Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:26, реферат

Краткое описание

Гимнастика (от греч. "гимнос" - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, H. K. Меньшикова. - М.: Академия, 2001.
Содержание основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Файлы: 1 файл

реферат.гимнастика.docx

— 16.39 Кб (Скачать)

1.1 Основная гимнастика  в системе физического  воспитания детей  дошкольного возраста

Гимнастика (от греч. "гимнос" - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, H. K. Меньшикова. - М.: Академия, 2001.

Содержание  основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные  движения - это жизненно необходимые  для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Формирование  основных движений - одна из важнейших  проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая  ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют  оздоровлению организма, а также  всестороннему совершенствованию  его личности.

Рассматривая  целостный двигательный акт как  сенсомоторное единство, следует  подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а  для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы' научить  каждого ребенка:

сознательно управлять своими движениями;

самостоятельно  наблюдать и анализировать различные  ситуации, выбирая наиболее эффективный  способ реализации двигательного поведения  применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

понимать  особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

навыкам точных мышечных ощущений правильного  выполнения движения, творческому использованию  этих движений в повседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в  основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также  в процессе организованного обучения. Глазырина, Л.Д. Методика физического  воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

По мнению П.Ф. Лесгафта, основные движения развивают "кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть  и руководствоваться при всех своих действиях". Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший  возраст: Пособие для педагогов  дошк. учреждений. - М.: Владос, 1999. - 272 с.  Каждый двигательный акт сопровождается кинестетическими ощущениями, уточняющими представления ребенка о его выполнении. В то же время они содействуют точному восприятию и осознанному воспроизведению двигательных действий в ходе его двигательной активности.

Установлено, что формирование комплексной чувствительности организма детей (кинестетических  ощущений) происходит в результате направленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений, кожно-мышечную чувствительность, представление движений, работу дистантных анализаторов (зрения, слуха). Имея двоякую направленность, кинестетические ощущения, с одной стороны, сами развиваются в процессе основных движений. А с другой стороны, - более высокий уровень развития кинестетических ощущений позволяет совершенствовать качество движений за счет дифференцированного контроля за ходом его выполнения и производить срочную коррекцию по итогам анализа поступающей информации.

Упражнения  в основных движениях повышают тонус  коры головного мозга, оказывая влияние  на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной  мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в  кору головного мозга. Они несут  информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий.

Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно  активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.

Указывая  на важность эстетического развития ребенка при выполнении основных движений, следует отметить, что  в психолого-педагогической литературе подчеркивается, что стремление к "красоте  тела, к красоте движений, к красоте  и выразительности в проявлении чувств" в ходе выполнения движений должно быть естественными и постоянными, составлять сущность любой двигательной активности.

В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие  овладения саморегуляцией движения. Анализируя и сопоставляя результаты движений, ребенок, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделять наиболее эффективные способы выполнения, осознанно их применять с учетом конкретных условий. При правильной организации обучения движению старшие дошкольники способны оценивать как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей. В основных движениях развиваются и волевые усилия.

Основные  движения делятся на циклические и ациклические.

Циклическими  называются движения, в которых наблюдается  повторяемость одних и тех  же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся  различные локомбции, в том числе ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. Автоматизация двигательной деятельности характеризуется тем, что при выполнении привычных, повторяющихся действий человек заранее не обдумывает каждый их элемент, мельчайшие детали, - мысли человека в это время могут быть заняты чем-либо другим.

Последовательность  циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными  ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

Движения  ациклического типа не имеют повторных  циклов. Такие движения заключают  в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К  ациклическим движениям относят  метание, прыжки. Они характеризуются  сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.

Основные  движения формируются постепенно с  первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, которым прошло человечество в ходе эволюции. Кенеман, А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

Построение  движений направлено на то, чтобы каждое предшествующее основное движение подготавливало кору больших полушарий головного  мозга и опорно-двигательный аппарат  к возникновению последующего.

Одними  из первых основных движений у ребенка  являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные  манипуляции с мячом, метанием и  ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

Информация о работе Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста