Демографический кризис РФ и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение проблемы демографической ситуации в РФ и определить ее воздействие на экономику страны.
Задачи:
1) Подбор литературе по данной теме;
2) Анализ теоретических данных по проблеме;
3) Качественная оценка влияния демографической ситуации на экономику страны;
4) Количественная оценка влияния демографической ситуации на экономику страны;
5) Определение путей решения поставленной проблемы.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика демографической ситуации в Российской Федерации. 3
1.1. Демографическая ситуация в России. 3
1.2. Причины демографического кризиса. 4
1.3. Влияние демографического кризиса на экономику России. 6
Глава 2.Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации 11
2.1. Показатели естественного движения населении. 11
2.2. Общее число родившихся и умерших в 2009-2010 гг. 12
2.3. Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации. 13
Глава 3. Пути решения проблемы. 16
3.1. Демографическая политика в современной России. 16
3.2. Пути выхода из кризиса. 19
Заключение. 24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

Демографический кризис РФ и его влияние на экономику.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

Оценить реальный масштаб влияния  убыли населения в трудоспособном возрасте на экономический рост может  помочь следующее сопоставление.

Правительственные экономисты прогнозировали в 2005 г. замедление темпов экономического роста только до 6% несмотря на значительный рост цен на нефть. В МЭРТ считали, что рост цен на нефть в 2005 г. добавил к среднегодовому темпу роста экономики 1,5-2 процентных пункта, в то же время убыль трудоспособного населения снизила экономический рост на 1,3%. Это сравнение показывает, что влияние демографического кризиса на темпы экономического роста в определенном отношении эквивалентно влиянию роста цен на нефть.

Можно отметить, что воспроизводственная  роль трудового потенциала вследствие старения населения также снижается  во многих странах Европы.  
По оценке журнала «The Economist», в Италии, например, за период 2005-2035 гг. население трудоспособного возраста сократится на 20%.  
Согласно оценкам экспертов МВФ отрицательные тенденции в демографических процессах снизят экономический рост в Европе на 0,5% к 2050 г. и в то же время вызовут дополнительную нагрузку на бюджет (пенсии, здравоохранение, соцобеспечение).

Согласно Европейской комиссии, отрицательные демографические  изменения увеличат к 2040 г. общественные издержки на величину порядка 5-8% от ВВП.

Таким образом, главной причиной демографического кризиса в России (и здесь почти  все эксперты сходятся во мнениях) является недоброкачественность жизни россиян на протяжении последних нескольких десятилетий вследствие чего режим воспроизводства населения России сохраняется суженным. При этом первостепенным параметром общественного уклада является минимальное значение численности населения в трудоспособном возрасте, необходимое для физиологического и социально-экономического самовоспроизводства нации и обеспечения её самосохранения.

 

Глава 2.Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации

2.1. Показатели естественного  движения населении.

Таблица 1. Показатели естественного движения населения  в РФ.

 

Январь-июль, 2010

Январь-декабрь, 2009

тысяч

на 1000 человек населения 1)

2010

2009

Прирост

2010

2009

2010 
в % к 2009

 

Родившихся

1027,0

1012,6

+14,4

12,5

12,3

101,6

12,4

Умерших

1193,0

1196,6

-3,6

14,5

14,5

100,0

14,2

в том числе детей 
в возрасте до 1 года

7,8

8,2

-0,4

7,52)

8,12)

92,6

8,12)

Естественная убыль

-166,0

-184,0

 

-2,0

-2,2

90,9

-1,8

Браков

627,5

612,1

+15,4

7,6

7,4

102,7

8,5

Разводов

364,1

401,1

-37,0

4,4

4,9

89,8

4,9

1) Здесь и далее в  разделе показатели помесячной  оперативной отчетности приведены  в пересчете на год. 
2) На 1000 родившихся.


 

В январе-июле 2010 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 42 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 46 субъектах).

В целом по стране превышение числа  умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-июле 2009 г. — 1,2 раза, в 24 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5—2,1 раза.

2.2. Общее число  родившихся и умерших в 2009-2010 гг.

 

Естественный прирост населения  в январе-июле 2010г. зафиксирован в 21 субъекте Российской Федерации (в январе-июле 2009 — в 22 субъектах).

Таблица 2. Распределение умерших по причинам смерти.

 

Январь-июль, 2010

Январь-декабрь, 2009

Тысяч человек

2010 
в % ко всем 
умер- 
шим

На 100 тыс. 
человек населения

2010 
в % к 2009

На 100 тыс. 
человек населения

2010

2009

Прирост

2010

2009

Всего умерших

1193,0

1196,6

-3,6

100

1448,2

1452,8

99,7

1416,8

в том числе от:

болезней системы кровообращения

676,8

678,9

-2,1

56,7

821,6

824,2

99,7

801,0

новообразований

169,6

169,5

+0,1

14,2

205,8

205,7

100,0

206,9

внешних причин смерти

120,0

126,0

-6,0

10,1

145,6

153,0

95,2

158,3

из них от:

всех видов транспортных несчастных случаев

13,8

15,4

-1,6

1,2

16,7

18,7

89,3

21,2

случайных отравлений алкоголем

8,8

10,0

-1,2

0,7

10,7

12,1

88,4

15,0

самоубийств

20,2

23,1

-2,9

1,7

24,5

28,1

87,2

26,5

убийств

10,9

12,7

-1,8

0,9

13,3

15,4

86,4

15,1

болезней органов пищеварения

52,5

50,6

+1,9

4,4

63,7

61,4

103,7

62,7

болезней органов дыхания

43,0

45,3

-2,3

3,6

52,2

55,0

94,9

56,0

некоторых инфекционных и  паразитарных болезней

19,2

19,8

-0,6

1,6

23,3

24,1

96,7

24,0


 

Как мы можем наблюдать  из графика, более миллиона человек  ежегодно умирает от определенных болезней. Если суммировать это количество с умершими естественной и насильственной смертью, можно хорошо себе представить ситуацию современной депопуляции в стране. В 2008 году почти на 1,714 миллиона родившихся пришлось более 2,075 миллиона умерших. Тогда убыль населения страны составила более 362 тысяч человек. Число умерших в России в 2009 году составило более 2,013 тысячи человек, что более чем на 62,3 тысячи меньше, чем в 2008 году.

