Снятие
физического и
умственного утомления
в процессе обучения
младших классов
Учебный день школьника
насыщен значительными умственными
и эмоциональными нагрузками. Школьная
перегрузка и долгое нахождение в
статическом положении приводит
к переутомлению учащихся. Ученые
утверждают, что полностью избежать
утомления от учебных перегрузок
не удается, да и не нужно. Это противоречит
не только педагогическим, но и гигиеническим
принципам, так как только интенсивная
деятельность служит залогом полноценного
функционирования и развития растущего
организма. Биологическое значение
утомления двояко: охраняя, защищая
организм от чрезмерного истощения
физиологических систем, оно в
то же время оказывается стимулятором
последующего роста работоспособности.
Гигиенисты считают, что необходимо
такое дозирование деятельности,
при котором возникающее утомление
полностью исчезает в последующий
за работой период отдыха. Если этого
не происходит, утомление накапливается
и переходит в переутомление.
Усилия педагога должны быть направлены
на то, чтобы утомление не наступало
слишком быстро, чтобы оно не было
чересчур глубоким, чтобы более эффективным
был отдых.
Утомление обычно проявляется
в снижении работоспособности, которая
наступает вследствие выполнения продолжительной
или интенсивной работы. По мнению
специалистов, это временное функциональное
состояние, биологическая роль которого
состоит в своевременной защите
организма от истощения при длительной
или напряженной работе.
Ученые считают, что
продолжительность активного внимания,
например, первоклассников составляет
15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных
занятий у них резко падает
работоспособность: интенсивность
работы снижается на 37 %, а качество
её на 50 %. При этом около 50% учащихся
начинают отвлекаться от работы.
Продолжительная и
относительно однообразная умственная
работа, к которой ребенок 6-7 лет
еще не привык, физиологически связана
с ритмическим возбуждением определенных
участков коры головного мозга. Это
возбуждение при утомлении сменяется
внутренним торможением, вследствие чего
ослабевает внимание детей, они начинают
отвлекаться, разговаривать.
Кратковременные физические
упражнения и игры, вызывая возбуждение
других участков мозга, усиливают кровообращение
и создают возможность для
отдыха участков, находившихся в раздраженном
состоянии во время учебных занятий.
После такого короткого активного
отдыха внимание детей повышается,
восприятие учебного материала улучшается,
в целом активизируя организм
детей.
Таким образом, устранить
утомление можно, если оптимизировать
физическую, умственную и эмоциональную
активность. Для этого следует
активно отдохнуть, переключиться
на другие виды деятельности, использовать
всевозможные средства восстановления
работоспособности.
Рассмотрим состояние
утомления и переутомления, как
характерное нарушение функционального
состояния учащихся, развивающегося
в динамике учебного процесса.
Утомление – это
возникающее в результате работы
временное ухудшение функционального
состояния организма человека, выражающееся
в снижении работоспособности, в
неспецифических изменениях физиологических
функций и в субъективном ощущении
усталости. С точки зрения физиологии,
утомление – это диспропорция между расходованием
и восстановлением энергетических ресурсов.
Его не следует рассматривать только как
отрицательный феномен. Это защитная,
охранительная реакция организма, стимулятор
его восстановительных процессов и повышения
функциональных возможностей. Отрицательное
воздействие на здоровье оказывает постоянно
возникающее хроническое утомление, перерастающее
в переутомление. Утомление можно рассматривать
как индикатор переходной области между
желаемым уровнем учебной нагрузки на
учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой.
Это состояние ограничивает нагрузку
«сверху». Ограничением «снизу», т. е. недозагрузкой,
служат нарушения школьниками дисциплины
от безделья и невыполнение учебной программы.
Специальными исследованиями
выявлено, что у учащихся, заканчивающих
занятия с сильным и выраженным
утомлением диагностируется неспецифическое
напряжение организма – десинхроноз, являющийся
основой формирования психосоматических
заболеваний. Следовательно, снижая утомление,
поддерживая и восстанавливая работоспособность
учащихся, контролируя ее изменения в
ходе процесса обучения, мы будем способствовать
здоровьесбережению.
О
развитии утомления
у школьников свидетельствуют:
- снижение продуктивности
труда: увеличивается количество ошибок
и время выполнения задания;
- ослабление внутреннего
торможения: двигательное беспокойство,
частые отвлечения, рассеянность внимания;
- появление чувства
усталости;
- шум в классе.
Внимательный
учитель может
заметить:
- нетерпеливое ерзанье
в ожидании звонка;
- изменение почерка;
- динамизм (кривляние)
телодвижений;
- вегетативные реакции:
потливость рук, покраснение лица, изменение
частоты пульса;
- жалобы на головную
боль, неприятные ощущения в животе;
- учащиеся младших
классов пытаются себе помочь сосредоточиться,
организовать себя «внешней» речью (проговаривание
текста).
