Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:40, доклад
Девять стран региона Юго-Восточной Европы (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Сербия и Черногория, Хорватия, а также европейская часть Турции) занимают территорию размером 300 тыс. кв. км. Совокупная численность его населения составляет 55 млн человек, но его ВВП едва достигает 120 млрд долл., а ВВП на душу населения в 12 раз меньше средних показателей по ЕС.
Балканский вопрос в региональных, внутригосударственных и межгосударственных отношениях.
Девять стран региона
Юго-Восточной Европы (Албания, Болгария,
Босния и Герцеговина, Греция, Македония,
Румыния, Сербия и Черногория, Хорватия,
а также европейская часть
Турции) занимают территорию размером
300 тыс. кв. км. Совокупная численность
его населения составляет 55 млн
человек, но его ВВП едва достигает
120 млрд долл., а ВВП на душу населения
в 12 раз меньше средних показателей
по ЕС. Ресурсная база региона небогата.
Все это, вместе взятое, едва дотягивает
до показателей средней
Балканы находятся на стыке
трех континентов. Их берега омываются
Адриатическим, Черным, Эгейским и Ионическим
морями. Геополитическая позиция
Балкан неодолимо притягивает к
себе внимание великих держав. Помимо
того, Балканы являются очень сложным
в этническом отношении регионом.
На относительно небольшой территории
проживает 20 народов, все вперемешку
с много— или малочисленными национальными
меньшинствами. Балканы являются в
какой-то степени "пространством
между Востоком и Западом", но
их историческая, географическая и
культурно-цивилизационная
В двадцатом веке регион превратился в объект политической борьбы между военно-политическими блоками: сначала Антантой и Тройственным Союзом, а затем НАТО и Организацией Варшавского Договора. Каждая из этих ситуаций имела свои особенности, которые диктовали и позицию России.2 Во время войны вся территория Балкан была занята немецкими войсками. Суть германской оккупационной системы была в стравливании балканских народов между собой. В созданном независимом государстве Хорватия проводилась политика геноцида сербского и еврейского населения. Другим марионеточным образованием стала Великая Албания, образованная при содействии итальянских фашистов и объединившая все населенные албанцами земли на Балканах. Братоубийственная война, казалось, не оставляла перспектив для дальнейшего совместного проживания южнославянских народов в рамках одного государства. Вектор развития событий изменила народно-освободительная борьба под руководством Иосипа Броз Тито. В адрес его режима можно сказать немало критических слов, но одного нельзя отрицать: он приложил много сил для преодоления национальной розни.
После окончания войны Балканы находились под воздействием двух военно-политических блоков – НАТО и Варшавского Договора. В 1960-80-х годах сложившуюся региональную систему международных отношений характеризовали формулой «2+2+2». Она отражала принадлежность двух балканских государств (Болгарии и Румынии) к Организации Варшавского Договора, двух (Греции и Турции) – к НАТО, тогда как Югославия и Албания стояли на позиции неприсоединения и играли роль некоей «серой зоны» в отношениях между двумя блоками. Такая система характеризовалась достаточно большой устойчивостью, и более чем 40 лет Балканы не знали военных столкновений. Это был самый длительный мирный период за всю их историю.
Что касается Советского Союза, то именно тогда его государственные интересы были обеспечены в наибольшей степени. Балканы не могли быть использованы как плацдарм для нападения на СССР. Режим Черноморских проливов строго соблюдался, закрывая проход в акваторию Черного моря военных кораблей нечерноморских стран и в то же время предоставляя выход в Средиземное море советским военным кораблям. Фактически Балканы оказались поделенными на сферы влияния между двумя военно-политическими блоками, каждый из которых имел здесь достаточно прочную опору.
Крушение коммунистических режимов в четырех балканских странах, распад Югославии в 1991 году привели к полному изменению геополитической ситуации. Все это совпало с прекращением существования Организации Варшавского Договора, Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и концом двухполюсного мироустройства. Балканы вновь превратились в нестабильную зону, регион с повышенной конфликтностью. Этногражданская война на территории бывшей Югославии, в Боснии и Герцеговине стала эпицентром общебалканского кризиса, но не единственным его источником. Албанская проблема, македонская проблема, мусульманский фактор и прочее создают взрывной потенциал, сопоставимый с ближневосточным.
Балканы важный регион с точки зрения геополитики, они всегда были приоритетной целью у великих держав в том числе и у России они занимали ключевое положение во внешней политики с XIX века. Именно после крымской войны, Россиия начала стремится к влиянию на Балканы и стремится до сих пор. В то время стимулом было распространение пансловянских настроений, а сейчас это контроль всех коммуникаций на средиземном море и воздушном пространстве этого региона. По мимо того что Балканы это стратегически важный регион, они считаются очень богатым набором полезных ископаемых. Такие как крупенйшии залежи каменного уголя, месторождения цинка. Можно сказать, что интересы России на Балканах стали определяться нормальными потребностями государства, заботящегося о своей безопасности и поддержании добрососедских отношений.3
Балканы всегда занимали особое
место в системе национально-
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Балканы уже к середине 90-х годов ХХ столетия превратились в зону повышенного внешнеполитического внимания и риска как для России, так и для НАТО, а также США, хотя и по разным причинам. Россия оказалась в международной изоляции, и пути ее преодоления пока трудно различимы.
Главным шагом современной
наступательной политики на балканах
стали визит в Белград
Подводя итоги, опираясь на
историю, можно определить, что Балканы
были предмостным укреплением как
для Европы, так и для Азии,
как одна, так и другая стремились
сделать это предмостное
На сегодняшний день, Балканы все чаще видятся своеобразным мостом между Европой и Азией, по которому идет разнонаправленное движение людей, товаров, капиталов. Каждая сторона стремится к контролю над этими встречными потоками, регулируя их прежде всего в своих интересах. Запад дальше продвинулся в этом направлении: Турция – член НАТО, вскоре по ее территории пойдет на Запад азербайджанская нефть (нефтепровод Баку–Джейхан).
Есть обстоятельство, несущее в основном цивилизационную нагрузку, обусловлено тем, что здесь, на территории по размерам незначительной, столкнулись две гуманитарные культуры, две политические культуры, две (если не больше) религии, по-разному воспринимающие такие понятия, как мир, власть, общество, личность. Каждая из этих культур стремилась утвердить здесь свое мироощущение, но это давалось с трудом, ибо предполагалось, что это утверждение должно было означать окончательную победу какого-то одного начала и полное поражение (искоренение) другого. Все эти геополитические игры вокруг Балкан в условиях, когда для их народов главным было выжить, сохранить свою национальную идентичность, по-разному воспринимались ими, формируя у каждого из них свои образы врагов, друзей, угроз, побед и поражений. Одни считали, что выживание – это вечная борьба, другие полагали, что выживание – это вечное приспособление.4 И все это не могло не сказаться на взаимоотношениях самих народов, населявших Балканы, многие из этих предубеждений и предпочтений сохранились и до нашего времени, многие из этих различий сегодня институализированы в государствах, их национальных идеях, диаспорах, религиях, идеологиях, видении друг друга. Во всяком случае, сегодня практически все балканские страны имеют определенные предубеждения друг против друга и претензии друг к другу, идущие главным образом из прошлого.
За этим фактом следует
процесс самоидентификации
Для того чтобы противостоять
политико-пропагандистским
Интерес к Балканам в России будет всегда. В то же время сформулировать политику России на Балканах сегодня гораздо сложнее, нежели в начале 90-х годов. Воззможности России ограничены и теперь к нашей объективной слабости добавились и все совершенные нами в 90-ые годы многочисленные ошибки. Мы так глубоко погрузились в навязанную нам логику урегулирования на постюгославском пространстве, что почти не имеем свободы маневра.
Следует отметить, что при неблагоприятном сценарии возможно усиление дестабилизирующего соперничества России и Запада на Балканах, а при благоприятном развитии возможно конструктивное сотрудничество не только в мирном процессе, но и в послевоенном урегулировании и обустройстве Балкан, учитывая заинтересованность России в региональном энергетическом рынке и в единой системе транспорта на Балканах. 5
1 Юрий Давыдов статья «К какому берегу пристанут Балканы?»
2 http://senat.org/Russia-
3http://senat.org/Russia-
4 Юрий Давыдов статья «К какому берегу пристанут Балканы?»
5Евгений Барановский. Статья«