Дело Каталина. Доклад про инцидент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:16, доклад

Краткое описание

17 июня 1952 года у главного подъезда Министерства иностранных дел СССР остановился черный автомобиль с флажком Королевства Швеции. Минуя охрану, шведский посол Сульман поднялся к главному в здании кабинету, где его встретил Вышинский, тогдашний министр иностранных дел СССР. Шведские историки и дипломаты до сих пор уверены, что эа всю историю дипломатических отношений между СССР и Швецией обе страны никогда не стояли так близко к их разрыву, как в тот день и последовавшие за ним несколько недель, вошедшие в историю как расследование «дела «Каталины».
Во время встречи Вышинский передал Сульману ноту Советского правительства, правительству шведскому, которая была ответом на соответствующую ноту шведской стороны нам, врученную за день до этого. Позже последовали другие ноты, заявления, запросы, опровержения. Десятки дипломатов, журналистов и сотрудников соответствующих служб обеих стран включились в работу. Инцидент, однако, до сих пор не расследован. Шведские коллеги рассказывали мне, что немало тайн о «деле «Каталины» до сих пор держат под замком их собственные секретные службы.

Файлы: 1 файл

дело каталина (1).docx

— 39.40 Кб (Скачать)

 
17 июня 1952 года у главного подъезда  Министерства иностранных дел  СССР остановился черный автомобиль  с флажком Королевства Швеции. Минуя охрану, шведский посол  Сульман поднялся к главному  в здании кабинету, где его  встретил Вышинский, тогдашний  министр иностранных дел СССР. Шведские историки и дипломаты  до сих пор уверены, что эа  всю историю дипломатических  отношений между СССР и Швецией  обе страны никогда не стояли  так близко к их разрыву,  как в тот день и последовавшие  за ним несколько недель, вошедшие  в историю как расследование  «дела «Каталины». 
 
Во время встречи Вышинский передал Сульману ноту Советского правительства, правительству шведскому, которая была ответом на соответствующую ноту шведской стороны нам, врученную за день до этого. Позже последовали другие ноты, заявления, запросы, опровержения. Десятки дипломатов, журналистов и сотрудников соответствующих служб обеих стран включились в работу. Инцидент, однако, до сих пор не расследован. Шведские коллеги рассказывали мне, что немало тайн о «деле «Каталины» до сих пор держат под замком их собственные секретные службы. 
 
Тем не менее уже сейчас существует несколько версий того, что произошло 16 июня 1952 года на серых просторах Балтики, по шведским данным – над международными водами в районе острова Готланд, по нашим – над советскими территориальными водамя в четырех милях к северо-востоку от мыса Ристна на эстонском острове Хиума. Хочу подчеркнуть: при работе над материалом я использовал лишь шведские источники. Наших, кроме нескольких публикаций в прессе за 1952 год, нет. 
 
Итак, в 4 часа 9 минут утра 16 июня шведские радиостанции приняли сообщение от шведского поисково-спасательного гидросамолета марки «Каталина» о том, что его атакуют два советских истребителя «МИГ-15». После чего связь с «Каталиной» шведы потеряли, и лишь через несколько часов западногерманский корабль «Мюнстерландс» обнаружил в международных водах прошитую очередями и изрешеченную снарядными осколками «летающую лодку». К счастью, все члены экипажа остались живы. Только пилот был ранен в руку. Экипаж единогласно утверждал, что внезапно из тумана вынырнули два советских истребителя и без всяких причин открыли по их самолету огонь. Увидев, что «Каталина» загорелась и падает в море, «МИГи» скрылись. 
 
Нападение на поисковый самолет вызвало бурную волну негодования в Швеции и заставило правительство послать первую ноту СССР. В ответной ноте, которую Вышинский передал послу Сульману, была выдвинута совершенно иная и, казалось бы, противоречащая реальным фактам версия: шведский самолет был обнаружен береговыми локаторами ПВО у острова Хиума, на сигналы «МИГов» лететь с ними на ближайший советский аэродром не реагировал да вдобавок еще открыл огонь по одному из советских самолетов. Тогда пилоту второго пришлось тоже нажать не гашетку. 
 
Пока дипломаты обменивались нотами, а журналисты– статьями, шведская общественность задала вопрос правительству; с какой же целью «Каталина» летала над международными водами? И тут выяснилось, что «дело «Каталины» похоже на чемодан с двойным дном. Поисково-спасательный и поэтому безоружный самолет искал пропавший несколько дней назад примерно в этом же районе другой шведский самолет – «ДС-3». А вот о цеди полета этого самого «ДС-3», который бесследно исчез, официально ничего не говорилось. 
 
