Самооценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:08, реферат

Краткое описание

Введение.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие самооценки
3. Виды самооценки
3.1. Адекватная самооценка
3.2. Заниженная самооценка
3.3. Завышенная самооценка
4. Перфекционизм и уровень самооценки
5. Уровень притязаний при самооценке
6. Основные положения "Я-концепции»
7. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей. Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию детей.

Большой интерес  представляет подход к изучению образа Я, разрабатываемый в рамках концепции  общения М.И.Лисиной, в котором  рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными  факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве. На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-когнитивное единство образа Я.

А.Н.Крылов рассматривает  в теоретическом плане образ  Я как фактор развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно автору, интериоризированное общение.

Таким образом, можно заключить, что имеется  разнообразие в понимании Я - образа.

В зарубежных исследованиях  преимущественно рассматриваются  не разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно него. Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности воспринимает ту часть своего Я, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно личностное Я (Self). Он считает социальное окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.

У Р. Бернса Я - концепция  понимается как совокупность установок "на себя". В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции  он конкретизует эти элементы установки так:

1. Образ Я  – это представления индивида  о себе. В него включаются ролевые,  статусные, психологические характеристики  индивида, жизненные цели. Одни характеристики  Я – образа обладают большей  значимостью, другие меньшей.

2. Самооценка  – аффективная оценка данного представления. В Я– концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

3. Потенциальная  поведенческая реакция, т.е. те  конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

У Бернса Я –  концепция представлена в виде иерархической  структуры. Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивда к определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я – концепцию как совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три основные модальности самоустановок:

1. Реальное «Я»  – это установки, связанные  стем как индивид воспринимает  свои актуальные психологические  особенности, роли, статус, то есть  представления о том, какой  он есть на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.

3. «Идеальное»  Я – установки, связанные спредставлением  о том, каким он хотел бы  быть.

Я – образ  или Я – концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ.

Смысл «образа  Я» складывается на основе соотнесения  собственных свойств личности с  мотивом её деятельности. Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я.

 

Причём саморефлексия  имеет две основные стороны: когнитивную  и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.

Итак, структура  Я – концепции схематически может  быть представлена следующим образом:

Заключение.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д.

Итак, формирование и развитие позитивной самооценки –  это фундамент, на котором должно строиться вся жизнь, а позволяя негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни , мы формируем у  себя привычку ожидания негативных факторов. Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое сознание и мышление. Формирование позитивной самооценки – главная жизненная установка каждого из нас.

Список  литературы:

1. ru.wikipedia.org «Самооценка»

2. www.b17.ru «Самооценка»

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001.

4. Рытченко Т.А.  Психология и педагогика: Учебно-практическое  пособие. - М.: МЭСИ. 2000.

 

 


Информация о работе Самооценка