Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:08, реферат
Введение.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
1. Введение
2. Понятие самооценки
3. Виды самооценки
3.1. Адекватная самооценка
3.2. Заниженная самооценка
3.3. Завышенная самооценка
4. Перфекционизм и уровень самооценки
5. Уровень притязаний при самооценке
6. Основные положения "Я-концепции»
7. Заключение
8. Список литературы
Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей. Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию детей.
Большой интерес
представляет подход к изучению образа
Я, разрабатываемый в рамках концепции
общения М.И.Лисиной, в котором
рассматривается становление
А.Н.Крылов рассматривает
в теоретическом плане образ
Я как фактор развития личности,
образ Я формируется в
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании Я - образа.
В зарубежных исследованиях
преимущественно
У Р. Бернса Я - концепция
понимается как совокупность установок
"на себя". В установке выделяются
три составляющих компонента: когнитивный,
эмоционально-оценочный и
1. Образ Я
– это представления индивида
о себе. В него включаются ролевые,
статусные, психологические
2. Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я– концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
3. Потенциальная
поведенческая реакция, т.е.
У Бернса Я –
концепция представлена в виде иерархической
структуры. Её вершину составляет глобальная
Я – концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального
1. Реальное «Я»
– это установки, связанные
стем как индивид воспринимает
свои актуальные
2. Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.
3. «Идеальное»
Я – установки, связанные
Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ.
Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных свойств личности с мотивом её деятельности. Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я.
Причём саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.
Итак, структура Я – концепции схематически может быть представлена следующим образом:
Заключение.
Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д.
Итак, формирование и развитие позитивной самооценки – это фундамент, на котором должно строиться вся жизнь, а позволяя негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни , мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов. Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое сознание и мышление. Формирование позитивной самооценки – главная жизненная установка каждого из нас.
Список литературы:
1. ru.wikipedia.org «Самооценка»
2. www.b17.ru «Самооценка»
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001.
4. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000.