Средства повышения двигательной активности умственно отсталых учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Оглавление

1. Умственно отсталые дети……………………………………………………...3
2. Исследование физического развитие, умственно отсталые детей школьного возраста……………………………………………………………….6
3. Средства повышения двигательной активности умственно отсталых учащихся………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

исследование физ развития умственно отсталых детей школьного возроста.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

Содержание

1. Умственно отсталые дети……………………………………………………...3

2. Исследование физического развитие, умственно отсталые детей школьного возраста……………………………………………………………….6

3. Средства повышения двигательной активности умственно отсталых                                                                       учащихся………………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Умственно отсталые дети

     Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка. Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным. В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно. Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда. Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста. У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции. Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни. Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

     2. Исследование физического развитие, умственно отсталые детей школьного возраста

     Проблема  ранней помощи детям с отклонениями в умственном развитии в настоящее  время входит в круг особо важных (А.П. Зарин, Л.С. Петрова, 2003). К сожалению, в современной научно-методической литературе крайне редко встречаются исследования подобного рода. Известно, что для учащихся с отклонениями в умственном развитии характерны быстрая утомляемость, резкие колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Подобные изменения обычно связаны с недостаточным развитием двигательных способностей и состоянием физической подготовленности. Анализ показателей уровня физической подготовленности умственно отсталых детей 11-12 лет позволил выявить, например, что показатель ловкости у мальчиков в среднем соответствовал 16,2 с, у девочек - 17,06 с. Достоверных различий в показателях ловкости у данного контингента обследуемых обоего пола не выявлено (t = 0,02; р>0,05). В проявлении скоростно-силовых качеств мальчики опережают девочек на 33,7 см. Средний результат мальчиков 7-9 лет в прыжках в длину составил 149 см, девочек - 115,3 см. Выявлены достоверные различия в проявлении данного качества (t = 5,1; р<0,05) между обследуемыми мальчиками и девочками. Умственно отсталые девочки 7-9 лет незначительно опережают мальчиков данного возраста в проявлении силовой выносливости, но достоверных различий не выявлено (t = 0,07; р>0,05). Средний результат в упражнении на силовую выносливость у мальчиков составил 12,8 раза, у девочек - 13,1 раза. Наблюдалось превосходство обследуемых девочек в проявлении гибкости. Их результат в среднем был на 2,8 см лучше, чем у мальчиков. Средний результат наклона вперед из положения стоя у мальчиков составил 2,9 см, а у девочек -5,8 см. Достоверных различий не выявлено (t = 1,25; р>0,05).

     Сравнительный анализ физической подготовленности детей 7-9 лет, обучающихся в общеобразовательной школе, и учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида позволил установить незначительное превосходство умственно отсталых мальчиков над здоровыми в проявлении скоростно-силовых качеств, правда, достоверных различий не обнаружено (t = 0,2; р>0,05). Средний показатель прыжка в длину у здоровых мальчиков составил 147,8 см, у умственно отсталых - 149 см. В данном виде упражнений здоровые девочки превосходят (на 10,4 см) умственно отсталых девочек, но достоверных различий не выявлено (t = 1,6; р>0,05). Средний результат прыжка длину у здоровых девочек составил 125,7 см, у умственно отсталых девочек - 115,3 см. В проявлении ловкости здоровые девочки и мальчики незначительно уступали умственно отсталым сверстникам, соответственно на 2,2 и на 1 с. Достоверных различий в проявлении данного качества здоровыми и умственно отсталыми детьми 11-12 лет не выявлено (t = 0,02 и t = 0,05; р>0,05). В проявлении силовой выносливости выявлено достоверное (t = 2,2; р<0,05) превосходство умственно отсталых мальчиков над здоровыми. Средний результат в упражнении на силовую выносливость у здоровых мальчиков составил 4,5 раза, а у умственно отсталых - 12,8 раза. В то же время выявлено, что умственно отсталые девочки незначительно уступают здоровым сверстницам в проявлении силовой выносливости (на 3,2 раза). Средний результат в упражнении на проявление данного физического качества у здоровых девочек составил 16,3 раза, у умственно отсталых - 13,1 раза. Достоверных различий между здоровыми и умственно отсталыми девочками в показателях силовой выносливости не обнаружено (t = 1,8; р>0,05). В ходе исследования было выявлено значительное превосходство здоровых мальчиков и девочек над умственно отсталыми детьми 7-9 лет в проявлении гибкости, соответственно, на 7,6 и на 12,2 см, также определена достоверность различий между здоровыми и умственно отсталыми детьми в данном физическом качестве у представителей обоих полов (t = 5,36 и t = 5,1; р<0,05). Средний показатель гибкости у здоровых мальчиков составил 10,5 см; у девочек - 12,3 см. Умственно отсталые мальчики показали средний результат 2,9 см, а девочки - 0,1 см. В результате сравнительного анализа физической подготовленности детей 7-9 лет, обучающихся в общеобразовательной школе, и учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида было выявлено значительное превосходство здоровых мальчиков и девочек над умственно отсталыми детьми 7-9 лет в проявлении гибкости (соответственно на 7,6 и 12,2 см), также определена достоверность различий между здоровыми и умственно отсталыми детьми обоих полов в данном физическом качестве (р<0,05). Умственно отсталые мальчики незначительно превосходят здоровых в проявлении скоростно-силовых качеств, ловкости (достоверных отличий не выявлено, р>0,05). В проявлении силовой выносливости установлено достоверное (р<0,05) превосходство умственно отсталых мальчиков над здоровыми. Здоровые девочки в проявлении скоростно-силовых качеств и силовой выносливости незначительно опережают умственно отсталых девочек, в то время как умственно отсталые девочки незначительно превосходят здоровых сверстниц в проявлении ловкости. Между показателями здоровых и умственно отсталых девочек не выявлено достоверных различий в проявлении скоростно-силовых качеств, ловкости и силовой выносливости (р>0,05). Показатели физического развития в совокупности со всеми клиническими данными являются объективными критериями оценки состояния здоровья ребенка. Это обусловлено многогранным и глубоким содержанием, определяющим данное понятие. Физическое развитие как один из показателей здоровья в то же время свидетельствует об уровне и эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий в школе и отражает влияние многочисленных факторов внешней и внутренней среды на организм человека (К.П. Дорожнова, 1975). Кроме того, физическое развитие школьников тесно связано с совершенствованием психических процессов (А.Ц. Пуни, 1966; Г.А. Арина с соавт., 1995). Следовательно, нарушение соматического здоровья зачастую сказывается на развитии психики ребенка, на его способности к обучению (Н.Т. Лебедева с соавт., 1986). Поэтому физическому развитию детей специалисты придают очень важное значение. При исследовании антропометрических признаков умственно отсталых детей 7-9 лет получены результаты, указывающие на их возрастно-половые различия. Анализ полученных результатов свидетельствует, что по показателям длины тела мальчики превосходят девочек на 8,1 см, средний рост у мальчиков составляет 142,4 см, у девочек 134,3 см, при этом установлены достоверные различия по данному признаку у умственно отсталых детей обоего пола (t = 3,5; р<0,05). Средние показатели массы  
тела у мальчиков - 33,6 кг, у девочек - 34,2 кг, что указывает на незначительное (0,6 кг) превосходство девочек по массе тела, достоверных различий по данному признаку между обследуемыми детьми обоего пола не обнаружено (t = 0,3; р>0,05). По показателям окружности грудной клетки (ОГК) достоверных различий между умственно отсталыми мальчиками и девочками 11-12 лет не выявлено (t = 1,7; р>0,05). Средние показатели ОГК у мальчиков составили 67,2 см, у девочек - 64,1 см, что указывает на незначительное превосходство (3,1 см) мальчиков в сравнении с девочками данного возраста. Средние показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у мальчиков составили 2000 см3, у их сверстниц - 1600 см3. Выявленное достоверное различие (t = 4,4; р<0,05) по данному признаку указывает на превосходство мальчиков (на 400 см3) над девочками. У детей с отставанием в умственном развитии нарушена нервная регуляция мышечной деятельности, в результате чего своевременно не формируется система обратных связей, запаздывает формирование координационных способностей, возникает сложность в формировании произвольных движений. Поэтому при достаточно раннем начале коррекционной работы, пока нервная система наиболее пластична, есть возможность добиться существенных результатов в повышении уровня физической подготовленности детей с ограниченными умственными способностями.

