Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, реферат
С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.
В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.
2.3. Приём
Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания и максимум после третьего касания перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приема силовой подачи требуется уже 3 игрока.
2.4. Атака
Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание), доводится до связующего игрока (2-е касание), связующий передаёт мяч игроку атаки (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами. При этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать (то есть наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки) только либеро.
Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки).
2.5. Блокирование
Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.
Блок может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.
2.6. Либеро
Двое из 14 игроков (с 2009 года, ранее назначался только один либеро из 12 игроков) команды могут быть назначены либеро. Игроки этого амплуа не могут участвовать в атаке, в блоке и подавать. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например с центральным блокирующим.
2.7. Регламент
Волейбольная партия не ограничена во времени и продолжается до 25 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт. Матч продолжается до того, как одна из команд выиграет три партии. В пятой партии (тай-брейк) счёт идёт до 15 очков. В каждой партии тренер каждой из команд может попросить два тайм-аута по 30 секунд. Дополнительно в первых 4 партиях назначаются технические тайм-ауты по достижении одной из команд 8 и 16 очков (по 60 секунд). После окончания первых четырёх партий, а также при достижении одной из команд 8 очков в пятой партии, команды меняются сторонами площадки. В каждой партии тренер имеет право произвести не более 6 замен полевых игроков (кроме либеро).
2.8. Нарушения правил
Ниже перечислены наиболее характерные для игры ошибки игроков и тренера.
2.8.1. При подаче
1. Игрок заступил ногой на пространство площадки.
2. Игрок подбросил и поймал мяч.
3. По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передаётся команде соперников.
4. Касание антенны мячом.
2.8.2. При розыгрыше
1. Сделано более трёх касаний.
2. Касание верхнего края сетки игроком, выполняющим активное игровое действие.
3. Заступ игроком задней линии трёхметровой линии при атаке.
4. Ошибка на приёме: двойное касание или задержка мяча.
5. Касание антенны мячом при ударе.
Заступ на игровую половину противника.
2.8.3. Регламент
1. Нарушение расстановки.
2. Неспортивное поведение одного из игроков или тренера.
3. Касание верхнего края сетки.
2.9. Изменения в правилах (2009 год)
На XXXI конгрессе FIVB в Дубае были утверждены изменения в правилах, вступившие в силу с сезона 2009 года. Теперь заявка команды в официальных международных встречах составляет 14 игроков, 2 из которых либеро. Также изменено толкование ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнено определение блокирования, внесены процедурные изменения, касающиеся функций судей и порядка проведения замен.
Глава III. Выдающиеся волейболисты
Наибольшее количество медалей в истории волейбола на Олимпийских играх завоевал Карч Кирай (США) — 2 золотых медали в классическом волейболе и одну в пляжном. Среди женщин это советская волейболистка Инна Рыскаль, которая на 4-х Олимпиадах 1964—1976 завоевала 2 золотых и 2 серебряные медали.
Георгий Мондзолевский (СССР)
Людмила Булдакова (СССР)
Вячеслав Зайцев (СССР)
Андреа Джани (Италия)
Жиба (Жилберто Годой Фильо) (Бразилия)
Екатерина Гамова (Россия)
Любовь Соколова (Россия).
Заключение
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
Список использованной литературы
1. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 139 с.
2. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск: Высшая школа, 2004. – 144
3. Фурманов, А.Г. Волейбол – Минск: Соврем. шк., 2009. – 240с.
4. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов. - Киев: Здоров'я, 2004. - 125 с.
5. Чехов О. Основы волейбола - М.: "Физкультура и спорт", 2004. - 377 с.