Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:46, доклад
Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться "срединным государством" ("Чжун-го", по-китайски). И чем дальше будет идти время - тем более будут выпячиваться эти основания. Европа для России есть не более чем полуостров Старого материка, лежащий к западу от ее границ. Сама Россия на этом материке занимает основное его пространство, его торс.
дущем, но в смысле симметрий юго-северных. Безлесню севера
(тундра) здесь отвечает безлесне юга (степь). Содержание каль-
ция и процент гумуса в почвах от срединных частей черноземной
зоны симметрически уменьшаются к северу и к югу. Симметри-
ческое распределение явлений замечается и по признаку окра-
ски почв. Наибольшей интенсивности она достигает в тех же сре-
динных частях горизонтальной зоны. И к северу, и к югу она ос-
лабевает (переходя через коричневые оттенки к белесым). По
пескам и каменистым субстратам - от границы между лесной и
степной зонами симметрично расходятся: степные острова к се-
веру и "островные" леса к югу. Эти явления русская наука опре-
деляет как "экстразональные". Степные участки в лесной зоне
можно характеризовать, как явление "югоносное", островные
леса в степи суть явления "североносные". Югоносным форма-
циям лесной зоны отвечают
североносные формации степи.
Нигде в другом месте Старого Света постепенность переходов
в пределах зональной системы, ее "периодичность" и в то же вре-
мя "симметричность" не выражены столь ярко, как на равнинах
России-Евразии.
Русский мир обладает предельно прозрачной географической
структурой. В этой структуре Урал вовсе не играет той опреде-
ляющей в разделяющей роли, которую ему приписывала (и про-
должает приписывать) географическая "вампука". Урал, "благо-
даря своим орографическим в геологическим особенностям, не
только не разъединяет, а, наоборот, теснейшим образом связыва-
ет "Доуральскую и Зауральскую Россию", лишний раз доказы-
вая, что географически обе они в совокупности составляют один
нераздельный континент Евразии". Тундра, как горизонтальная
зона, залегает и к западу, и к востоку от Урала. Лес простирает-
ся и по одну и по другую его сторону. Не иначе обстоит дело отно-
сительно степи и пустыни (эта последняя окаймляет и с востока
и с запада южное продолжение Урала - Мутоджары). На рубеже
Урала мы не наблюдаем
существенного изменения
ской обстановки. Гораздо существенней географический предел
"междуморий", т.е. пространств между Черным и Балтийским морями, с одной стороны, Балтийским морем и побережьем се-
верной Норвегии
- с другой.
Своеобразная, предельно четкая и в то же время простая гео-
графическая структура России-Евразии связывается с рядом
важнейших геополитических
обстоятельств.
Природа евразийского мира минимально благоприятна для
разного рода "сепаратизмов" - будь то политических, культур-
ных или экономических. "Мозаически-дробное" строение Евро-
пы и Азии содействует возникновению небольших замкнутых,
обособленных мирков. Здесь есть материальные предпосылки
для существования малых государств, особых для каждого горо-
да или провинции культурных укладов, экономических облас-
тей, обладающих большим хозяйственным разнообразием на уз-
ком пространстве. Совсем иное дело в Евразии. Широко выкро-
енная сфера "флагоподобного" расположения зон не содействует
ничему подобному. Бесконечные равнины приучают к широте
горизонта, к размаху геополитических комбинаций. В пределах
степей, передвигаясь по суше, в пределах лесов - по воде много-
численных здесь рек и озер, человек находился тут в постоянной
миграции, непрерывно меняя свое место обитания. Этнические и
культурные элементы
пребывали в интенсивном
вии, скрещивании и перемешивании. В Европе и Азии времена-
ми бывало возможно жить только интересами своей колокольни.
В Евразии, если это и удастся, то в историческом смысле на чрез-
вычайно короткий срок. На севере Евразии имеются сотни тысяч
кв. км лесов, среди которых нет ни одного гектара пашни. Как
прожить обитателям
этих пространств без
лее южными областями? На юге на не меньших просторах рас-
стилаются степи, пригодные для скотоводства, а отчасти и для
земледелия, при том, однако, что на пространстве многих тысяч
кв. км здесь нет ни одного дерева. Как прожить населению этих
областей без хозяйственного взаимодействия с севером? Природа
Евразии в гораздо большей степени подсказывает людям необхо-
димость политического, культурного и экономического объеди-
нения, чем мы наблюдаем то в Европе и Азии. Недаром именно в
рамках евразийских степей и пустынь существовал такой "уни-
фицированный" во многих отношениях уклад, как быт кочевни-
ков - на всем пространстве его бытования: от Венгрии до Маньч-
журии и на всем протяжении истории - от скифов до современ-
ных монголов. Недаром в просторах Евразии рождались такие
великие политические объединительные попытки, как скифекая, гуннская, монгольская (XIII-XIV вв.) и др. Эти попытки
охватывали не только степь и пустыню, но и лежащую к северу
от них лесную зону и более южную область "горного окаймле-
ния" Евразии. Недаром над Евразией веет дух своеобразного
"братства народов", имеющий свои корни в вековых соприкосно-
вениях и культурных слияннях народов различнейших рас - от
германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-маньч-
журской, через звенья финских, турецких, монгольских наро-
дов. Это "братство народов" выражается в том, что здесь нет про-
тивоположения "высших" и "низших" рас, что взаимные притя-
жения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просы-
пается "воля к общему делу". История Евразии, от первых своих
глав до последних, есть сплошное тому доказательство. Эти тра-
диции и восприняла Россия в своем основном историческом деле.
В XIX и начале XX в. они бывали по временам замутнены наро-
читым "западничеством", которое требовало от русских, чтобы
они ощущали себя "европейцами" (каковыми на самом деле они
не были) и трактовали другие евразийские народы как "азиатов"
и "низшую расу". Такая трактовка не приводила Россию ни к че-
му, кроме бедствий (например, русская дальневосточная авантю-
ра начала XX в.). Нужно надеяться, что к настоящему времени
эта концепция преодолена до конца в русском сознании и что по-
следыши русского "европеизма", еще укрывающиеся в эмигра-
ции, лишены всякого исторического значения. Только преодоле-
нием нарочитого "западничества" открывается путь к настояще-
му братству евразийских народов: славянских, финских, турец-
ких, монгольских и прочих.
Евразия и раньше играла объединительную роль в Старом
Свете. Современная Россия, воспринимая эту традицию, должна
решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объ-
единения, принадлежащих изжитой и преодоленной эпохе,-
методов насилия и войны. В современный период дело идет о пу-
тях культурного творчества, о вдохновении, озарении, сотрудни-
честве. Обо всем этом и говорят евразийцы. Несмотря на все со-
временные средства связи, народы Европы и Азии все еще, в зна-
чительной мере, сидят каждый в своей клетушке, живут интере-
сами колокольни. Евразийское "месторазвитие", по основным
свойствам своим, приучает к общему делу. Назначение евразий-
ских народов - своим примером увлечь на эти пути также дру-
гие народы мира. И тогда могут оказаться полезными для все-
ленского дела и те связи этнографического родства, которыми
ряд евразийских народов сопряжен с некоторыми внеевразии-
скими нациями: индоевропейские связи русских, переднеазиат-
ские и иранские отношения евразийских турок, те точки сопри-
косновения, которые имеются между евразийскими монголами
и народами Восточной Азии. Все они могут пойти на пользу в де-
ле строения новой, органической культуры, хотя и Старого, но
все еще (верим) молодого, но чреватого большим будущим Света.
Информация о работе Географические и геополитические основы евразийства