Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:14, реферат
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...
Особенности развития гормональной системы в старшем подростковом возрасте
Выполнила:
Ученица 9а класса
Паршинцева Анастасия
Проверила:
Соколкина Г.В.
Пласт 2012
Нервная система
Состояние нервной системы у подростков
иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется
в усиленной работе тех ее отделов, которые
обеспечивают энергозатраты и адаптацию
различных систем организма к внешним
условиям. У части подростков возбуждение
нервных процессов преобладает над торможением:
реакция на словесную, устную информацию
бывает замедленной или неадекватной,
что необходимо учитывать при построении
учебных программ и контроле за их соответствием
возрастным особенностям. Неустойчивость
нервной системы может вызывать изменения
в работе жизненно важных органов и систем.
Внешние признаки этого – повышенная
возбудимость, выраженные эмоциональные
реакции на минимальные стрессовые ситуации,
потливость...
Эндокринная система
Биологические особенности подросткового
возраста в значительной мере зависят
от функции эндокринных желез. Основной
особенностью эндокринной перестройки
в подростковом периоде является активация
системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет
к изменению гормонального статуса. Основными
гормонами гипофиза, обеспечивающими
рост и развитие организма в подростковом
периоде, являются гормоны его передней
доли. Гормон роста отвечает за развитие
и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение,
активизирует биосинтез белка, усиливает
обменные процессы. Выработка гормона
роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати
годам. Именно с этим связан максимальный
ростовой скачок у подростков. С другим
гормоном гипофиза – стимулятором выработки
гормонов корой надпочечников – связаны
важнейшие физиологические функции интенсивно
растущего организма. Вырабатываемые
под его воздействием вещества влияют
на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные
реакции организма к стрессовым воздействиям.
В подростковом возрасте это в определенной
мере обеспечивает биологические основы
усвоения знаний, трудовых и жизненных
навыков, выработки и закрепления других
социально значимых условных рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление
репродуктивной функции в подростковом
возрасте в основном зависят от уровня
тех гормонов гипофиза, которые влияют
на функцию половых желез. Эти гормоны
совместно с гормонами половых желез,
воздействуя на структуры центральной
нервной системы, могут влиять на половое
поведение. Важную роль в растущем организме
играют гормоны щитовидной железы. Нет
ни одного органа, работа которого не зависела
бы от них. Они участвуют во всех видах
обмена веществ, в развитии мозга, определяют
уровень интеллекта, физического развития,
созревания репродуктивной системы, адаптационных
возможностей. Функция щитовидной железы,
в свою очередь, “управляется” гипофизарным
гормоном, который регулирует обмен йода,
углеводный обмен, стимулирует синтез
белка...Потребность организма в гормонах
щитовидной железы у подростков повышена,
и это может вызвать “рабочее” увеличение
щитовидной железы, которое чаще встречается
у девочек, чем у мальчиков. К так называемому
возрастному увеличению щитовидной железы
следует относиться с большим вниманием,
потому что оно может маскировать различные
болезни этого органа. Многолетний перерыв
в йодной профилактике, нарастание экологического
неблагополучия, усиление стрессов привели
в последние годы к значительному росту
болезней щитовидной железы.
Половое созревание
Половое созревание занимает особое место
в развитии ребенка. Наступление полового
созревания совпадает с подростковым
возрастом и является его отличительной
чертой. Созревание репродуктивной системы
достигает уровня взрослого человека
к семнадцати-восемнадцати годам. Существует
определенная связь между гормональной
активностью половых желез и физическим
и половым развитием подростков. Так, ускорение
роста у мальчиков и девочек начинается
в разном возрасте. У мальчиков наиболее
интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать
лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать.
Девочки начинают обгонять мальчиков
в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати
лет, с наступлением первой менструации,
темп роста девочек резко падает, и мальчики
начинают вновь обгонять их. Нарастание
веса также имеет определенные закономерности:
до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков
примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати
лет вес девочек превышает вес мальчиков,
но к шестнадцати годам вес юношей значительно
превосходит вес их сверстниц. Уровень
полового созревания отражает состояние
нейро-эндокринных механизмов регуляции
организма в целом и является одним из
главных показателей зрелости репродуктивной
системы. У некоторых подростков ростовой
скачок и наступление полового созревания
происходят раньше или позже, чем у большинства
сверстников. В таких случаях принято
говорить о несовпадении биологического
и паспортного возраста, общей задержке
или ускорении полового и физического
развития. Эти особенности следует учитывать
при построении учебных программ.