2.3. Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации.

 

 

Таблица 3. Общие итоги миграции.

 

Январь-июль,  
2010

Январь-июль, 2009

Человек

На 10 тыс.  
населения

Человек

На 10 тыс. 
населения

Миграция (всего)    

прибывшие

1087745

132,0

1064235

129,2

выбывшие

987376

119,8

911747

110,7

миграционный прирост (+), снижение (-)

+100369

+12,2

+152488

+18,5

в пределах России    

прибывшие

968858

117,6

893750

108,5

выбывшие

968858

117,6

893750

108,5

миграционный прирост

-

-

-

-

международная миграция

прибывшие

118887

14,4

170485

20,7

выбывшие

18518

2,3

17997

2,2

миграционный прирост

+100369

+12,2

+152488

+18,5

с государствами-участниками  СНГ 1)    

прибывшие

108259

13,1

159858

19,4

выбывшие

12000

1,5

11228

1,4

миграционный прирост (+), снижение (-)

+96259

+11,7

+148630

+18,0

со странами дальнего зарубежья    

прибывшие

10628

1,3

10627

1,3

выбывшие

6518

0,8

6769

0,8

миграционный прирост (+), снижение (-)

+4110

+0,5

+3858

+0,5

1) С августа 2009 г. из состава государств-участников СНГ вышла Грузия.


За январь-июль 2010г. число мигрантов  внутри России увеличилось на 75,1 тыс.человек, или на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Миграционный прирост населения  России снизился на 52,1 тыс.человек, или на 34,2%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 51,6 тыс.человек, или на 30,3%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ — на 51,6 тыс.человек, или на 32,3%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс.человек, или на 2,9%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,8 тыс.человек, или на 6,9%.

По оценке, численность постоянного  населения Российской Федерации  на 1 августа 2010 г. составила 141,8 млн. чел и с начала года уменьшилась на 65,6 тыс.человек, или на 0,05% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 31,5 тыс. чел., или на 0,02%).

Естественная убыль населения  в январе-июле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 18,0 тыс. чел.

Миграционный прирост на 60,5% компенсировал  численные потери населения.

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблемы.

3.1. Демографическая  политика в современной России.

Демографическая политика в России направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Основным субъектом демографической политики в России является партия власти, т.е. Единая Россия, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России, Комитет по социальной политике Совета Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (председатель-член КПРФ Апарина А.В.), президент и председатель совета министров. Именно Путин поставил вопрос о демографическом кризисе в качестве основной государственной проблемы. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России, а также ЛДПР, устами своего лидера предложившая государству покупать детей у тех матерей, которые собираются сделать аборт, а также ввозить сирот из-за рубежа.  Группой депутатов в Думу внесен законопроект об выплате родителям зарплаты за воспитание собственного ребенка. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д.М.Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы. Возможности всех этих организаций и инициативных групп проводить собственную, отличную от государственной, демографическую политику, крайне малы.

Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка. Концепция демографического развития Российской федерации изложена в одноименном документе, подготовленном Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утвержденном председателем правительства М.Касьяновым 24 сентября 2001 г. Сутью Концепции является политика замещения коренного населения России иностранными мигрантами. 9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Концепция  не учитывает фундаментальные причины снижения рождаемости в индустриально развитых странах. Она не  использует механизмы, которые обеспечивали высочайшие темпы прироста населения в России вплоть до 30-х годов прошлого века и обеспечивают такие же темпы роста населения во всех  т.н. развивающихся стран. Там не было и нет никаких государственных мер по поддержки семей, имеющих детей, а  население растет вопреки государственным мерам по сокращению рождаемости. Причиной этого была (и остается в странах с преимущественно нерыночной экономикой) материальная заинтересованность крестьян в детях-работниках единоличного хозяйства. Бесплатность людей для общества и работодателя при высокой их стоимости для родителей и является единственной причиной демографического кризиса (низкой рождаемости) в мире. Таким образом, само капиталистическое государство и является источником проблемы, которую пытается решить (или делает вид, что пытается решить). 

Существует два пути кардинального  улучшения демографической ситуации. Первый путь - это переход к индустриальным способам производства людей, найму работниц для рождения детей с конкурентоспособной зарплатой и с дальнейшим воспитанием детей в государственных воспитательных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах). Другими словами, полное упразднение семьи в качестве предприятия по воспроизводству человека и передача этой функции всецело в руки государства. Препятствием для этого является консерватизм морали, который, впрочем, не абсолютен. Второй путь состоит в возврате родителям прав на получение части дохода от эксплуатации выращенных ими детей работодателем. Без вмешательства государства, которое должно законодательно закрепить и гарантировать родителям это право, это невозможно. Родительский доход должен отвечать единственному требованию - он должен быть не меньше дохода, который в среднем получает женщина на производстве за  всю свою жизнь. Это не противоречит морали, так как огромный труд и денежные расходы родителя по воспроизводству общества безусловно должны быть возмещены.

Информация о работе Демографический кризис РФ и его влияние на экономику