Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:22, доклад
Стресс рассматривается спортсменом и тренером чаще всего как одна из основных помех успешного выступления спортсмена. Соревнования любого уровня всегда связано с переживанием спортсмена ситуации стресса. Стресс в психологии определяется как состояние психического напряжения у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях. Понятие стресса было введено канадским психологом Гансом Селье.
Стресс
Стресс рассматривается спортсменом и тренером чаще всего как одна из основных помех успешного выступления спортсмена. Соревнования любого уровня всегда связано с переживанием спортсмена ситуации стресса. Стресс в психологии определяется как состояние психического напряжения у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях. Понятие стресса было введено канадским психологом Гансом Селье.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организм, в зависимости от многих факторов, сопровождающих ситуацию, вызывающую стресс. На самом деле стресс – это результат деятельности мозга. Одно и тоже событие для одного человека является стрессогенным, а для другого нет. Разница в том как человек воспринимает и оценивает происходящее. Стресс может носить и положительный и отрицательный характер. Отрицательный стресс приводит к потере работоспособности и эффективности деятельности человека, положительный стресс мобилизует и заставляет предельно концентрироваться на выполняемом действии. Дополнительным фактором увеличивающем стресс в спорте, является неопределённость, которая существует в каждом спортивном соревновании. Разные люди реагируют на стресс неодинаково, одних стресс активизирует, других – угнетает. Разный уровень стресса по разному влияет на одного и того же спортсмена.
Слишком низкий уровень стресса так же, как и слишком высокий снижает результативность выступления, однако каждый спортсмен имеет свой индивидуальный оптимальный уровень стресса, который мобилизует его.
По наблюдениям известных
спортивных психологов и по отчётам
самих спортсменов известно, что
присутствие стресса в
Совладать со стрессом можно только признав его наличие, но многие спортсмены не признают наличие у себя стресса, так как считают такое признание проявлением слабости. Особенно трудно признать у себя наличие стресса спортсменам с большими амбициями и высоким уровнем страха неудачи. Тренеру необходимо понять самому и добиться понимания спортсменом того факта, что управлять чем-либо можно только если осознаёшь наличие у себя того, чем пытаешься управлять.
В процессе выступления стресс не исчезает и проявляет себя следующим образом:
- ошибки в восприятии;
- снижение концентрации внимания;
- грубые нарушения правил;
- низкий порог реакции;
- расстройства координации;
- чувство тяжести в ногах;
- чувство усталости;
- спортсмен легко сдаётся;
- проявление тенденции
уходить от борьбы и не
- сбои дыхания и сухость во рту.
Научиться управлять собственным стрессом можно, развив специальные навыки. Прежде всего необходимо определить, какой уровень стресса реально присутствует в данный момент, и какой его уровень необходим для проявления максимального потенциала. Далее использовать способы саморегуляции и регуляции для снижения или повышения уровня стресса, которые помогут успешно справится с ситуацией стресса в соревновательный период и в период подготовки к соревнованиям.
Источник стресса находится в голове у спортсмена: это его мысли, его чувства и те слова, которые он мысленно произносит, объяснения и определения, которые даёт каждой ситуации. Конечно важное влияние оказывает то, что говорит тренер, что пишут СМИ и т. п., но и это влияет на спортсмена не само по себе, а в том виде, который вся эта информация приобретает будучи пропущена через голову спортсмена.
Психологические способы борьбы со стрессом.
Психологические способы борьбы со стрессом – это релаксация, визуализация, контроль над своими мыслями, планирование и анализ.
Эти методы необходимо сделать частью спортивного образа жизни.
Релаксация – это способ расслабления мышечной системы, в результате чего успокаивается и нервная система спортсмена.
Визуализация – это процесс, в котором участвует воображение. Это способность видеть, слышать и чувствовать свои действия «внутренним взором». В процессе визуализации спортсмен выполняет определённые действия в уме, заучивая образы и ощущения, а не слова.
Контроль собственных мыслей. Для спортсмена очень важно научиться контролировать поток внутренней речи как в период подготовки к соревнованию, так и в процессе соревнования.
Планирование и анализ. При подготовке к соревнованию кроме тренировки тела и психики, необходимо потратить достаточно времени на планирование и анализ будущего выступления. Это снижает уровень стресса ситуации потому, что уменьшает степень неопределённости ситуации соревнования.
Концентрация внимания. В процессе выступления – самый мощный момент психологической силы. Концентрация – это положительное внимание к значимой информации и игнорирование незначимых стимулов; удержание внимания на одном объекте в течении длительного времени.
Каждый спортсмен должен рассматривать способность к концентрации как одно из важнейших условий победы над противником.