Отбор спортсменов в профессиональном спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 01:06, реферат

Краткое описание

Важнейшей составной частью сферы физической культуры является профессиональный спорт, который представляет вершинную, наиболее продвинутую и коммерциализированную часть всей совокупности физкультурно-спортивных отношений. Большинство спортсменов-любителей хотели бы стать профессионалами, звездами большого спорта и действующими лицами большого бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………..………………….3
1. Уровги спортивного отбора………………………………………....……4
2. Медико-биологические проблемы спортивного
отбора профессионалов…………………………………………….…….6
3. Отбор и спортивная специализация……………………….…….……..10
Заключение……………………………………………………………..…..13
Список использованных источников………………………………..……14

Файлы: 1 файл

Отбор спортсменов в профессиональном спорте.docx

— 26.39 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………..………………….3

1. Уровги спортивного  отбора………………………………………....……4

2. Медико-биологические проблемы спортивного

    отбора профессионалов…………………………………………….…….6

3. Отбор и спортивная специализация……………………….…….……..10

Заключение……………………………………………………………..…..13

Список использованных источников………………………………..……14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей составной частью сферы физической культуры является профессиональный спорт, который представляет вершинную, наиболее продвинутую и  коммерциализированную часть всей совокупности физкультурно-спортивных отношений. Большинство спортсменов-любителей  хотели бы стать профессионалами, звездами большого спорта и действующими лицами большого бизнеса.

Спортивный отбор —  это комплекс мероприятий, позволяющих  определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или  иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор —  длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным  лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование  различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое определение спортивного  отбора звучит так:

Спортивный отбор —  это комплекс мероприятий по выявлению  спортсменов, обладающих высоким уровнем  способностей, отвечающих требованиям  свецифики вида спорта. Качественно  видоизменяясь, отбор входит в систему  многолетней подготовки.

А также…

Спортивный отбор —  это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения  о включении или невключении  в спортивную деятельность ее возможного участника.

 

 

 

 

1. Уровни спортивного отбора

 

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень — начальный  отбор для выявления детей (в  большинстве видов спорта это  возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению  конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия  с целью вызвать интерес к  занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для определения  способностей детей к данному  виду спорта; на третьем, самом продолжительном

 — наблюдения в  процессе обучения и развития  физических способностей с целью  установления темпов осваивания  учебного материала.

Второй уровень — углубленный  отбор для выявления перспективных  юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции  и т. п.).

Третий уровень—отбор  для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень — отбор  для выявления спортсменов в  различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения  участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем  клубе, в сборной команде, изучается  соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных  сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих  специалистов данного региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Медико-биологические  проблемы спортивного отбора  профессионалов

 

Эффективность подготовки высококвалифицированных  спортсменов и рост результатов  в спорте во многом зависят от качества организации и методики тренировочного процесса, прогресса технического оснащения, своевременной и эффективной  реабилитации спортсменов, от массовости спорта и правильности спортивного  отбора. Качество профессионального  отбора и спортивной ориентации во многом обусловлено талантом тренера-педагога, его опытом и интуицией. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой  производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Проблема отбора в профессиональный спорт, спорт высших достижений - комплексная. Ее основные аспекты - педагогические, психологические и медико-биологические.

Педагогические методы позволяют  оценить двигательную функцию, уровень  развития физических качеств, двигательные и координационные способности, степень спортивно-технического мастерства одаренных спортсменов еще в  период их обучения в общеобразовательной  школе и при занятиях спортом  на базе детско-юношеских физкультурно-спортивных организаций.

Психологические методы дают возможность установить характерологические  особенности личности будущих спортсменов, структуру их психической деятельности. На современном уровне спортивного  мастерства среди высококвалифицированных  спортсменов побеждает тот, кто  обладает не только высокой тренированностью, но и соответствующими свойствами нервной  системы.

Медико-биологическими методами, как правило на базе врачебно-физкультурного диспансера, определяется состояние  здоровья лиц, занимающихся спортом. При  этом анализируются морфологические  и функциональные особенности их организма, общая физическая работоспособность, координационные механизмы двигательной деятельности, состояние и возможности анализаторных систем. Основная задача спортивной медицины при этом - изучение влияния тренировочного процесса на организм и обеспечение постоянного медицинского наблюдения за лицами, активно занимающимися спортом.

Известно, что сохранение здоровья и поддержание высокой  работоспособности спортсменов  возможно лишь при выполнении физических и психоэмоциональных нагрузок, соответствующих  их адаптационным возможностям. Нагрузки ниже оптимального уровня не дают нужного  тренировочного эффекта, выше оптимального - становятся чрезмерными и могут  стать причиной возникновения различных  предпатологических и патологических изменений в организме от перенапряжения, как физического, так и психоэмоционального.

На формирование спортивного таланта, спортивной одаренности и выносливости значительно влияет генетическая предрасположенность того или иного спортсмена. Выдающиеся спортивные достижения - это не только результат упорных тренировок, но и экстраординарные наследственные данные, которыми он обладает.

В целом в основе серьезных  занятий спортом лежит постоянное стремление к повышению спортивного  мастерства с целью достижения все  более высоких спортивных результатов. Не секрет, что в спорте высших достижений, в профессиональном спорте существует понятие "победа любой ценой". И ценой в подобном случае чаще всего становится здоровье спортсмена. Чтобы она не оказалась слишком  дорогой, высокие спортивные достижения всегда должны быть следствием повышения  уровня физических возможностей и отличного  здоровья. Поэтому, вне всяких сомнений, профессиональным спортом, спортом  высших достижений должны заниматься только абсолютно здоровые люди.

К сожалению, при медицинских  осмотрах лиц, занимающихся активной спортивной деятельностью, до сих пор ставят диагноз "практически здоров". Это создает предпосылки появления  среди юношей и девушек, занимающихся спортом высших достижений, лиц с  отклонениями в состоянии здоровья в результате перенапряжения органов  и систем из-за повышенной физической и психоэмоциональной нагрузки.

В настоящее время критериев  оценки перспективности спортсмена в плане достижения высоких результатов  немного. Высоких результатов в  спорте можно добиться лишь при наличии  определенных способностей, но пока не выявлены абсолютные научные критерии, с помощью которых можно определить природную одаренность в том  или ином виде спорта, научные критерии для отбора перспективных спортсменов  для профессионального спорта, спорта высших достижений.

Об уровне адаптационных  возможностей спортсмена косвенно можно  судить по его устойчивости к утомлению  с помощью функциональных проб, позволяющих  оценить деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем при экстремальных  нагрузках.

Установлено, что лишь спортсмены, прошедшие строгий спортивный отбор еще в раннем возрасте, при обучении в детско-юношеской спортивной школе и получившие звание мастера спорта в 15-16 лет, способны переносить повышенные физические и психоэмоциональные нагрузки без нарушения деятельности основных  функциональных систем организма при переходе в разряд профессионалов.

Спортсмены различной квалификации и длительности спортивного стажа имеют неодинаковые адаптационные возможности организма. При определении показателей сердечного ритма у хорошо тренированных спортсменов, прошедших строгий спортивный отбор установлено преобладание активности парасимпатической нервной системы до и после дозированной физической нагрузки, что свидетельствует о высоком уровне адаптации и экономичности деятельности основных функциональных систем их организма).

Известно, что при более  низких приспособительных возможностях происходит усиление деятельности симпатической  нервной системы, что является признаком  больших энергозатрат регуляторных систем организма на поддержание  гомеостаза.

По степени напряжения регуляторных механизмов можно выделить ваготонический, нормотонический и  симпатикотонический типы реагирования организма в ответ на физическую нагрузку, определяющиеся преобладанием  того или иного отдела нервной  системы.

Организм человека в условиях спортивной деятельности непрерывно испытывает стрессовые воздействия. В условиях стресса (в том числе от повышенных физических и психоэмоциональных нагрузок) существенно перестраиваются важнейшие  метаболические процессы: обмен углеводов, белков, аминокислот и другие, что  в конечном итоге способствует приспособлению центральной нервной системы  к деятельности в экстремальных  условиях. Согласно этому положению  организм спортсмена необходимо рассматривать  как динамическую систему, которая  непрерывно приспосабливается к  тем или иным условиям деятельности путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отбор и спортивная  специализация

 

Для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность того, что процесс спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном варианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения  спортивной предрасположенности и  ориентации индивида, следует, конечно  же, трактовать не как отбор для  спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали  бы индивидуальным задаткам и разумно  сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности  достижения результатов в том  или ином виде спорта, но суть дела вовсе  не сводится к определению перспективы  лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо  важнее определить то, в каком конкретно  направлении наиболее целесообразно  ориентировать спортивную деятельность приобщаемых и приобщенных к  спорту, чтобы с возможно большей  эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятельности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов.

Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых  процедур (наблюдение, тестирование и  т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам:

Информация о работе Отбор спортсменов в профессиональном спорте