Свободная пресса хороша тем, что, когда официальные инстанции, блюдя свои интересы, молчат, она умеет находить свои источники информации. Именно журналистам удалось выяснить, что незадолго до инцидента Швеция приобрела в США два «ДС-3», оснащенных последней по тому времени техникой фото– и радиоразведки. Учитывая, разумеется, технический прогресс, можно сравнить те «ДС-3» с современными американскими самолетами системы АВАКС. Разница заключалась лишь в том, что АВАКСам для сбора информации о «потенциальном противнике» вовсе не нужно залетать на его территорию, электроника позволяет держаться за сотни километров от интересующих объектов. «ДС-3» такими возможностями не обладал. (автор совершенно некорректно сравнивает самолет ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-3C Sentry и РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ самолет DC-3 – прим.Леонида) 
 
Еще pas о таинственности, окружавшей полет «ДС-3». Сын штурмана Госты Блада позже стал журналистом и занялся расследованием обстоятельств гибели отца. Он обратился к Улофу Пальме с просьбой раньше срока «рассекретить» документы о полете. Премьер-министр распорядился помочь, но выяснилось, что необходимые бумаги были украдены из архивов. Сын штурмана Блада в своей книге «Дело «Каталины» (такое название– еще одно доказательство секретности: всю историю было бы лучше назвать «делом «ДС-З») утверждает, что разведывательный самолет должен был летать в международных водах галсами, параллельными нашим границам напротив военно-морских баз в районе Лиепаи. «ДС-3» исчез 13 июня, за три дня до того, как была сбита «Каталина». Поиски его были безрезультатны. 
 
Шведы попробовали узнать у Советского Союза, что же случилось с «ДС-3». Тот же Сульман послал Вышинскому очередной запрос. МИД СССР дал ответ, что 13 июня в 13.10 в районе Вентспилса в советское воздушное пространство вторглись два иностранных военных самолета. Из-за тумана определить их тип и национальную принадлежность не удалось. Поднятые в воздух перехватчики отогнали нарушителей. Был ли среди них упомянутый «ДС-3» – неизвестно. Поскольку, кроме лодки, найти ничего не удалось, включившаяся в расследование шведская печать стала строить различные гипотезы о судьбе самолета с секретной разведывательной техникой. Некоторые газеты писали, что его, как и «Каталину», над международными водами сбили советские перехватчики, другие считали, что «ДС-3» разбился сам, так сказать, по «техническим причинам». Писали и о том, что «ДС-3» исчез в результате тщательно спланированной акции советских специальных служб. Вторгшись в международное воздушное пространство, «МИГи» обнаружили самолет-разведчик, заставили следовать за ними, посадили на советский аэродром. Дальше исследованием секретного оборудования занялись специалисты, а экипаж был отправлен в лагерь. 
 
Удалось узнать, как советская разведка смогла получить информацию о «ДС-3» и его уникальных по тому времени возможностях. Шведская полиция арестовала бывшего военного атташе Швеции в Москве и Вашингтоне Стяга Веннерстрема, который признался, что был завербован Главным разведывательным управлением Советской Армии, передавал русским секретную информацию, в том числе и о «ДС-3». Веннерстрема судили и приговорили к высшей мере наказания, что в Швеции означало пожизненное заключение. Бывший дипломат жив и сейчас. Уже несколько лет назад шведы выпустили его на свободу. Остается добавить, что официальные заявления ТАСС 1952 года назвали признания Веннерстрема «вымыслом провокатора», самого его – «полицейским агентом», а заодно разоблачили и цель всей акции, связанной с арестом военного атташе,– «оклеветать сотрудников советского посольства в Швеции и ухудшить добрососедские отношения между Швецией и СССР». 
 
«Дело «Каталины» можно сравнить с сенсацией «замедленного действия». Хотя пишут о нем не так много, каждый журналист – от маститого хроникера до мальчишки-курьера, только мечтающего о журналистской карьере,– знает о нем, и при появлении новой информации немедленно готов отдать ей место на первой полосе или в последнем выпуске теленовостсй. Именно шведские журналисты смогли не так давно раскопать историю, кажется, проливающую некоторый свет на ничем не оправданную атаку «МИГов» против безоружной «Каталины» над международными подами. По этим данным, генерал шведских ВВС Норденшельд, отвечавший за полет «ДС-3», человек вспыльчивый, узнав о том, что найдена резиновая лодка «ДС-3», прошитая пулями, заправил баки своего собственного истребителя «Вампир» и взмыл в воздух искать над Балтикой встречи с советскими «МИГами». Быть может, это его «Вампир» обстрелял звено наших перехватчиков над островом Хиума, а затем скрылся?


Информация о работе Дело Каталина. Доклад про инцидент