Военно-патриотическое воспитание в процессе физического воспитания и занятий спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение влияния физического и спортивного воспитания на военно-патриотический настрой молодежи. Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль физической культуры в различных сферах жизни;
- изучить ценности физической культуры;
- рассмотреть понятие, структуру и квалификацию понятия «спорт»;
- раскрыть понятие, систему и содержание военно-патриотического воспитания;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
3
Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов………………………………..
1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. ………………………………………..…………………..…
1.2. Ценности физической культуры…………………………………

5

5
10
Глава 2. Спорт: понятие, структура, квалификация ……………….
2.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями………………….
2.2. Массовый спорт. Его цели и задачи…………………………..
2.3. Спорт высших достижений. Спортивная классификация и ее структура…………………………………………………………………….
2.4. Спортивная классификация. Её структура……………………
14

14
17

18
25
Глава 3. Роль физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи……………………………………
3.1. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система………………………………………………………………………
3.2. Место физического и спортивного воспитания в военно-патриотическом воспитании……………………………………………….

29

29

35
Заключение………………………………………………………….....
41
Список использованной литературы…………………………………
44

Файлы: 1 файл

Военно-патриотическое воспитание.docx

— 96.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

 

Военно-патриотическое воспитание в процессе физического воспитания и занятий спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П л а н:

 

Введение……………………………………………………………….

3

Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов………………………………..

1.1. Деятельная сущность  физической культуры в различных  сферах жизни. ………………………………………..…………………..…

1.2. Ценности физической культуры…………………………………

 

5

 

5

10

Глава 2. Спорт: понятие, структура, квалификация ……………….

2.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от  других видов занятий физическими  упражнениями………………….

2.2. Массовый спорт. Его цели и  задачи…………………………..

2.3. Спорт высших достижений. Спортивная классификация и ее структура…………………………………………………………………….

2.4. Спортивная классификация. Её структура……………………

14

 

14

17

 

18

25

Глава 3. Роль физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи……………………………………

3.1. Военно-патриотическое  воспитание: сущность, содержание, система………………………………………………………………………

3.2. Место физического  и спортивного воспитания в  военно-патриотическом воспитании……………………………………………….

 

29

 

29

 

35

Заключение………………………………………………………….....

41

Список использованной литературы…………………………………

44


 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является нежелание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма. Проблема патриотического воспитания молодежи в настоящее время имеется и актуальна как никогда. В условиях, когда в нашем обществе широко распространились равнодушие, цинизм, агрессивность и упал престиж военной службы, искусственно формируется комплекс ущербности и неполноценности нации – у значительной части призывников отсутствует положительное отношение к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание привлечения к уголовной ответственности. Причастность к защите своей Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия постепенно утрачивают в глазах призывников свою значимость. Поэтому очевидна важность и неотложность решения острейших проблем, связанных с патриотическим воспитанием, как основы сплочения общества и укрепления обороноспособности государства. Этим и обуславливается актуальность темы данной работы.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова,  Н.К. Беспятова,  Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Объектом исследования работы является военно-патриотическое воспитание.

Предметом исследования является развитие патриотизма с помощью физической культуры и спорта.

Целью работы является изучение влияния физического и спортивного воспитания на военно-патриотический настрой молодежи. Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и  роль физической культуры в  различных сферах жизни;

- изучить ценности физической  культуры;

- рассмотреть понятие, структуру и квалификацию понятия «спорт»;

- раскрыть понятие, систему  и содержание военно-патриотического  воспитания;

- изучить место физического  и спортивного воспитания в  военно-патриотическом воспитании.

Работа состоит из введения, трех глав, восьми разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1.1. Деятельная  сущность физической культуры  в различных сферах жизни 

 

Физическая культура является исторически изменяющейся особой формой, структурной единицей человеческой жизнедеятельности. Понятие «физическая культура» в самом широком смысле этого слова есть обобщение, касающееся физических данных человека, его двигательных способностей, которые неотделимы от умственных.

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек [4, с. 129].

По определению Л. П. Матвеева «физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. К ней относятся целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений» [3, с. 12].

Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет  собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах:

- объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных  норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе);

- субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

В тоже время главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности и её подготовки к трудовой деятельности.

Физическая культура реализуется в таких формах  как:

- физическое воспитание (связанное с освоением физических  и духовных сил человека);

- спорт (их совершенствованием);

- физическая рекреация (поддержанием);

- двигательная реабилитация (восстановлением).

Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического [6, с. 93].

Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:

  1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).
  2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).
  3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
  4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
  5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества [4, с. 63].

Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, на повышение работоспособности, творческого долголетия и повышение продолжительности жизни человека.

Ж. К. Холодов, рассматривая понятие «физическое воспитание», отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями, умениями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями [3, с. 13].

Современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.

Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Основными признаками физической культуры можно считать:

- систематические занятия  физическими упражнениями для  решения задач физического самосовершенствования;

- специальные физкультурные  занятия, позволяющие с пользой  применить их на практике;

- владение определенными  двигательными умениями и навыками  для решения лично значимых  задач;

- владение достаточными  организационно-методическими умениями  построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, так  как самостоятельная физкультурная  деятельность по праву считается  высшей формой личной физической  культуры.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, то есть по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д. [9, с. 17].

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с выполнением физических упражнений.

Информация о работе Военно-патриотическое воспитание в процессе физического воспитания и занятий спортом