Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:46, реферат
Статистические данные по вузам страны показывают, что регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15 — 20% студентов. Это типичные представители массового студенческого спорта.
Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизических возможностей человека
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт»
Факультет экономики
и управления
РЕФЕРАТ
по
дисциплине
на тему:______________________
______________________________
Выполнила
Студентка 2 курса
Группы ЭМ10-4д
Красноярск,
2011г
Введение
Слово
спорт пришло в русский язык из
английского (Sport), которое, в свою очередь,
является вольным сокращением первоначального
слова disport — игра, развлечение. Вот почему
о старичке, передвигающемся по аллеям
сквера называют джонингом, то есть сложным
“гибридом” быстрой ходьбы с медленным
бегом, за рубежом могут сказать, что “он
занимается спортом”, а у нас — “физкультурой”.
Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе
Статистические
данные по вузам страны показывают,
что регулярно тренируются не
только в специальные часы в вузе,
но и в свободное время, а также
участвуют в соревнованиях 15 — 20%
студентов. Это типичные представители
массового студенческого
Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизических возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого «самопожертвования» может быть многообразна — от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности.Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности.Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д.Надёжность — одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением.Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства.Вот эти бесценные психические качества, черты и свойства личности.
Спорт не сошёлся клином только на большом спорте. Есть ещё массовый спорт, а он доступен каждому.
Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии.
Возможности
различных видов спорта в укреплении
здоровья, коррекции телосложения и
осанки, повышении общей
Образ жизни студента и спорт
Повседневная учебная работа, зачётно — экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 — 5 ч., а в период зачётно — экзаменационной сессии — 8 — 9 ч.Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламентированный рабочий день, трудятся 7 — 8 ч., то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 9 — 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.Но беда ещё и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 — 24ч.! Как следствие у многих — нарушение режима сна. У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 — 3ч. ночи. Отсюда — крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8ч. отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день.Все эти «варварские» перегрузки и «варварское» отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачётно-экзаменационной сессии. А период экзаменов — это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека!
Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти «подводные рифы» студенческой жизни.Учебное и свободное время — это неразрывное целое. Не случайно говорят: «Как отдохнёшь, так и поработаешь!» Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 — 3ч. в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.Вероятно, в каждом конкретном случае сочетание учёбы со спортивными занятиями должно иметь оптимальное соотношение, которое зависит как от индивидуальных качеств и способностей отдельного человека, так и от условий учебного труда, быта и наличия спортивных баз.
Приведём пример. В одном из институтов был разработан показатель, характеризующий уровень профессиональной пригодности студента. Этот интегральный показатель включал в себя следующие факторы, оцениваемые в баллах (от 2 до 5): физическое развитие; физическую, в том числе и профессионально-прикладную, пригодность; степень двигательной активности; устойчивость к временной потере трудоспособности (пропуски занятий по болезни); профессиональную заинтересованность; успешность обучения в вузе. Суммирование этих баллов экспертной оценки позволило сделать заключение о степени профессиональной пригодности каждого студента к сложным условиям и характеру труда. Оказалось, что высшую оценку (26 — 29 баллов) и даже среднюю (16 — 20 баллов) не получили студенты с низкой физической подготовленностью.
В этом же исследовании было установлено, что более высокую оценку за производственную практику, как правило, получали студенты, имевшие средние баллы по теоретическим знаниям, но лучшую физическую подготовленность по сравнению со студентами, имевшими более высокие баллы по теоретическому курсу, но слабую профессионально-прикладную физическую подготовленность.Таковы факты, проливающие истинный свет на роль спорта, на роль хорошей физической подготовленности в успешном освоении избранной профессии.
Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде
Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация — отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта — решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда.