Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, реферат

Краткое описание

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Файлы: 1 файл

пренен.docx

— 20.79 Кб (Скачать)

Снятие  физического и  умственного утомления  в процессе обучения младших классов

Учебный день школьника  насыщен значительными умственными  и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в  статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим  принципам, так как только интенсивная  деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего  организма. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая  организм от чрезмерного истощения  физиологических систем, оно в  то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление  полностью исчезает в последующий  за работой период отдыха. Если этого  не происходит, утомление накапливается  и переходит в переутомление. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало  слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным  был отдых.

Утомление обычно проявляется  в снижении работоспособности, которая  наступает вследствие выполнения продолжительной  или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что  продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных  занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность  работы снижается на 37 %, а качество её на 50 %. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Продолжительная и  относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет  еще не привык, физиологически связана  с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это  возбуждение при утомлении сменяется  внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать.

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение  других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для  отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного  отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

Таким образом, устранить  утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную  активность. Для этого следует  активно отдохнуть, переключиться  на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Рассмотрим состояние  утомления и переутомления, как  характерное нарушение функционального  состояния учащихся, развивающегося в динамике учебного процесса.

Утомление – это  возникающее в результате работы временное ухудшение функционального  состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в  неспецифических изменениях физиологических  функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее хроническое утомление, перерастающее в переутомление. Утомление можно рассматривать как индикатор переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой. Это состояние ограничивает нагрузку «сверху». Ограничением «снизу», т. е. недозагрузкой, служат нарушения школьниками дисциплины от безделья и невыполнение учебной программы.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих  занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое  напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления  у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости;
  • шум в классе.

Внимательный  учитель может  заметить:

  • нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
  • изменение почерка;
  • динамизм (кривляние) телодвижений;
  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
  • учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные  симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

  • появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
  • отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;
  • ухудшение внимания;
  • меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением  утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий  с увеличением числа допускаемых  ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
  • переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

У школьников с ослабленным  здоровьем утомление наступает  быстро из-за неблагоприятных гигиенических  условий в классе – даже при  умеренной учебной нагрузке. К  таким относятся:

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);
  • повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
  • неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) – то, что называют плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);
  • воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике учителя, когда дети боятся пошевельнуться.

Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!

Переутомление – это  крайняя степень утомления, при  которой самопроизвольного, физиологического восстановления организма после  нагрузки уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях –  лечебные процедуры, медикаментозная  терапия.

Одно из направлений  в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно-оздоровительных  мероприятий в школьном режиме. Это  – физкультурные минутки, физкультурные  паузы, динамические перемены, которые  различают по степени воздействия  на определенные группы мышц и по форме  проведения.

Физкультурные минутки.

Обязательным элементом  здоровьесберегающей организации  урока, предотвращающим утомление  учащихся является физкультминутка. 

Физкультурные минутки– кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую  деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Требования  к организации  и проведению физкультминуток.

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15 – 20-я минута урока.
  • Двигательность физкультминуток  обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений,    повторяемых 4 – 6 раз.  За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются  в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение следует отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Виды  физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Информация о работе Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения младших классов