Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления. Для эффективного возвращения больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам важно знать принципы медицинской реабилитации, педагогику, методику физической культуры, механизмы физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам. Необходимо владеть современными медицинскими знаниями, теоретическими и практическими навыками для достижения максимальных результатов в процессе восстановления личностных свойств человека и возвращения больного в общество.
Введение
Роль медицинской реабилитации в восстановлении
Кто нуждается в восстановительном лечении
Медицинская реабилитация в Украине
Отличие выздоровления от реабилитации
Роль физической реабилитации в восстановлении
Из истории лечебной и оздоровительной физкультуры
Роль лечебной физкультуры в восстановлении
Формы лечебной физкультуры и их значение
Роль физиотерапевтических процедур в восстановлении
Некоторые формы физиопроцедур и их значение
Значение механического воздействия на ткани организма
Некоторые виды массажа и их значение
Действия семьи и близких в период восстановления
Заключение
Литература
Необходимо
иметь в виду, что занятия физическими
упражнениями способствуют укреплению
здоровья, совершенствованию
В
физической реабилитации большое значение
уделяется лечебной физкультуре (ЛФК).
ЛФК – это применение средств
физической культуры с лечебной и
профилактической целями. Широко используется
при комплексном лечении в больницах,
поликлиниках, санаториях. Правильное
применение ЛФК ускоряет выздоровление,
способствует восстановлению нарушенной
трудоспособности и возвращению больных
к труду.[15]
6.
Из истории лечебной и оздоровительной
физкультуры
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.(Аристотель)
В глубине веков наши предки разработали комплексы физических упражнений, служащих благу человека. В медицинских университетах, созданных в Индии во 2 веке до н.э., изучали йогу, массажную терапию. В Китае предположительно в 2698 году до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания различных упражнений лечебной гимнастики. В 3 веке до н.э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, разработал систему расслабляющих и растягивающих упражнений, с помощью которых лечили многие болезни. Древнегреческим и древнеримским идеалом был красавец -атлет. Физические упражнения считались в Древней Греции и Риме важнейшими способами лечения многих заболеваний. Древнегреческий учённый-врачеватель Геродик (500 год до нашей эры), отец медицины Гиппократ утверждали, что происхождение большинства болезней заложены в погрешности питания и двигательной активности. В последствии Гиппократ писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”.[12] Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Авиценна в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечения.[7] В 1 столетии до н.э. сформировались многочисленные элементы тибетской теории лечебной гимнастики. На основе физической культуры древнего и средневекового Китая, материалов скандинавской мифологии, китайской лечебной гимнастики, трудов Гутс-Мутса швед Пер Хенрик Линг(1776-1839) вывел концепцию о том, что физическое воспитание должно строиться на знаниях, подтверждённых анатомией и биологией. Швед Эллин Фалк(1872-1942) свой многолетний педагогический опыт суммировал в справочнике по физвоспитанию, он создал новые упражнения лечебной физкультуры. В США профессор медицины Д.Левис(1823-1886) убеждал граждан, что «в гимнастике в первую очередь нуждаются недостаточно ловкие со слабым телосложением дети.»[12] В 1904 году в Лондоне был издан «Справочник по вопросам физического воспитания», где говорилось, что физическое воспитание должно обеспечивать хорошее здоровье, исправлять наследственные или полученные под влиянием окружающих факторов физические недостатки.
Выдающиеся учёные-медики М.Я.Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов(1810-1881), С.П.Боткин(1832-1889), Г.А.Захарьин(1829-1897), П.Ф.Лесгафт постоянно подчёркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.[7]
Сегодня
существует огромное количество методик,
позволяющих реабилитироваться после
многих заболеваний. Всё более популярен
образ молодости и здоровья М.Норбекова.[13]
На занятиях по его системе первоочередное
значение придаётся разработке позвоночника,
а также целительному настрою и правильному
дыханию. Пользуются успехом зарубежные
методики Грир Чайлдрес[19] и Поля Брега[18].
Применяется китайский массаж[20] и китайская
гимнастика чи-чун. Популярны упражнения
из хатха-йоги[26]. Занятия по программе
«Йога для всех» обычно сопровождаются
эффектом развитой уверенности в себе,
укрепления силы воли и душевного равновесия.
Человек-легенда Валентин Дикуль на основе
собственного опыта и обширных научных
знаний создал уникальную восстановительную
методику, составной частью которой являются
упражнения для мышц груди и спины.[6] Сегодня
разработаны фитнес-программы[22], которые
можно выполнять где угодно, они не требуют
снарядов и спецснаряжения, популярна
фито[21] и гидротерапия[1], музыкотерапия,
аэротерапия, иппотерапия и т.д.
7.
Роль лечебной физкультуры в восстановлении
Лечебная
физкультура(ЛФК) -один из ведущих методов
медицинской и физической реабилитации,
раздел медицины, изучающий лечение и
профилактику заболеваний методами физкультуры
(обычно в сочетании с физиотерапевтическими
процедурами, массажем, влиянием естественных
факторов (солнце, воздух, вода)). Основной
терапевтический метод - лечебная гимнастика.
Применяют гигиеническую гимнастику,
дозированные спортивные упражнения (ходьба,
терренкур); игры, строго дозированные
упражнения (плавание, ходьба на лыжах,
гребля). Для восстановления утраченных
функций инвалидов (конечностей, суставов)
применимы специальные аппараты. Используют
нетрадиционные формы ЛФК( занятия в сухом
бассейне, фитбол). Противопоказаниями
к ЛФК являются: сильные боли, опасность
возникновения кровотечения, температура
выше 37,5 и консервативное лечение злокачественных
опухолей. Клиническое выздоровление,
т.е. нормализация температуры, исчезновение
симптомов заболевания, не означает, что
произошло полное восстановление функционального
состояния организма и его работоспособности.
Постельный режим вызывает угасание сосудистых
рефлексов, связанных с изменением положения
тела. При вставании у больного - головокружение
и даже потеря сознания. Упражнения с постепенной
переменой положения головы, туловища,
нижних конечностей восстанавливают позно-сосудистые
рефлексы. Восстановление уровня общей
тренированности и двигательных качеств,
сниженных в период болезни, достигается
в последующей систематической тренировке,
окончательно нормализующей вегетативные
и двигательные функции. .[11]Методика физических
упражнений изменяется на протяжении
курса лечения и реабилитации в зависимости
от характера заболевания, его течения,
состояния и физической подготовленности
больного, а также от типа лечебно- профилактического
учреждения (стационар, поликлиника, санаторий)
Назначая упражнения, врач учитывает характер
и степень изменений в системах и органах,
стадию болезни, сведения о параллельно
проводимом лечении. В основе лечебного
действия упражнений лежит строго дозированная
тренировка- целенаправленный процесс
восстановления и совершенствования нарушенных
функций целостного организма, отдельных
его систем и органов.[7] Для восстановления
применяют три периода действия ЛФК.[11]
Первый период- щадящий- острый период
вынужденного положения, когда анатомическое
и функциональное состояние органа нарушено.
Больным назначается постельный режим.
Второй период- функциональный- период
восстановления анатомии органа, когда
его функция остаётся нарушенной. Режим
полупостельный, когда больной сидит и
ходит по палате. Третий период- тренировочный-
этап окончательного восстановления функции
не только пострадавшего органа, но и всего
организма в целом, когда становится возможным
адаптация к бытовым нагрузкам и тренировка
всего организма. В результате систематических
упражнений организм приспосабливается
к постепенно возрастающим нагрузкам,
происходит коррекция (выравнивание) возникших
в процессе болезни нарушений. Основой
лечебного действия физических упражнений
и других средств ЛФК считается воздействие
на нервную систему, которая тем самым
регулирует функции поражённых органов
и систем, стимулирует механизмы выздоровления
и восстановления. Физические упражнения
оказывают общетонизирующее влияние,
способствуют нормализации извращённых
или восстановлению утраченных функций,
влияют на трофические функции нервной
системы, усиливают действие других лечащих
факторов (медикаментозных, физиотерапевтических,
бальнеологических и др.) С выздоровлением
некоторые лечебные методы ограничивают
или исключают, а удельный вес ЛФК возрастает.
Занимаясь упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно- восстановительном
процессе, а это благотворно воздействует
на его психоэмоциональную сферу. Занятия
имеют и воспитательное значение : больной
привыкает систематически выполнять физические
упражнения, это становится его повседневной
привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия
общей физкультурой, становятся потребностью
человека после выздоровления.
8.
Формы лечебной физкультуры и их значение
Различают несколько форм проведения занятий ЛФК. Рассмотрим 8 из них:
1.Занятия
лечебной гимнастикой
2.Утренняя гигиеническая гимнастика помогает организму быстрее перейти от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. Систематическая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечно- сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. Ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физкультурой. Заниматься нужно в проветренном помещении или на улице, в лёгкой не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры с соблюдением правил закаливания организма. Характер зарядки в восстановительный период подскажет врач.[7] Можно использовать элементы пластики и хореографии. С помощью них развивается чувство ритма, гибкость, координация движений, правильная осанка, мышечно-суставный аппарат. Ритмические движения и хорошее настроение поддерживает музыкальное сопровождение. Используют бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применяют хлопки, удары рукой, топание. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию легко выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).[32]
3.Самостоятельные
занятия физическими
4.Лечебная
дозированная ходьба показана
для нормализации походки
5.Дозированное восхождение (терренкур)- применяется для улучшения функционального состояния сердечно- сосудистой системы, создаёт благоприятные условия для правильного дыхания, повышает тонус нервной системы, тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ. Дозированное восхождение назначается при ослаблении сократительной функции сердечной мышцы, ожирении, после травм нижних конечностей. Пешеходные прогулки с подъёмом под небольшим углом производятся по специальному маршруту с лечебными целями. Используется в основном в санаторно-курортных условиях под присмотром специалиста. Терренкур, применяемый самостоятельно может привести к опасным последствиям.
6.Дозированные
плавание, гребля, ходьба на лыжах,
катание на коньках
Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц, доступно человеку с раннего детства и до глубокой старости- один из важнейших этапов комплексного лечения. Во время плавания снимается нагрузка на позвоночник, устраняется ассиметричная работа межпозвонковых мышц, создаются условия для нормального роста позвонков. Самовытяжение позвоночника при скольжении усиливает эффект разгрузки зон роста. Плавание способствует устранению заболеваний неправильной осанки и закаливанию организма.[27] Во время плавания создаются наилучшие условия для кровообращения, облегчается работа сердца. Это даёт возможность заниматься плаванием в спокойном темпе. Дыхание пловца ритмично и согласовано с движением рук и ног, поэтому плавание- лучшее упражнение для совершенствования дыхательной системы. Методика занятий лечебным плаванием предусматривает занятия непосредственно в воде, а также в зале «сухого плавания». На занятиях по лечебному плаванию необходим индивидуальный подход со строгой дифференцировкой нагрузок (темп, характер упражнений, последовательность, длительность) в соответствии с диагнозом и функциональным состоянием организма. Купание в открытых водоёмах зимой (моржевание) граничит с большим риском и требует предварительного закаливания и консультации врача. Инструктор по плаванию должен быть подготовлен как методист лечебной физкультуры.[27] Плавание очень важно для реабилитации инвалидов с ограниченными функциями передвижения. История Параолимпийских игр доказывает, что инвалиды, утратившие конечности способны не только быстро двигаться в воде, но и быть лучшими в мире.
Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отработки ритмичности движений, способствующих выработке глубокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на чистом, насыщенном водяными парами воздухе оказывают оздоровительное влияние на весь организм.
Лыжные прогулки и катание на коньках усиливают работу мышц, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, тренируют вестибулярный аппарат, повышают мышечный тонус, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы.
7.
Массовые формы ЛФК
8.Упражнения
на тренажёрах приобретают всё
большее распространение в ЛФК и при
реабилитации больных и инвалидов. Применение
тренажёров позволяет точно дозировать
нагрузку и развивать различные физические
качества: выносливость, силу мышц и другие.
Среди нетрадиционных форм занятий физической
культурой можно выделить занятия в сухом
бассейне, заполненном разноцветными
шариками. Тело в бассейне всё время находится
в безопасной опоре, что особенно важно
для людей с двигательными нарушениями.
В то же время в бассейне можно двигаться,
ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими
бассейн шариками. Таким образом, происходит
постоянный массаж всего тела, стимулируется
чувствительность. Занятия развивают
мышцы, общую двигательную активность,
координацию движений, равновесие. [32]
Информация о работе Роль физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления