Средства
физической культуры
в регулировании
психоэмоционального
и функционального состояния
студентов
Исследования современных ученых
все больше подтверждают взаимосвязь
и взаимозависимость между психическим
состоянием и физическим здоровьем. На
этом и основывается метод психофизической
тренировки – специальная система занятий,
в основу которой положена определенная
физическая нагрузка – несложные спортивные
упражнения в сочетании с приемами психической
регуляции.
Снятие нервноэмоционального напряжения
с окончанием зачетной недели и экзаменационной
сессии, как правило, не приводит к быстрой
нормализации психофизических показателей,
что свидетельствует о наличии стойкого
умственного утомления и росте нервного
напряжения. Однако, проведенные исследования
(М.М. Чубаров с соавт., 2004 г.) с сопоставлением
экспериментальных данных по использованию
физической нагрузки различного уровня
(малого, среднего, большого), а также пассивного
отдыха и идеомоторных средств показало
благоприятное воздействие на снятие
чрезмерного возбуждения и утомления
центральной нервной системы малых и средних
нагрузок двигательной активности аэробной
направленности. В то же время имеются
данные научных исследований (В.Д. Федин,
2004), что студенты, испытывающие негативные
эмоциональные состояния, лучше воспринимают
и выполняют статические упражнения в
положении сидя и лежа. Физкультурноспортивная
деятельность в условиях недостаточного
естественного воздействия на органы
чувств (зрение, слух, обоняние) способствует
восстановлению остроты зрения, слуха,
обоняния и, следовательно, восстанавливает
оптимальное состояние психоэмоциональной
сферы. В занятиях физическими тренировками
необходимым компонентом должны быть
упражнения на растягивания, потому что
у людей, склонных к негативным эмоциональным
состояниям и, как правило, перенапряженным,
происходит нерациональное распределение
усилий при выполнении любой физической
нагрузки.
Немаловажное значение для регулирования
психоэмоциональных состояний имеет
и обучение правильного дыхания (через
нос) особенно при выполнении силовых
упражнений, а также освоение дыхательных
методик А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко,
йогов, эндогенного дыхания и т.д. Психофизиологической
основой регуляции состояний посредством
дыхания является то, что вдох повышает
тонус коры головного мозга, а выдох –
снижает. Поэтому, например, максимальное
усилие человек может сделать в момент
задержки дыхания на вдохе, а максимально
расслабить мышцы на выдохе. Активный
вдох при пассивном выдохе активизирует
симпатический отдел вегетативной нервной
системы, который усиливает обменные процессы
в организме, повышает содержание красных
кровяных телец, сахара и гормонов в крови,
останавливает развитие воспалительных
процессов и аллергических реакций, повышает
артериальное давление, расширяет бронхи,
т.е. этот способ дыхания активизирует
организм на оздоровление и ликвидацию
утомления. За счет постоянного волевого
усилия вырабатываются эндорфины, вызывающие
стенические эмоции и дополнительно активизирующие
симпатический отдел вегетативной системы
и защитные силы организма. Один из эффективных
методов релаксации состоит из вдоха с
задержкой дыхания и напряжением мышц
и затем выдоха с расслаблением мышц.
Главное
же для студентов – научиться
управлять своим телом: соблюдать
правильную осанку, так как позвоночник
и его физиологические изгибы играют одну
из ведущих ролей в жизнедеятельности
человека, полноценно расслаблять свои
мышцы и рационально выполнять любые двигательные
действия.
Эффективными методами физкультурноспортивной
регуляции психоэмоционального состояния
являются: физкультурноспортивная и оздоровительная
тренировка, ежедневные самостоятельные
занятия физическими упражнениями, оздоровительная
ходьба, активный отдых и многие другие
методы. В основе степени эффективности
перечисленных методов лежит умение подобрать
оптимальную физическую нагрузку, включить
в работу мышцы антагонисты, разнообразие
средств и методов физического и психического
воздействия, учет особенностей жизнедеятельности
студентов, умение избегать ярко выраженных
эмоциональных состояний, применение
технически освоенных движений и упражнений.
Осторожно нужно отнестись к
регулированию психоэмоциональной
сферы трансквилизаторами, антидепрессантами,
гормональными препаратами и подобными
стимуляторами. Попадая в кровь, они действуют
на соответствующие рецепторы центральной
нервной системы, блокируя при этом железы
внутренней секреции и механизмы запускающие
производство естественных стимуляторов
организма, снижая этим природные силы
человека.
Психоэмоциональные состояния связаны
с волевыми усилиями и проявлением психической
энергии в том или ином органе, системе
и т.д., если волевое усилие не создается,
не поддерживается механизм тренировки
и развития воли, то способность к проявлению
волевого усилия снижается и, соответственно,
снижается уровень функционирования желез
внутренней секреции, т.е. снижаются защитные
силы человека.