Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.

Файлы: 1 файл

ро.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа  по

учебной дисциплине

«Физическая культура»

Студент: Балабанова Анна

Андреевна

Курс  – 3,      группа – 302

Преподаватель: Сомсиков  А.Х. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

624202

Свердловская  область

г. Лесной

ул. Ленина, 120 - 8

ТЕМА 5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ  И

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ  В  ПРОЦЕССЕ

ЗАНЯТИЙ  ФИЗИЧЕСКИМИ  УПРАЖНЕНИЯМИ 
 
 

ПЛАН

  1. Гигиенические требования к  спортивной  одежде и обуви.
  2. Закаливание.  Суть,  правила,  средства.  Роль  закаливания  в  профилактике  простудных  заболеваний.
  3. Гидропроцедуры  как  средство  восстановления  работоспособности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Гигиенические  требования  к  спортивной  одежде  и  обуви.
 

  Для   обеспечения закаливания детского  организма при  проведении  физкультурных занятий на воздухе большое значение  имеет подбор  правильной одежды и обуви детей. Гигиенические   требования   к   одежде   предусматривают ее соответствие  росту и полноте тела ребенка,  обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от  ее  слойности (2,  3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше  слоев,  тем выше температура воздуха под одеждой.  Поэтому очень   важно   одевать ребенка в соответствии  с   температурой  наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания,  так  и   переохлаждения.  Очень  важна  и  воздухопроницаемость  тканей,  которая   обеспечивает   вентиляцию   пространства   под   одеждой. Нерациональная   одежда,   затрудняя  испарение,   может   ухудшить самочувствие  ребенка  и  снизить  работоспособность.  Поэтому  для сохранения  нормального  теплообмена  важно,  чтобы  ткани   хорошо  поглощали  влагу из пространства под одеждой и удаляли  ее  наружу.  Этим  требованиям  отвечают хлопчатобумажные,  трикотажные,  рыхлые  шерстяные  ткани. Использование одежды из синтетических  тканей  не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не  обеспечивают необходимую    воздухопроницаемость,   особенно   при    выполнении физических упражнений.

       Приведенные  рекомендации  по  одежде  детей  не   могут   быть использованы  полностью  на всей территории  нашей   страны,  но  они  должны  быть  взяты за основу. При подборе  одежды  важно  учитывать индивидуальные  особенности детей: детям  закаленным,  привыкшим  к холоду,   можно   несколько  облегчить  одежду,  а   детям,   вновь приступившим  к  занятиям, часто болеющим, плохо переносящим  холод  ("зябким"),  вначале  нужно  разрешить заниматься  в  более  теплой  одежде (таблица №1).

ТАБЛИЦА №1

  Одежда Температура воздуха  при скорости ветра

0,1 - 0,6 м/сек.

1. Трусы,  майка, носки, спортивные тапочки +20 град. C и выше
2. Х/б трикотажный  тонкий спортивный костюм,

трусы, носки, кеды

+19 до +15 град. C
3. Х/б трикотажный  тонкий спортивный костюм, майка, трусы, х/б носки, кеды +14 до +10 град. C
4. Тренировочный  костюм с начесом, майка, трусы,  вместо колгот х/б носки, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подкладке +9 до +3 град. C
5. Тренировочный  костюм с начесом, футболка с длинными рукавами, майка, трусы, колготы, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подкладке +2 до -5 град. C 
6. Тренировочный  костюм с начесом, рубашка фланелевая  с рукавами, майка, трусы, колготы,  шерстяные носки, кеды, шерстяная  шапка на х/б подкладке, варежки -6 до -11 град. C
7. Тренировочный  костюм с начесом, рубашка фланелевая  с рукавами, майка, трусы, колготы,  рейтузы, шерстяные носки, кеды, шапка шерстяная на х/б подкладке,  варежки, ветровка -11 до -18 град. C и ветер
 

    Обувь  следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка,  чтобы не  нарушать кровообращение и не стеснять  ногу.  Спортивная обувь   должна  быть  легкой,  удобной.  Как показали   длительные наблюдения  и исследования, для физкультурных занятий очень удобны  и  гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной  ткани с  рифленой  подошвой.  Большое значение  имеет  стелька  (особенно зимой),    которая   защищает   стопу   от   охлаждения.    Стелька изготавливается из гигроскопичного воздухопроницаемого  эластичного материала     (фетр,    сукно,    войлок),    обладающего     малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви  необходимо  за ней тщательно ухаживать  -  чистить,  сушить.  Влажная  обувь  усиливает  охлаждение ног  и  может  способствовать возникновению простудных заболеваний. Спортивная  одежда  должна  храниться  в  специальных   мешках, которые  удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого  ребенка.  Кеды  хранятся  отдельно. Рекомендуется после занятий (особенно  в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.

     Заниматься  в  зимних пальто, шапках-ушанках или в  меховых   на ватной  подкладке не рекомендуется:  такая одежда стесняет  движения  детей  и снижает их двигательную активность, слишком тяжела, мешает необходимой   отдаче  тепла,  вызывает  повышенное   потоотделение. Вспотевшие  дети  расстегивают ворот пальто,  развязывают  шапки  и подвергаются резкому воздействию холода.

      Наблюдения  показали,  что в  средней  полосе  СССР  занятия  на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха до  -15  - 18   град.   C.   При  температуре  воздуха  ниже   -18   град. C   продолжительность занятия должна быть сокращена до 15 - 20 мин.,  а заниматься  могут группы детей 2 - 3 года обучения. в очень  сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале  при  открытых  окнах,  чтобы не снижать  достигнутого  уровня закаленности детей. в этих случаях дети надевают майку  и  колготы, спортивный  костюм,  кеды  без шерстяных  носков,  а  зимой  еще  и шапочку.

       После  физкультурных занятий  дети в раздевальнях или   групповых помещениях  растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в  повседневное  белье  и  одежду. При этом  дети  вначале  снимают куртку  от спортивного костюма, майку и растираются и только  после этого снимают кеды и брюки.

       Во  время  переодевания детей,  особенно в группах, где   впервые проводятся    такие   занятия,   должны   присутствовать    старшая медицинская  сестра, осуществляющая контроль, и  няня.  Медицинская сестра  регистрирует вспотевших детей, следит, чтобы дети тщательно растерлись,  переоделись  в  сухое  белье,  отмечает,  теплые   или холодные  ноги,  руки  и тело у детей. Тут же  решается  вопрос  с воспитателем, какие дети нуждаются в индивидуальной нагрузке,  кому следует изменить одежду, утеплив или облегчив ее.

       Начинать  занятия на открытом  воздухе следует  в  теплое  время года:  тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от  переохлаждения,  происходит приспособление  к  меняющимся  условиям  внешней   среды  и  повышается  закаленность  детского   организма. Основным    принципом   закаливания   является   постепенность    и систематичность.  Это  в полной мере относится  и  к  физкультурным занятиям  на  воздухе: проводить занятия надо регулярно,  а  не  от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали. 

  1. Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
 

      Историческая справка 

      Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим  условиям использовалось с древних  времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала. 

      Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам. 

Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане. 

Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении "Наука побеждать" он писал: Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет. 

Высокая степень  собственной физической закалки, а  также и его войска позволила  А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход  по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии. 

Фельдмаршал М. И. Кутузов, продолжая ратные суворовские  традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и  гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: "…Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег..." 

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические  условия России заставляли людей  искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках. 

  Методы закаливания. 

Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание  с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий. 

Наиболее  распространенная и доступная форма  закаливания - использование свежего  воздуха. При этом необходимо учитывать  сезонные особенности. В теплое время года для закаливания можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре воздуха не ниже 160С. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком - начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5 -7 дней по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10 - 15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, "медленный" - т.н. закаливающий бег в облегченной одежде, бег на коньках и т.п. 

Информация о работе Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями