ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЧТО
ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ
- Здоровье,
естественное состояние организма, характеризующееся
его уравновешенностью с окружающей средой
и отсутствием каких-либо болезненных
изменений. З. человека определяется комплексом
биологических (наследственных и приобретённых)
и социальных факторов; последние имеют
столь важное значение в поддержании состояния
З. или в возникновении и развитии болезни,
что в преамбуле устава Всемирной организации
здравоохранения записано: "Здоровье
— это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов". Однако столь широкое социологическое
определение З. является несколько спорным,
т.к. социальная полноценность человека
не всегда совпадает с его биологическим
состоянием. Вообще понятие З. является
несколько условным и объективно устанавливается
по совокупности антропометрических,
клинических, физиологических и биохимических
показателей, определяемых с учётом полового,
возрастного факторов, а также климатических
и географических условий.
ФАКТОРЫ
ЗДОРОВЬЯ
- К факторам,
определяющим З. населения, относятся:
величина реальной заработной платы, продолжительность
рабочего дня, степень интенсивности
и условия труда, наличие профессиональных
вредностей, уровень и характер питания,
жилищные условия, образ жизни, состояние
здравоохранения и санитарного
состояния страны. Однозначного критерия,
по которому можно было бы судить о
состоянии З. жителей той или
иной страны, практически не существует;
даже такой комплексный показатель,
как средняя продолжительность
жизни, сам по себе, без учёта комплексных
социально-биологических исследований,
ещё не достаточен для оценки З. населения.
Научная организация охраны З. отдельных
лиц и человеческих коллективов
должна основываться на повышении защитных
свойств организма людей, а также
на создании условий, предупреждающих
возможность контакта человека с
разными патогенными раздражителями,
или же на ослаблении их действия на
организм.
ЭЛЕМЕНТЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ВЛИЯНИЕ
ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ
- Охрана
и укрепление здоровья студенчества
в основном определяется образом жизни.
Повышенное внимание к нему проявляется
на уровне общественного сознания, в сфере
культуры, образования, воспитания.
- Образ
жизни студента есть не что иное; как определенный
способ интеграции его потребностей и
соответствующей им деятельности, сопровождающих
ее переживаний. Структура образа жизни
выражается в тех отношениях субординации
и координации, в которых находятся разные
виды жизнедеятельности. Это проявляется
в той доли бюджета времени личности, которая
на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности
личность расходует свое свободное время,
каким видам отдает предпочтение в ситуациях,
когда возможен выбор. Если образ жизни
не содержит творческих видов жизнедеятельности,
то его уровень снижается. Одни студенты
больше использует свободное время для
чтения, другие - для занятий физическими
упражнениями, третьи - на общение. Сознательно
планируя затраты времени и усилий, студент
может либо включаться в широкую сеть
таких связей, либо обособляться.
ОБРАЗ
ЖИЗНИ СТУДЕНТА
- Образ
жизни студенту нельзя навязать извне.
Личность имеет реальную возможность
выбора значимых для нее форм жизнедеятельности,
типов поведения. Обладая определенной
автономностью и ценностью, каждая
личность формирует свой образ действий
и мышления. Личность способна оказывать
влияние на содержание и характер
образа жизни группы, коллектива, в
которых она находится.
- Выражением
саморегуляции личности в жизнедеятельности
является ее стиль жизни. Саморегуляция
- целесообразное функционирование активности
личности в единстве ее энергетических,
динамических и содержательно-смысловых
составляющих. Стиль жизни - поведенческая
система, характеризующаяся определенным
постоянством составляющих ее компонентов
и включающая приемы поведения, обеспечивающие
достижение студентом намеченных целей
с наименьшими физическими, психическими
и энергетическими затратами. Становясь
привычкой, стиль жизни приобретает некоторую
свободу от сферы сознательного контроля.
Но для сферы самоуправления личности
могут быть характерны и целенаправленные
волевые акты самовоздействия. Этот уровень
саморегуляции становится возможен при
развитости иерархии мотивов личности,
наличии мотиваций высокого уровня, связанного
с общей направленностью интересов и ценностных
ориентации, обобщенных социальных установок.
- Анализ
фактических материалов о жизнедеятельности
студентов свидетельствует о
ее неупорядоченности и хаотичной
организации. Это отражается в таких
важнейших компонентах, как несвоевременный
прием пиши, систематическое недосыпание,
малое пребывание на свежем воздухе,
недостаточная двигательная активность,
отсутствие закаливающих процедур, выполнение
самостоятельной учебной работы
во время, предназначенное для сна,
курение и др. В то же время
установлено, что влияние отдельных
компонентов образа жизни студентов,
принятого за 100%, весьма значимо. Так,
на режим сна приходится 24-30%, на режим
питания - 10-16%, на режим двигательной
активности - 15-30%. Накапливаясь в
течение учебного года, негативные последствия
такой организации жизнедеятельности
наиболее ярко проявляются ко времени
его окончания (увеличивается число заболеваний).
А так как эти процессы наблюдаются в течение
5-6 лет обучения, то они оказывают существенное
влияние на состояние здоровья студентов.
- Здоровый
образ жизни во многом зависит от ценностных
ориентации студента, мировоззрения, социального
и нравственного опыта. Общественные нормы,
ценности здорового образа жизни принимаются
студентами как личностно значимые, но
не всегда совпадают с ценностями, выработанными
общественным сознанием
- Поэтому
в вузе необходимо обеспечить сознательный
выбор личностью общественных ценностей
здорового образа жизни и формировать
на их основе устойчивую, индивидуальную
систему ценностных ориентаций, способную
обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию
поведения и деятельности.
ЛИЧНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
- Химически
однообразная пища особенно вредна детям,
лицам, занимающимся умственным трудом.
1.2. Сон – дело серьёзное Чтобы
полноценно трудиться, надо полноценно
отдыхать. И это тоже предмет
особой заботы. Одним из основных
видов отдыха является сон. Именно он
восстанавливает энергетические запасы
веществ нервной системы, которые
расходуются во время бодрствования.
Во время сна происходит согласование
физиологических, биохимических и
обменных процессов, выравнивание нарушенных
в результате перегрузок соотношений
между функциями внутренних органов.
Сон освежающий, успокаивающий и
исцеляющий — непременная составная
часть бодрости и здоровья, высокой
профессиональной активности. Первый
признак переутомления нервной
системы — появление сонливости,
ощущение постоянной усталости. Даже незначительные
нарушения сна у практически
здоровых людей резко снижают
функциональные возможности организма.
Человек все больше ощущает дневные
перегрузки, это отражается и на
его отдыхе. Возникает порочный круг,
и в скором времени падает жизненный
тонус; все, что способно укрепить здоровье,
воспринимается как непосильная
обуза.
- нормальная
продолжительность сна у новорожденных
— от 11 до 23 часов. С возрастом она, естественно,
уменьшается, но колеблется все же в значительных
пределах.
- Полноценный
отдых нервной системы во время сна позволяет
студенту переносить различные нагрузки,
с которыми приходится сталкиваться
в процессе обучения, избегать появления
в результате перенапряжений функциональных
неврозов или же предрасположения к их
возникновению.
- Чтобы
правильно применять водные процедуры,
нужно знать, как влияет холодная
вода на организм. В первый момент воздействия
холодной воды на поверхность тела
вследствие резкого сужения сосудов
кожи кровь устремляется к внутренним
органам, и кожа становится бледной
и холодной. При этом человек ощущает
чувство замерзания. Вслед за этой
фазой наступает вторая, в период
которой человек начинает усиленно
вырабатывать тепло, причем кровеносные
сосуды кожи расширяются, кровь приливает
к коже, и ощущение холода сменяется
приятным чувством теплоты. Такое сужение
кожных сосудов с последующим
их расширением является как бы гимнастикой
для них, которая и совершенствует
сосудистую деятельность при Холодовых
влияниях. При чрезмерном охлаждении
может наступить третья фаза сосудистой
реакции: кровеносные сосуды кожи остаются
расширенными, происходит замедление
кровотока с последующим застоем
и появлением вторичного озноба. Эти
симптомы указывают на излишние потери
тепла, поэтому в случае их появления
водную процедуру следует прекратить
и провести согревающие мероприятия
в виде энергичных движений, растирания
тела и утепления одеждой. Таким
образом, при применении закаливающих
водных процедур вполне достаточно добиться
хорошей кожной реакции (вторая фаза).
После любой водной процедуры
необходимо тщательно вытереться.
Лучшее время для водных процедур
— окончание утренней гимнастики.
Они способствует переходу организма
в активное состояние, и создают
бодрое настроение. Холодовые процедуры
перед сном не рекомендуются, так как вызывают
излишнее возбуждение нервной системы,
ухудшают сон. Закаливание водой начинают
с обтираний
ПИТАНИЕ
- Жизнь
человека связана с постоянным расходованием
энергии и тканевых элементов. Если
бы эти траты не возмещались с
пищей, жизненные процессы в организме
просто бы остановились. Нормальное питание
обеспечивает правильный рост и развития
организма, его функциональных возможностей,
улучшает сопротивляемость к вредным
влияниям внешней среды, способствует
повышению работоспособности и
продлению жизни.