Общие
и характерные
симптомы утомления (симптомы
физиологического дискомфорта):
- появление болей
и неприятных ощущений в различных частях
тела;
- отрицательные
эмоции – раздражимость, нервозность,
чувство бессилия, иногда – агрессия;
- ухудшение внимания;
- меняется отношение
к работе – появляется желание отдохнуть.
Внешним проявлением
утомления является снижение скорости
и ритмичности в выполнении заданий
с увеличением числа допускаемых
ошибок.
Главные
причины, вызывающие
утомление учащихся:
- профессиональные
ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
- перегруженность
школьных учебных программ и интенсификация
учебного процесса;
- левополушарный
перекос содержания учебных программ
и методов преподавания;
- переполнение классов
учащимися (более 20 человек), затрудняющее
индивидуализацию учебно-воспитательного
процесса;
- несоблюдение санитарно-гигиенических
условий в классах и школе;
- нарушение организационно-педагогических
требований к проведению образовательного
процесса.
У школьников с ослабленным
здоровьем утомление наступает
быстро из-за неблагоприятных гигиенических
условий в классе – даже при
умеренной учебной нагрузке. К
таким относятся:
- нарушение температурного
режима в помещении: неоптимальная температура
в классе (слишком жарко или холодно);
- повышенная сухость
воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной
вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
- неблагоприятный
состав воздуха: снижение кислорода, накопление
в воздухе веществ антропогенного характера
(выделения тела человека) – то, что называют
плохо проветренным помещением;
- нежелательные
по направленности и интенсивности воздушные
потоки, когда при неправильно расположенной
системе вентиляции в классные комнаты
затягиваются потоки из туалета, возникают
сквозняки (особенно для отвечающих учащихся
у доски и учителя);
- воздействие посторонних
шумов (лампы дневного освещения);
- недостаток освещения
(слабое, тусклое, неравномерное);
- физический дискомфорт:
от неудобного положения тела, от длительно
фиксируемой позы (несоответствие размера
мебели и роста), при авторитарной педагогической
тактике учителя, когда дети боятся пошевельнуться.
Учащиеся чаще утомляются
при длительном ограничении двигательной
активности, однообразной, монотонной
деятельности, даже легкой!
Переутомление – это
крайняя степень утомления, при
которой самопроизвольного, физиологического
восстановления организма после
нагрузки уже не происходит, и необходимы
специальные восстановительные (реабилитационные)
воздействия, программы, длительный отдых,
а в некоторых случаях –
лечебные процедуры, медикаментозная
терапия.
Одно из направлений
в деятельности по укреплению здоровья
– организация и проведение физкультурно-оздоровительных
мероприятий в школьном режиме. Это
– физкультурные минутки, физкультурные
паузы, динамические перемены, которые
различают по степени воздействия
на определенные группы мышц и по форме
проведения.
Физкультурные
минутки.
Обязательным элементом
здоровьесберегающей организации
урока, предотвращающим утомление
учащихся является физкультминутка.
Физкультурные минутки–
кратковременные перерывы на занятиях
(1-3 минуты) для проведения физических
упражнений, связанных с длительной статической
позой учащихся. Их цель – предупреждение
утомления, восстановление умственной
работоспособности, профилактика нарушений
осанки.
Физкультминутки положительно
влияют на аналитико-синтетическую
деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую
и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение
внутренних органов и работоспособность
нервной системы.
Требования
к организации
и проведению физкультминуток.
- Физиологически
обоснованным временем для проведения
физкультминутки является 15 – 20-я минута
урока.
- Двигательность
физкультминуток обычно составляет 1 –
5 минут. Каждая физминутка включает комплекс
из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений,
повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое
время удается снять общее или локальное
утомление, значительно улучшить самочувствие
детей.
- Комплексы подбираются
в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны,
так как однообразие снижает интерес к
ним, следовательно, их результативность.
- Физминутки должны
проводиться на начальном этапе утомления,
выполнение упражнений при сильном утомлении
не дает желаемого результата. Важно обеспечить
позитивный эмоциональный настрой.
- Предпочтение следует
отдавать упражнениям для утомленных
групп мышц.
- Для каждого класса
необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих
знака («якоря» в терминологии нейролингвистического
программирования), позволяющих быстрее
и эффективнее переключать школьников
на другой режим деятельности.
Виды
физкультминуток:
- Упражнения для
снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для
кистей рук;
- Гимнастика для
глаз;
- Гимнастика для
слуха;
- Упражнения, корректирующие
осанку;
- Дыхательная гимнастика.