Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:13, реферат
«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего,
- Олимпийские игры.»
ВВЕДЕНИЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
ПРОБЛЕМА “НОВОЙ ФИЛОСОФИИ” СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПОРОГЕ XXI СТОЛЕТИЯ
ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА И ТРАДИЦИИ
АСТРАХАНСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ГЕРОИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
спорт, и уже 1 декабря 1989 года был образован Всероссийский олимпийский
комитет (13 августа 1992 года переименован в Олимпийский комитет России).
Вскоре национальные олимпийские комитеты появились и в других советских
республиках. Именно они - уже после распада СССР - делегировали спортсменов
в состав так называемой Объединенной команды, которая, несмотря на
известные организационные и финансовые трудности, успешно выступила на XVI
зимних Олимпийских играх в Альбервилле, заняв второе место по общему числу
завоеванных медалей.
9 марта 1992 года
национальные олимпийские
республик получили временное условное признание МОК. Временное - до сессии
Международного олимпийского комитета 1993 года. Условное, поскольку на
Играх 1992 года в Барселоне они должны были выступить единой командой. И
выступили прекрасно, заняв первое место в неофициальном командном зачете.
В 1994 году победную
эстафету подхватили
XVII зимних Олимпийских
играх самостоятельной
норвежском Лиллехаммере 11 золотых медалей - больше, чем посланцы любой
другой из 69 стран, участвовавших в этих Играх. 17 россиян стали
олимпийскими чемпионами.
По-своему знаменательной была для отечественного спорта Олимпиада-96 в
Атланте: впервые после 1912 года наши атлеты участвовали в летних Играх под
российским флагом. И завоевали 26 золотых, 21 серебряную и 16 бронзовых
медалей. Из Атланты, где от каждого спортсмена для победы требовались
усилия, подчас выходившие за рамки общепринятых представлений о
возможностях человека, 31 россиянин вернулся на Родину олимпийским
чемпионом, 63 - стали призерами Игр.
На XVIII зимние Олимпийские игры отправляются более 120 атлетов из
разных регионов России. Хочется верить, что предстоящие старты в Нагано
окажутся счастливыми для наших соотечественников, принесут им много ярких
побед, еще более повысят
международный престиж
новый импульс дальнейшему развитию олимпийского движения в России.
ПРОБЛЕМА “НОВОЙ ФИЛОСОФИИ” СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПОРОГЕ XXI
СТОЛЕТИЯ.
В одном из своих недавних выступлений президент МОК Х.А. Самаранч заявил,
что, по его мнению, проблема современного олимпийского движения состоит в
том, что оно не имеет проблем. Позиция поиска истины побуждает нас более
критически подходить к оценке ситуации в современном олимпийском движении.
Проблемы существуют и проблемы очень серьезные и важные.
Свое выступление я хотел бы посвятить одной проблеме, которая касается
философии олимпизма, важнейшую роль в рамках олимпийского движения играет.
“Что придает исключительность и силу олимпийскому движению, — отметил в
своем выступлении на XI Олимпийском конгрессе в Баден-Бадене премьер-
министр Туниса и член МОК М.Мзали, — так это, разумеется, философия,
которую оно воплощает, философия, которая служит движению стимулом и сама
им стимулируется”.
Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского
движения указывает
концепцию олимпизма — философию жизни, “возвышающую и объединяющую в
сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума”.
В связи с теми огромными изменениями, которые за последние десятилетия
произошли как в спорте, так и в обществе в целом, закономерно возникает
вопрос: должны ли эти изменения отразиться и каким образом на олимпийской
философии?
Для позиции МОК в данном вопросе характерны два момента. Во-первых,
предполагается, что в новой ситуации речь не идет об изменении основных
идеалов и ценностей олимпийской философии. Об этом прямо заявил президент
МОК Х.А.Самаранч: “Я могу смело утверждать, что олимпийское движение
сегодня больше, чем когда бы то ни было опирается на идеалы Кубертена. Эти
идеалы братства, дружбы, взаимопонимания и гармоничного развития личности
способствуют созданию лучшего и более спокойного мира. Никто не может
утверждать, что они устарели или что нет смысла их сохранять” [Samaranch,
1989]. Во-вторых, ставится задача всемерной активизации олимпийского
образования, главная цель которого — разъяснение и пропаганда основных идей
олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма. В заключительном
документе XI Олимпийского конгресса в Париже (1994 г.) подчеркнуто, что
“распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма
должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения”.
В настоящее время работа по олимпийскому образованию приобретает все более
широкий размах — как в отдельных странах, в том числе в нашей, так и на
международном уровне.
Олимпийское образование, особенно детей и молодежи, бесспорно, имеет важное
значение. Исходя из этого, автор доклада еще в начале 80-х гг. по сути дела
впервые в нашей стране
стал разрабатывать научно-
олимпийского образования и активно продолжает эту работу в настоящее время.
И все же наиболее важное значение имеет не повышение уровня олимпийских
знаний и даже не декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и
ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля)
жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям. Не случайно в Олимпийской
хартии в качестве важной задачи олимпизма, соединяющего “спорт с культурой
и образованием” указывается (на это редко обращают внимание) задача
создания “образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на
воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным
этическим принципам”.
Ошибочно считать, как это нередко делают, будто эту проблему можно решить
на основе лекций, бесед во время “олимпийских уроков”, с помощью одних
лозунгов и призывов. Как справедливо отмечает K.Volkwein [1995], лозунги и
призывы соблюдать принципы
нравственного поведения в
способны внести сколько-нибудь серьезное изменение в ту реальную ситуацию,
которая существует в настоящее время в олимпийском спорте, где господствует
принцип “успех любой ценой”.
В работе по разъяснению и пропаганде идеалов олимпизма все более явно
обнаруживаются две
Первая из них — неопределенность и неоднозначность трактовки олимпизма и
его идеалов. Это проявляется как в обилии терминов, которыми они
обозначаются (“олимпийская идея”, “олимпийский дух”,“олимпийская
идеология”, “олимпийская философия” и т.д.), так и в неопределенном
разъяснении этих терминов. Такая ситуация дает основание для весьма
пессимистических выводов: “то, что можно было бы назвать философией
олимпизма находится пока в зачаточном состоянии” [Речек, 1986]; “... те,
кто проявляет к Олимпийским играм научный интерес, почти единодушно
сходятся во мнении, что, несмотря на все великолепие и символику, олимпизм
фактически лишен внутренней сущности” [Педдик, 1992] и т.д.
Вторая проблема — противоречие между реальной ориентацией участников
олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими
идеалами и ценностями,
которые провозглашает
идеалы, как отмечает известный немецкий ученый О.Групе, “можно свести к
следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности;
возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям;
принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной
выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты”.
Практически эти идеалы, считает ученый, все реже реализуются в олимпийском
спорте: самосовершенствование уже не расценивается выше победы на
Олимпийских играх; редко встречается ориентация на гармоничное развитие:
“много ли найдется в современном спорте приверженцев принципа единства
физического, интеллектуального и духовного развития личности” [Групе,
1986].
В этой ситуации многие ученые и общественные деятели, обращают внимание на
все возрастающую “потребность
в обновленной олимпийской
формулировке философской основы олимпийского движения”, ставят вопрос о
необходимости разработки “новой философии олимпизма” [Ленк, 1982;
Boulongne, 1993; Leiper, 1980; Lenk, 1980; Parry, 1989 и др.],
подчеркивают, как это делает, например, С. Эрдем, член МОК, президент НОК
Турции, что “нуждается в переосмыслении и сама концепция олимпизма, да и
сама роль спорта в современном мире в целом”[Эрдем, 1992].
Весь вопрос заключается в том, в каком направлении должно происходить это
переосмысление — в сторону усиления или ослабления гуманистической
направленности олимпизма и спорта.
Часто высказывается мнение, что новая социокультурная ситуация требует
ослабления гуманистической ориентации олимпийской философии, отказа от
ранее провозглашаемых ценностей. Так, полагают, что в настоящее время
невыполнимо “требование универсальности”, которое “было связано с ожиданием
воплощения в каждом атлете идеала всесторонне и гармонично развитого
человека и осуществления
в нем полного слияния
эстетических возможностей самовыражения” [Guldenpfennig, 1981], что нет
смысла требовать от спортсменов соблюдения уже устаревших нравственных норм
и принципов, вроде “fair play” [Volkwein, 1995] и т.д.
Высказывается и мнение о
том, что нравственно-этическое
является ведущим в олимпийском движении, что на первый план здесь выступают
“реалистические, прагматические тенденции”, “прагматический подход”,
который в будущем станет преобладающим: “в начале XXI в. изменится
восприятие спорта. Он будет восприниматься не как феномен культуры, а как
обыкновенная услуга, “товар”, т.е. как бизнес... Спорт в первой половине
XXI века – это симбиоз спорта и бизнеса в глобальном масштабе” [Гуськов,
1996].
Противоположный подход (он детально обоснован в наших работах), состоит в
том, что современная
которыми сталкивается олимпийское движение, требуют не ослабить, а усилить
гуманистическую направленность олимпийской философии.
Прежде всего речь идет о том, чтобы в этой философии более четко были
обозначены гуманистические приоритеты, цели и средства олимпийского
движения. Предлагается внести
некоторые изменения и в
Так, неоднократно ставился вопрос о том, чтобы изменить олимпийский девиз
"Citius. Altius. Fortius", поскольку он формирует у спортсменов и тренеров
желание добиться победы любой ценой.
Вносились и другие предложения: более четко отразить в Олимпийской хартии
положение о миротворческой миссии олимпийского движения, идею гармоничного
развития личности и др.
Внесение такого рода изменений в олимпийскую философию и соответствующих
формулировок в Олимпийскую хартию вряд ли способно кардинально изменить
ситуацию. Более того, это лишь еще более обострит указанное противоречие,
если в олимпийском движении не будут созданы такие условия и стимулы,
которые побуждали бы всех участников этого движения ориентироваться в своем
реальном поведении на гуманистические идеалы и ценности.
При решении этой проблемы важно учитывать, что используемая на практике
модель организации
определения и поощрения победителей и т.д.) ориентирует участников на
победу любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных
принципов), на одностороннее развитие и т.д., т.е. не содействует, а
препятствует их ориентации на идеалы олимпизма.
В соответствии с этим важнейшая задача новой олимпийской философии состоит
в том, чтобы найти такую новую, научно-обоснованную модель спорта
(организации спортивных соревнований и подготовки к ним), которая в
соответствии с идеалами олимпизма ориентирует спортсменов на красоту
действий и поступков, на разностороннее и гармоничное развитие.
В 1990 г. автором данного доклада разработан проект под названием “СпАрт”
/“SpArt”/ (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" —
духовность, "Sport" — спорт и "Art" — искусство), в котором предложена эта
новая модель спорта — Спартианские игры. С 1991 г. эти Игры регулярно
проводятся в России. Активное участие в них принимают лица разного
возраста, пола, физического состояния, включая инвалидов.
ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА И
Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных
между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем
современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под
впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Нет
подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но
считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Азии,