязательств сторон, способных значительно укрепить безопасность в Европе (стороны не рассматривают друг друга в роли противников, односторонние обязательства НАТО пересмотреть свою стратегическую доктрину, провести трансформаций организации, отказ от размещения ядерного оружия на территории новых членов и др.). Создана и действует система органов практического сотрудничества: Совет НАТО-Россия, комитеты и рабочие группы. Учреждено постоянное представительство России в НАТО и др. Развивается практическое сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира", в области миротворческих операций. Здесь также открываются возможности позитивного влияния на политику НАТО. Приобретен полезный опыт военного сотрудничества при проведении миротворческих операций в Югославии. Однако крайне ограниченное финансирование не позволяет в полном объеме использовать эти программы для названных целей.

Нужна настойчивая постоянная деятельность России по превращению НАТО из организации угрожающей безопасности в организацию, укрепляющую европейскую безопасность. И это не исключено. Даже такой традиционный наш недоброжелатель, как З.Бжезинский, последнее время стал рассматривать НАТО в виде органа примирения народов Европы. По его мнению, "в будущем может настать момент, когда участие Росси в НАТО станет приемлемым и для НАТО и для России".

История взаимодействия в рамках Россия-НАТО насчитывает менее двух лет. За это время, с учетом 40-летнего между ними противостояния, трудно достигнуть многого. Результаты скромны. Механизм сотрудничества пока еще не затронул наиболее острую проблему - расширение НАТО. Но процесс сотрудничества начался, Россия здесь на верном пути.

 

Присвоение новых территорий, их освоение, обеспечение внутреннего порядка и мирного сожительства различных народов предопределили необходимость мощного государства с сильной централизованной властью. Государство пухло, а народ хирел. Государство в России воспринималось не как союз народа, а как государево хозяйство (вотчина). Все подданные – холопы, слуги. Сословия различались не правами, а повинностями. Каждый обязан был охранять государство или работать на него. Были командиры, солдаты, работники, не было граждан.

Задачи обеспечения безопасности государства, борьбы с внешними угрозами продиктовали необходимость мощной военной организации. Сильная армия, большие расходы на нее и оборону страны, высокий статус в военном обществе, связь армии с народом типичны для любого периода истории государства российского.

Российское государство сформировалось как многонациональное государство. В его создании участвовали более 100 народов. Л. Н. Гумилев отмечал, что при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда более выгодно, чем разъединение. Он подчеркивал, что Московское государство зарекомендовало себя страной национальной терпимости. Поэтому многие народы стремились попасть под руку московских царей, жить спокойно, в соответствии с собственными обычаями и законами. Действительно, присоединение многих народов Кавказа, Прибалтики, Средней Азии спасло их от порабощения и уничтожения другими странами. Присоединение Балтийского побережья к России принесло этим территориям и народам мир и безопасность, воссоединение территории и этносов в единое целое.

В российской армии и государственном аппарате не существовало дискриминации по национальному признаку, за исключением евреев. В XVII в. среди российских чиновников русские составляли одну треть, татары-17%, европейцы-25%, поляки и литовцы- 24%. При этом следует учесть, что в царской России гораздо большее значение имела принадлежность к религии, чем национальность.

Учитывая выше сказанное, можно утверждать, что Россия никогда не была империей в европейском смысле, а скорее, выглядела как антиимперия. Русские никогда не были привилегированным ядром империи, а выступали в роли интегрирующего фактора в создании государства и культуры.

Не была империей и СССР. При этом за интернационально классовой риторикой проявляются геополитические закономерности, и реализация, прежде всего национальных интересов. В основу советской государственности был положен принцип федерализма по национальному признаку. Федерация была номинальной, СССР фактически была унитарным государством с сильной централизованной властью. Советская власть допустила ряд грубых ошибок в национальной политике, в то же время сумела поднять на высокий уровень развития экономику, культуру, науку народов Союза. Идеи братства, интернационализма, взаимопомощи вошли в плоть и кровь нескольких поколений. Россия (РСФСР) имела меньше прав, чем другие союзные республики, получившие огромную помощь от русского народа в становлении национальной экономики. Поэтому за обвинениями в имперской политике России чаще всего стоит стремление Запада ослабить Россию, захватить сферы ее влияния, лишить союзников и т.п.

 

 

 

III.Заключение

1. Россия – обладательница уникального геополитического пространства, которое соединяет ее со всеми мировыми цивилизациями, геостратегическими районами, крупными державами мира. В силу этих обстоятельств Россия навсегда встроена в мировой политический процесс и не может быть из него исключена.

2. В то же время страна за три с лишним столетия не смогла освоить это пространство, более равномерно его заселить, уменьшить разрыв в уровне развития между центром России и ее сибирскими территориями, создать там цивилизованные условия жизни.

Огромные просторы России предопредели преимущественно экстенсивный характер экономики, ориентацию на самообеспечение и приоритетное развитие тяжелой промышленности, слабое участие в международном разделении труда.

3. Проблемы обеспечения безопасности страны, общественного порядка на обширном пространстве обусловили такие черты российской государственности, как сильная централизованная власть, наличие мощной военной силы, гипертрофирование первой личности страны и принципа единоначалия, слабость демократических институтов.

4. Большая зависимость экономических результатов хозяйства и благополучия населения от природно-климатических условий предопределила низкую производительность крестьянского труда, нищету основной массы населения, бедность государства. Крепостническая система, порожденная этими обстоятельствами, еще более затормозила заинтересованность крестьян в повышении эффективности своего хозяйства, сковала их инициативу и предприимчивость. В условиях бедности, частых недородов и голода в России сформировался традиционно большой государственный сектор экономики, и наметилась значительная регулирующая роль государства в экономической сфере. С другой стороны, тяготы суровой жизни было легче преодолевать общинным укладом жизни.

Информация о работе Геополитические факторы и их влияние на внешнию политику России