Иммунная система
Другой важнейшей системой, определяющей
адаптационные, приспособительные реакции
и обеспечивающей устойчивость организма
к внешним воздействиям, является иммунная
система. Формирование и становление иммунной
системы – это процесс, который зависит
от наследственной предрасположенности
и влияния факторов внешней среды. Согласно
современным представлениям, существует
пять критических периодов развития иммунной
системы, пятый из них совпадает с подростковым
возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать
лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы
внешней среды могут приводить к снижению
адаптационных возможностей иммунной
системы у подростков, что является причиной
возникновения многих хронических заболеваний.
Это необходимо учитывать при организации
медицинского наблюдения, при определении
объема и спектра оздоровительных мероприятий,
проводимых в образовательных учреждениях.
Сердечно-сосудистая
система
Деятельность сердца и сосудов в подростковом
периоде также имеет свои особенности,
в значительной мере связанные с изменением
гормонального статуса и нервной системы.
В период полового созревания происходит
интенсивный рост сердца в длину, ширину,
увеличивается объем его полостей. Меняются
уровни артериального и венозного давления,
ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных
группах у девушек отмечается более частый
сердечный ритм, чем у юношей. Подростки
часто испытывают неприятные ощущения
в области сердца (боли, чувство давления,
сердцебиение), они страдают повышенной
утомляемостью, склонностью к обморочным
состояниям. Один из важнейших показателей
состояния сердечно-сосудистой системы
– артериальное давление (АД). Уровень
АД, как известно, находится в определенной
зависимости от возраста, пола, показателей
физического развития, наследственно-
Повышение уровня АД в период полового
созревания нельзя однозначно рассматривать
как плохой прогноз на будущее. В то же
время подростки с повышенным АД, в сочетании
с наследственной отягощенностью, ожирением
и другими признаками, имеют высокий риск
заполучить в дальнейшем гипертоническую
болезнь.
Костно-мышечная
система
В период полового созревания в основном
завершается формирование костной ткани.
Для нормального роста костей скелета
необходимо поддерживать достаточный
уровень кальциевого обмена, то есть подросток
должен получать более значительное, чем
взрослый и ребенок, количество кальция
– это важно для пропорционального увеличения
массы и плотности кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом
возрасте зависит от функционального
состояния органов пищеварения, мочевыделения
и других систем, с которыми связаны поступление
и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические
заболевания органов пищеварения, почек,
недостаточное употребление высококалорийных
продуктов, а также продуктов, содержащих
витамин D, кальций, фосфор, белки – могут
привести в подростковом возрасте к нарушениям
обмена кальция и ухудшению формирования
костной и хрящевой ткани, замедлению
или ранней остановке роста костей скелета,
возникновению заболеваний костей, суставов
и позвоночника (сколиозы), а в будущем
– к раннему и быстрому снижению минеральной
плотности кости. Исследование костной
плотности у московских школьников (НЦЗД
РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем
у 40% подростков десяти–семнадцати лет
она снижена, и это является серьезным
симптомом глубоких нарушений обмена
кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию
биологических и средовых факторов риска.
Этим определяется высокий риск формирования
специфической для подросткового возраста
патологии костной ткани – остеохондропатий,
а также деформаций позвоночника и грудной
клетки, число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в
юности, в дальнейшем может способствовать
формированию специальной недостаточности,
в том числе вести к ограничению в выборе
профессии, трудоустройстве, годности
к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот
почему надо использовать все возможности
для профилактики нарушений формирования
костного скелета (в том числе элементы
оздоровительной гимнастики во время
уроков и контроль за адекватностью нагрузок
на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания
подвергается значительным преобразованиям,
при этом отмечается интенсивное увеличение
мышечной массы. У девушек показатели
мышечной силы достигают уровня взрослых
женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати
лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается
в возрасте четырнадцати лет, но уровень
ее достигает уровня взрослого значительно
позже, чем у девушек. В подростковом возрасте
недостаточность кальция и витамина D
может отражаться на силовых возможностях
мышц. На фоне быстрого роста может отставать
развитие координации движений, поэтому
подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми
при движении и в играх.
Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для системы
органов дыхания. Происходит интенсивное
развитие грудной клетки, дыхательных
мышц, рост легких. Дыхание становится
глубже, реже. Устанавливаются половые
различия в его типе (у юношей – брюшной,
у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания
должна обеспечить бурно растущий организм
кислородом, недостаток которого при интенсивной
физической нагрузке особо чувствителен.
Как правило, девушки хуже адаптируются
к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков,
когда они находятся в душных помещениях
или испытывают большие физические нагрузки,
могут случиться обмороки. Это необходимо
учитывать как при проведении обычных
уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается
развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати
годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати
– слюнные железы и пищевод становятся
такими же, как у взрослого человека. Подросткам
свойственны усиленное выделение желудочного
сока и повышенная эвакуаторная активность
желудка. Эти особенности создают предпосылки
для формирования различных нарушений
функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы
у подростков также усиливается. К концу
подросткового периода завершается созревание
желчевыделительной системы, в то время
как ее моторная функция нестабильна:
она может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной
системы у подростков является высокая
ее ранимость при длительном эмоциональном
и физическом напряжении, нарушении режима
питания, труда и отдыха, что приводит
к увеличению частоты гастроэнтерологических
заболеваний, склонных к прогрессированию,
особенно при несвоевременной диагностике
и лечении. Это необходимо иметь в виду
при организации учебно-воспитательного
процесса в средних и старших классах
школы, в беседах с родителями по вопросам
режима труда и отдыха детей.
Нервно-психическое
развитие
Конкретное, образное мышление, характерное
для детей, в подростковом возрасте все
больше уступает место абстрактному, становится
более самостоятельным, активным, творческим.
Эти особенности важно учитывать, поскольку
они влияют на качество получаемого общего
и профессионального образования, на усвоение
основных практических навыков, определенных
стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется
выраженной эмоциональной неустойчивостью.
Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать
лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать.
В старшем подро-стковом возрасте настроение
становится более устойчивым, эмоциональные
реакции – более дифференцированными,
хотя могут сохраняться их непредсказуемость
и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более
целеустремленны, настойчивы. Однако проявления
этих качеств часто бывают односторонними.
Для них характерно попеременное проявление
полярных свойств психики: целеустремленность
и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью
и неустойчивостью; повышенная самоуверенность
и безапелляционность в суждениях – сменяться
легкой ранимостью и неуверенностью в
себе; возвышенность чувств может уживаться
с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью
и даже жестокостью. Становление характера,
переход от опекаемого взрослыми детства
к самостоятельности – все это обнажает
и заостряет слабые стороны личности подростка,
делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям
среды.
От семи до двенадцати лет усложняются
механизмы субъективных эмоциональных
переживаний, возрастает роль таких явлений,
как страх и повышенная возбудимость.
Эти особенности созревания психики должны
быть знакомы не только психиатру и педиатру,
но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется
в определенном порядке, последовательно
усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие
высших уровней находит свое отражение
в растормаживании влечений, инстинктов,
низших эмоций. Влияние этого механизма
достаточно часто обнаруживается в клинической
картине нарушений психического развития
в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций
еще не завершено, и различные нарушения
в этот период без должного компенсирующего
воздействия могут привести к серьезным
проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического
здоровья у подростков является умственная
отсталость. Как правило, выраженные ее
формы диагностируются в раннем возрасте,
но у современных подростков достаточно
часто встречаются стертые, клинически
слабо выраженные варианты. Могут быть
и нарушения синхронности психического
развития, которые приводят к возникновению
патологических типов личности (психопатии).
Физическое развитие
Физическое развитие является важнейшим
параметром физиологических процессов,
происходящих в организме, и часто используется
как показатель состояния здоровья детей.
Индивидуальная оценка уровня физического
развития должна основываться на антропометрических
данных, в первую очередь показателях
роста, веса и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений
(1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и
с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось
число лиц с нормальным соотношением роста
и веса. Сократилось количество подростков
с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей
и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время
заметно выросло число юношей и девушек
с низким весом (соответственно с 7,0 до
13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше
подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции
в равной степени наблюдаются и среди
юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации
(ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением
параметров роста и веса отмечается и
снижение функциональных возможностей.
Об этом говорят данные динамометрии (показатели
мышечной силы) правой кисти. За период
школьного обучения (с восьми до семнадцати
лет) у мальчиков показатель динамометрии
сейчас увеличивается всего в 2,8 раза,
у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно
в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних
юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.
Информация о работе Особенности развития гормональной системы в старшем подростковом возрасте