Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни.
Введение………………………………………………………………..3
1.1.Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система…………………………………………………4
1.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека………………………………………………………………….7
1.3.Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности……………………….9
1.4.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды ……….13
Список литературы………………………………
Есть
также большая группа физических
упражнений, особенность которых
в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения, в меняющейся
ситуации, требующей мгновенной двигательной
реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или нестандартностью
движений, в свою очередь, делятся на упражнения
(движения) циклического характера (ходьба,
бег, плавание, гребля, передвижения на
коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения
ациклического характера (упражнения
без обязательной слитной повторяемости
определенных циклов, имеющих четко выраженные
начало и завершение движения: прыжки,
метания, гимнастические и акробатические
элементы, поднимание тяжестей). Общее
для движений циклического характера
состоит в том, что все они представляют
работу постоянной и: переменной мощности
с различной продолжительностью. Многообразный
характер движений не всегда позволяет
точно определить мощность выполненной
работы (т.е. количество работы в единицу
времени, связанное с силой мышечных сокращений,
их частотой и амплитудой), в таких случаях
используется термин «интенсивность».
Предельная продолжительность работы
зависит от ее мощности, интенсивности
и объема, а характер выполнения работы
связан с процессом утомления в организме.
Если мощность работы велика, то длительность
ее мала вследствие быстро наступающего
утомления, и наоборот. При работе циклического
характера спортивные физиологи различают
зону максимальной мощности (продолжительность
работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление
и снижение работоспособности большей
частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной
(от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до
30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность
50 мин и более).
Снижение
мощности и увеличение продолжительности
работы связано с тем, что помимо
анаэробных реакций энергообеспечения
мышечной деятельности разворачиваются
также и процессы аэробного энергообразования.
Это увеличивает (вплоть до полного
удовлетворения потребности) поступление
кислорода к работающим мышцам. Так, при
выполнении работы в зоне относительно
умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные
дистанции) уровень потребления кислорода
может достигать примерно 85% максимально
возможного. При этом часть потребляемого
кислорода используется на окислительный
ресинтез АТФ, КФ и углеводов. При длительной
(иногда многочасовой) работе умеренной
мощности углеводные запасы организма
(гликоген) значительно уменьшаются, что
приводит к снижению содержания глюкозы
в крови, отрицательно сказываясь на деятельности
нервных центров, мышц и других работающих
органов. Чтобы восполнить израсходованные
углеводные запасы организма в процессе
длительных забегов и проплывов, предусматривается
специальное питание растворами сахара,
глюкозы, соками. Ациклические движения
не обладают слитной повторяемостью циклов
и представляют собою стереотипно следующие
фазы движений с четким завершением. Чтобы
выполнить их, необходимо проявить силу,
быстроту, высокую координацию движений
(движения силового и скоростно-силового
характера). Успешность выполнения этих
упражнений связана с проявлением либо
максимальной силы, либо скорости, либо
сочетания того и другого и зависит от
необходимого уровня функциональной готовности
систем организма в целом.
1.4.Двигательная
функция и повышение
уровня адаптации и
устойчивости организма
человека к различным
условиям внешней среды
Развитие
двигательных и вегетативных функций
организма у детей и
В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества. Механизмы адаптации впервые описал канадский ученый Ганс Селье. В его представлении адаптация развивается под действием гуморальных механизмов. Концепция адаптации Селье неоднократно пересматривалась с более широких представлений и анализа экспериментальных данных, в том числе о роли в процессе адаптации нервной системы. Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было комплексным. Так, все живые организмы в ходе эволюции приспосабливались к земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, газовому составу воздуха, окружающей атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене сезонов – времен года, которые включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным образом связана с перестройкой организма и изменениями биологических ритмов деятельности его функциональных систем.
Человек может мигрировать, оказываться в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при этом он оказывается связан с особенностями питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.
Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды (фазы) развертывания приспособительных физиологических процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезаптация и повторная адаптация. Под готовностью к адаптации понимается такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему успешное приспособление к новым условиям существования. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные средства; 4) физическая тренировка; 5) закаливание. Из многообразия факторов развития адаптации особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.
Список литературы
1. «Физическая
культура студента» В.И.
2. «Лечебная физическая культура» Епифанов В.А.
3. http://www.referat.ru/
4. http://www.twirpx.com/files/
Информация о работе Социально биологические основы физической культуры