- Основные
гигиенические требования к пище - она
должна:
- - потребляться
в количестве, достаточном для возмещения
энергетических трат организма
- Калорийность
суточного пищевого рациона для лиц умственного
труда (преподаватели, студенты и им п.)
должна составлять у мужчин ( в возрасте
от18 до 40 лет и весом 70 кг) - 2800-3000 ккал, у
женщин (18-40 лет, 60 кг) - 2400-2600 ккал.
- - содержать
пищевые вещества, необходимые для построения
тканей и органов, и нормального течения
физиологических процессов.
- - Это
белки, жиры, углеводы (в соотношении 1:1:4),
витамины, минеральные вещества и воду
- - быть
разнообразной - включать различные продукты
животного и растительного происхождения,
содержать достаточное количество клетчатки.
ФИЗИЧЕСКОЕ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
- Физическое
самосовершенствование - работа над
своим телом, его красотой, силой,
выносливостью и здоровьем.
- Физическое
самосовершенствование очень тесно связано
с личностным самосовершенствованием.
Самые успешные бизнесмены выходят не
только из выпускников Высшей школы экономики,
но из выпускников физтеха и из спортсменов.
Правильная работа над своим телом - это
работа над своей личностью. Одно из самых
прямых направлений работы над своей личностью,
своим характером, ответственностью, собранностью
и смелостью - это работа со своим телом.
- Личность
строится через тело
Уважаемые
родители, будьте внимательны: выбирая
тот или иной спорт для своих
детей, вы выбираете их характер и
судьбу. Лыжи на длинные дистанции
— в этом спорте формироваться
одиночка, умеющий через напряжение,
на одной воле двигаться к цели,
на которую он смотрит всегда немного
исподлобья. Плавание — меньше воли,
больше техники и умения радоваться
жизни. Большой теннис — чувство
пары, умение выстраивать тактику, не
бояться проигрывать и уметь
наносить точные сильные удары. Футбол
— чувство команды, умение ловить
азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая
в удар всю свою агрессию
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗОЖ
- Критерии,
по которым определяется
эффективность работы
- Педагоги:
- - сформированность
позитивного отношения к ЗОЖ;
- - развитие
произвольных и непроизвольных привычек
ЗОЖ;
- - повышение
профессиональной компетенции, овладение
активными методами обучения и воспитания
ЗОЖ..
- Учащиеся:
- - знания
о строении собственного тела, основные
элементы личной гигиены, признаки здоровья,
правила заботы о своём здоровье, безопасного
поведения дома и на улице;
- - сформированность
элементарных привычек ЗОЖ;
- - пробуждение
желания следовать ЗОЖ.
- Родители:
- - усвоение
знаний о ЗОЖ;
- - формирование
чувства ответственности за своё здоровье
и здоровье членов семьи.
ВРЕДНЫЕ
ПРИВЫЧКИ
- Курение
способствует развитию
диабета Вредные
привычки
Связь между курением
и возникновением диабета
второго типа была доказана
ещё несколько лет назад. "Исследования
показывают, что независимо от того, курит
ли кто-то много, мало или пассивно, вдыхание
табачного дыма в два раза повышает риск
развития диабета второго типа", – говорит
профессор, доктор медицинских наук Штефан
Маттаай, вице-президент Немецкого общества
диабета (DDG).
- Наукой
давно доказан
вред курения. Волевого и умного человека
и убеждать не надо: знает, что слишком
уж тяжёлые последствия возникают от табака.
Ещё в 1974 году Всемирная организация здравоохранения
посвятила проблеме курения обширнейший
доклад, подводивший итог многолетней
работе учёных всего мира. Невинная на
вид папироса, являющаяся для многих вначале
забавой, а затем удовольствием, превращается
со временем во врага, отнимающего здоровье
у каждого, кто не сумел вовремя одуматься.
- После
десяти-пятнадцати лет пагубная привычка
курильщику становится в тягость, но к
тому времени власть папиросы как наркотика
столь сильна, что она преодолевает и рассудок.
Может быть, в затяжных случаях наступает
деградация умственных способностей,
когда человек перестаёт понимать элементарные
истины, понятные всем, но непонятные курящему.