     Проведенное первичное исследование уровня сформированности координационных способностей (КС) умственно отсталых детей позволяет отметить следующие нарушения: крайне низкую точность движений в пространстве, частую неточную дифференциацию мышечных усилий, невысокую реагирующую способность, значительное запаздывание зрительно -моторной реакции, низкий уровень развития способности к сохранению равновесия, искажение форм и амплитуд двигательного акта, низкую способность к анализу собственных действий. При проведении сравнительного анализа показателей уровня развития различных видов КС у умственно отсталых и здоровых школьников выявлено отставание первых по всем тестам. Умственно отсталые школьники не достигают результатов, показываемых школьниками того же возраста учащимися общеобразовательных школ. Специфика координационных упражнений позволяет обеспечить овладение большим разнообразием двигательных умений. Чем шире и разнообразнее круг движений, которыми овладевают дети, чем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому развитию КС как составляющих качества ловкости и одного из средств, способствующих развитию мышления, на занятиях по физической культуре в специальных школах VIII вида должно уделяться особое внимание.

     Показатели  уровня развития различных видов  координационных способностей у  умственно отсталых школьников (мальчиков)

Показатели Возраст, лет
7 8 9
1 Реагирующая способность,тест «Ловля линейки», см 30 28 24
2 Способность к  сохранению равновесия (проба Ромберга «Аист»), с 2 3 5
3 Комплексный координационный  тест, баллы 4 4 6
4 Способность к  ориентации в пространстве (челночный  бег), с 19 18 16
5 Способность к  дифференцированной координации (воспроизведение  заданной амплитуды движения), град. 9 8 7
6 Способность к  максимальной частоте движения кистью (теппинг-тест) (макс. колич. движ. за 5 с) 21 23 25
7 Способность к  ориентированию в пространстве (бег  к разноцветным медицинболам), с 28 24 21
8 Способность к  согласованию движений (прыжок с поворотом  на максимальное число градусов), град 110 150 210
9 Способность к  координации зрительно-моторного  действия (ловля мяча), колич. раз 2 4 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Средства повышения двигательной активности умственно отсталых                                                                       учащихся 

Физическое  воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся этих школ (45). В фундаментальной теории физической культуры (Л.П. Матвеев) принято выделять три группы задач, которые с определенной долей условности Самыличев А.С. назвал:  
1.оздоровительными;  
2.образовательными;  
3. воспитательными.

Применительно к системе специальных коррекционных  школ необходимо выделить еще одну группу задач;4. коррекционные

Оздоровительные задачи предполагают следующее:

1. Управление  развитием физических качеств  (физических способностей), что во  многом предопределяет уровень  адаптационных свойств физиологических  систем организма умственно отсталых  детей; 
2. Формирование правильной осанки, отчего зависит не только внешний вид человека, но и оптимальное функционирование всех физиологических систем организма; 
3. Достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной и общей); 
4. Укрепление здоровья, под которым применительно к умственно отсталым детям мы понимаем оптимальный уровень функционирования всех физиологических систем организма и отсутствие текущих психических заболеваний. 
Образовательные задачи заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физической культуры. Перечень основных двигательных действий, которыми должны овладеть учащиеся школы VIII вида, представлен в Программе (41, 42). Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, школьники учатся выделять ведущее звено в объяснении техники выполнения упражнения. Уроки физической культуры, их повышенный эмоциональный фон, особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений, создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств, как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственности, трудолюбие. Корреляционные задачи состоят в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата. 
Вспомогательными корреляционными задачами является: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения у умственно отсталых детей, нормализация тонуса мышц, улучшать подвижность в суставах, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве. На уроках физической культуры применяются самые разнообразные средства, с помощью которых педагог оказывает воздействие на учащихся. Их можно дифференцировать на две группы:

Информация о работе Средства повышения двигательной активности умственно отсталых учащихся