Влияние физических упражнений на дыхательную систему

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Организм человека – саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Организм — это слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

Оглавление

Введение
Основная часть
Строение дыхательной системы (основные компоненты)
Механизм влияния физических упражнений на основные компоненты дыхательной системы (легкие, дыхательную мускулатуру)
Сравнительный анализ основных показателей работы легких занимающегося физическими упражнениями и практически здорового человека
Функциональные пробы для исследования дыхательной системы при самостоятельных занятиях физической культурой
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дыхательная система.docx

— 27.36 Кб (Скачать)

Функциональная проба  Розенталя позволяет судить о  функциональных возможностях дыхательной  мускулатуры. Проба проводится на спирометре, где у обследуемого 4-5 раз подряд с интервалом в 10-15 с. определяют ЖЕЛ. В норме получают одинаковые показатели. Снижение ЖЕЛ на протяжении исследования указывает на утомляемость дыхательных  мышц.

Проба Вотчала-Тиффно - функциональная проба для оценки трахеобронхиальной проходимости путем измерения объема воздуха, выдыхаемого в первую секунду  форсированного выдоха после максимального  вдоха, и вычисление его процентного  отношения к фактической жизненной  емкости легких (норма - 70-80 %). Пробу  проводят при обструктивных заболеваниях бронхов и легких. Коэффициент  использования кислорода - процентное отношение доли кислорода, используемой тканями, к общему содержанию его  в артериальной крови. Является важным показателем, характеризующим процессы диффузии через альвеолярно-капиллярные  мембраны (норма 40 %). Кроме того, по специальным  показаниям проводят бронхоспирографию (изучение вентиляции одного легкого, изолированного путем интубации  бронха); тест с блокадой легочной артерии  и измерением давления в ней (повышение  давления в легочной артерии выше 40 мм рт. ст. свидетельствует о невозможности  пневмоэктомии из-за развития после  операции гипертензии в легочной артерии).

Функциональные пробы  на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания  после вдоха (проба Штанге) или  после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба  Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной  гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих  систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого  вдоха, а проба Генчи – на фоне глубоко выдоха. Используются для  суждения о кислородном обеспечении  организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Оборудование: секундомер.

Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать  дыхание на глубоком вдохе на максимально  возможное для него время.

После проведения первой пробы  необходим отдых 2-3 минуты.

Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко  выдохнуть и задержать дыхание  на максимально возможное для  него время.

Оценка результатов тестирования проводится на основании следующих  таблиц. Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.

Таблица 1. Оценка проб с задержкой  дыхания на вдохе и выдохе

Оценка

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40-49

30-39

30-39

20-29

Удовлетворительно

30-39

20-29

20-29

15-19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже


 

Таблица 2. Оценка общего состояния  обследуемого по параметру пробы  Штанге

Оценка состояния испытуемого

Время задержки вдоха, с

Отличное

больше 60

Хорошее

40-60

Среднее

30-40

Плохое

меньше 30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение физических упражнений для развития и укрепления дыхательной  системы очень значимы, в покое  человек дышит с частотой 12—16 раз в 1 мин и глубиной 15—20% ЖЕЛ, в результате чего через легкие проходит 3—8 л воздуха. У детей частота  дыхания несколько больше, чем  у взрослых, при этом чем меньше возраст ребенка, тем чаще у него дыхание. При напряженной физической деятельности аппарат внешнего дыхания  может повышать свою производительность в 10—15 раз. При этом увеличивается  легочная вентиляция, которая повышается как за счет частоты дыхания (до 60 раз в 1 мин), так и за счет ее глубины (35—40% ЖЕЛ). Занятия физической культурой  способствуют развитию дыхательного аппарата. У юных спортсменов, как правило, выше ЖЕЛ, и они могут провентилировать большее количество воздуха через  легкие в единицу времени, чем  их сверстники, не занимающиеся спортом.

Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы  в нашей жизни можно сделать  вывод о ее важности в нашем  существовании.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и  повышают работоспособность и эмоциональный  тонус. Однако следует помнить, что  самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без  врачебного контроля, и, что ещё более  важно, самоконтроля.

Все эти данные свидетельствуют  о неоценимом положительном влиянии  занятий физической культурой на организм человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При  этом очень важно учитывать состояние  здоровья человека и его уровень  физической подготовки для рационального  использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / П. И. Готовцев. – М.: ФиС, 1984.
  2. Дубровский, В. И. Спортивная физиология / В. И. Дубровский. – М.: Владос, 2005.
  3. Иванов, В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсмена / В. В. Иванов. – М.: ФиС, 1987.
  4. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры /Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004.
  5. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений /Л. Д. Назаренко. – М.: ВладосПресс, 2003.

 


Информация о работе Влияние физических упражнений на дыхательную систему