Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:33, творческая работа

Краткое описание

Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. З. человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов;

Файлы: 1 файл

мы за здоровый образ жизни.pptx

— 1.29 Мб (Скачать)

ЗДОРОВЫЙ  ОБРАЗ ЖИЗНИ

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ 

    • Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. З. человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния З. или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Однако столь широкое социологическое определение З. является несколько спорным, т.к. социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие З. является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ 

    • К факторам, определяющим З. населения, относятся: величина реальной заработной платы, продолжительность  рабочего дня, степень интенсивности  и условия труда, наличие профессиональных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние  здравоохранения и санитарного  состояния страны. Однозначного критерия, по которому можно было бы судить о  состоянии З. жителей той или  иной страны, практически не существует; даже такой комплексный показатель, как средняя продолжительность  жизни, сам по себе, без учёта комплексных  социально-биологических исследований, ещё не достаточен для оценки З. населения. Научная организация охраны З. отдельных  лиц и человеческих коллективов  должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также  на создании условий, предупреждающих  возможность контакта человека с  разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.

ЭЛЕМЕНТЫ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ 

    • Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
    • Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА 

    • Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать  влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в  которых она находится.
    • Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.
    • Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной  организации. Это отражается в таких  важнейших компонентах, как несвоевременный  прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время  установлено, что влияние отдельных  компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим  питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
    • Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием
    • Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию поведения и деятельности.

ЛИЧНОЕ  ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ 

    • Химически однообразная пища особенно вредна детям, лицам, занимающимся умственным трудом. 1.2. Сон – дело серьёзное Чтобы  полноценно трудиться, надо полноценно отды­хать. И это тоже предмет  особой заботы. Одним из ос­новных  видов отдыха является сон. Именно он восста­навливает энергетические запасы веществ нервной систе­мы, которые  расходуются во время бодрствования. Во вре­мя сна происходит согласование физиологических, биохи­мических и  обменных процессов, выравнивание нару­шенных  в результате перегрузок соотношений  между функциями внутренних органов. Сон освежающий, успо­каивающий и  исцеляющий — непременная составная  часть бодрости и здоровья, высокой  профессиональной активности. Первый признак переутомления нервной  системы — появление сонливости, ощущение постоянной усталости. Даже незначительные нарушения сна у практически  здо­ровых людей резко снижают  функциональные возмож­ности организма. Человек все больше ощущает дневные  перегрузки, это отражается и на его отдыхе. Возникает порочный круг, и в скором времени падает жизненный  тонус; все, что способно укрепить здоровье, восприни­мается как непосильная  обуза.
    • нормальная продолжительность сна у новорож­денных — от 11 до 23 часов. С возрастом она, естествен­но, уменьшается, но колеблется все же в значительных пределах.
    • Полноценный отдых нервной системы во время сна позволяет студенту переносить различные нагрузки, с ко­торыми приходится сталкиваться в процессе обучения, избегать появления в результате перенапряжений функ­циональных неврозов или же предрасположения к их возникновению.
    • Чтобы правильно применять водные процедуры, нужно знать, как влияет холодная вода на организм. В первый момент воздействия  холодной воды на поверхность тела вследствие резкого сужения сосудов  кожи кровь устремляется к внутрен­ним  органам, и кожа становится бледной  и холодной. При этом человек ощущает  чувство замерзания. Вслед за этой фазой наступает вторая, в период которой человек начинает усиленно вырабатывать тепло, причем кровеносные  сосуды кожи расширяются, кровь приливает  к коже, и ощущение холода сменяется  приятным чувством теплоты. Такое сужение  кожных сосудов с последующим  их расширением является как бы гимнастикой  для них, которая и совершенствует сосудистую деятельность при Холодовых  влияниях. При чрезмерном охлаждении может наступить третья фаза сосудистой реакции: кровеносные сосуды кожи остаются расширенными, происходит замедление кровотока с после­дующим застоем  и появлением вторичного озноба. Эти  симптомы указывают на излишние потери тепла, поэтому в случае их появления  водную процедуру следует прекратить и провести согревающие мероприятия  в виде энергичных движе­ний, растирания тела и утепления одеждой. Таким  образом, при применении закаливающих водных процедур вполне достаточно добиться хорошей кожной реак­ции (вторая фаза). После любой водной процедуры  необходи­мо тщательно вытереться. Лучшее время для водных проце­дур  — окончание утренней гимнастики. Они способствует переходу организма  в активное состояние, и создают  бодрое настроение. Холодовые процедуры перед сном не рекомендуются, так как вызывают излишнее возбуждение нервной системы, ухудшают сон. Закаливание водой начинают с обтираний

ПИТАНИЕ 

    • Жизнь человека связана с постоянным расходованием  энергии и тканевых элементов. Если бы эти траты не возмещались с  пищей, жизненные процессы в организме  просто бы остановились. Нормальное питание  обеспечивает правильный рост и развития организма, его функциональных возможностей, улучшает сопротивляемость к вредным  влияниям внешней среды, способствует повышению работоспособности и  продлению жизни.
    • Основные гигиенические требования к пище - она должна:
    • - потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических трат организма
    • Калорийность суточного пищевого рациона для лиц умственного труда (преподаватели, студенты и им п.) должна составлять у мужчин ( в возрасте от18 до 40 лет и весом 70 кг) - 2800-3000 ккал, у женщин (18-40 лет, 60 кг) - 2400-2600 ккал.
    • - содержать пищевые вещества, необходимые для построения тканей и органов, и нормального течения физиологических процессов.
    • - Это белки, жиры, углеводы (в соотношении 1:1:4), витамины, минеральные вещества и воду
    • - быть разнообразной - включать различные продукты животного и растительного происхождения, содержать достаточное количество клетчатки.

ФИЗИЧЕСКОЕ  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 

    • Физическое  самосовершенствование - работа над  своим телом, его красотой, силой, выносливостью и здоровьем.
    • Физическое самосовершенствование очень тесно связано с личностным самосовершенствованием. Самые успешные бизнесмены выходят не только из выпускников Высшей школы экономики, но из выпускников физтеха и из спортсменов. Правильная работа над своим телом - это работа над своей личностью. Одно из самых прямых направлений работы над своей личностью, своим характером, ответственностью, собранностью и смелостью - это работа со своим телом.
    • Личность строится через тело

    Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая  тот или иной спорт для своих  детей, вы выбираете их характер и  судьбу. Лыжи на длинные дистанции  — в этом спорте формироваться  одиночка, умеющий через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного  исподлобья. Плавание — меньше воли, больше техники и умения радоваться жизни. Большой теннис — чувство  пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь  наносить точные сильные удары. Футбол — чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию 

КРИТЕРИИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗОЖ 

    • Критерии, по которым определяется эффективность работы
    • Педагоги:
    • - сформированность позитивного отношения к ЗОЖ;
    • - развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ;
    • - повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ..
    • Учащиеся:
    • - знания о строении собственного тела, основные элементы личной гигиены, признаки здоровья, правила заботы о своём здоровье, безопасного поведения дома и на улице;
    • - сформированность элементарных привычек ЗОЖ;
    • - пробуждение желания следовать ЗОЖ.
    • Родители:
    • - усвоение знаний о ЗОЖ;
    • - формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ 

    • Курение способствует развитию диабета Вредные привычки Связь между курением и возникновением диабета второго типа была доказана ещё несколько лет назад. "Исследования показывают, что независимо от того, курит ли кто-то много, мало или пассивно, вдыхание табачного дыма в два раза повышает риск развития диабета второго типа", – говорит профессор, доктор медицинских наук Штефан Маттаай, вице-президент Немецкого общества диабета (DDG).
    • Наукой  давно доказан  вред курения. Волевого и умного человека и убеждать не надо: знает, что слишком уж тяжёлые последствия возникают от табака. Ещё в 1974 году Всемирная организация здравоохранения посвятила проблеме курения обширнейший доклад, подводивший итог многолетней работе учёных всего мира. Невинная на вид папироса, являющаяся для многих вначале забавой, а затем удовольствием, превращается со временем во врага, отнимающего здоровье у каждого, кто не сумел вовремя одуматься.
    • После десяти-пятнадцати лет пагубная привычка курильщику становится в тягость, но к тому времени власть папиросы как наркотика столь сильна, что она преодолевает и рассудок. Может быть, в затяжных случаях наступает деградация умственных способностей, когда человек перестаёт понимать элементарные истины, понятные всем, но непонятные курящему.

Информация о работе Здоровый образ жизни