Олимпийское движение и политический протест

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:24, доклад

Краткое описание

Цель исследования: выявить причины политических протестов на Олимпийских играх и их влияние на олимпийское движение в прошлом, настоящем и будущем.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать проведение политических протестов на Олимпийских играх с точки зрения Олимпийской хартии и идеалов олимпизма;
2. Определить наиболее значимые политические протесты на Олимпийских играх, причины их возникновения и формы выражения;

Файлы: 1 файл

Усманов Б. Статья. Стерлитамак.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

 

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ

Усманов Б.Р., Солдатенков Ф.Н.

Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) УралГУФК, Стерлитамак

Цель  исследования: выявить причины политических протестов на Олимпийских играх и их влияние на олимпийское движение в прошлом, настоящем и будущем.

Задачи  исследования:

  1. Охарактеризовать проведение политических протестов на Олимпийских играх с точки зрения Олимпийской хартии и идеалов олимпизма;
  2. Определить наиболее значимые политические протесты на Олимпийских играх, причины их возникновения и формы выражения;
  3. Установить факторы, способные повлиять на возникновение политических протестов на Олимпийских играх в будущем.

Одним из основополагающих принципов современного олимпийского движения, разработанных его создателем бароном Пьером де Кубертеном, является принципиальное и жёсткое, под угрозой серьёзных санкций, отграничение политики от олимпизма. Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или иным мотивам».

Однако с повышением уровня популярности и международного значения Олимпийских игр они оказались ареной соперничества не только спортсменов и национальных сборных, но и государств за мировое признание и влияние.

Политический  протест во время подготовки или  проведения Олимпийских игр является одной из мер серьёзного морального давления на страну-организатора игр, международное олимпийское движение и мировое сообщество в целом. Основная цель этого давления - донесение инициаторами протеста своей точки зрения на политические процессы и события, представляющиеся критически важными.

В преддверии Игр  ХХХ Олимпиады в Лондоне и  ХХII Олимпийских зимних Игр в Сочи тема политических протестов является весьма острой. Игры 2012 года по предварительным данным собираются бойкотировать ряд стран исламского мира и Индия.

В своей работе мы постарались разобраться в  причинах, побуждающих так грубо  нарушать Олимпийскую хартию, и проследить хронологию наиболее заметных политических протестов в истории современных Олимпийских игр. Вот наиболее значимые из них:

VII Олимпийские игры в Антверпене (1920). Первый случай сознательно организованного олимпийского бойкота государств по инициативе МОК. По официально объявленным политическим мотивам — в качестве наказания за развязывание Первой мировой войны — на Игры не были приглашены спортсмены Германии.

Кроме того, МОК демонстративно проигнорировали наличие Советской России, которая в свою очередь бойкотировала Игры в Париже в 1924 г., после чего надолго выпала из зоны внимания руководителей олимпийского движения.

Олимпийские игры 1956 года в Мельбурне. Из-за Суэцкого кризиса подвергшийся франко-британо-израильской агрессии Египет, а также поддержавшие его Ирак, Ливан и Камбоджа, официально заявили о бойкоте Олимпиады. Из-за венгерских событий в знак протеста против действий СССР бойкотировать Игры решили Нидерланды, Испания и Швейцария. Кроме того, Китайская Народная Республика, протестует бойкотом против приглашения на соревнования команды непризнанного Тайваня.

На  Олимпийских играх в Мехико в 1968 году впервые в истории Игр был применён такой способ политического протеста, как намеренное нарушение положений Олимпийской хартии: чернокожие американские спортсмены Томми Смит и Джон Карлос, золотой и бронзовый призёры в беге на 200м, не бойкотируя соревнований в целом, на церемонии награждения во время исполнения гимна США демонстративно опустили головы и подняли сжатые кулаки в чёрных перчатках, протестуя таким образом против расизма и расовой сегрегации в Соединённых Штатах. Оба спортсмена-афроамериканца были исключены из команды США и изгнаны с Игр.

На этих же Играх чехословацкая  гимнастка Вера Чаславска протестует против введения советских войск в её страну.

XXI Олимпийские  игры в Монреале (1976). Бойкот, организованный по инициативе Республики Конго и Танзании со стороны двадцати шести африканских стран,  выразивших протест против матча сборной Новой Зеландии по регби в Южной Африке. Страны, принявшие участие в протесте требовали исключить присутствие новозеландцев на Играх Олимпиады.

XXII Олимпийские игры в Москве (1980). Идея бойкота московских Игр в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года родилась на встрече НАТО 1 января 1980 года. Главными инициаторами идеи бойкота были Великобритания, Канада и США.

В общей сложности  московские Игры Олимпиады-80 в той или иной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств.

Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе бойкотировались в свою очередь уже странами социалистического лагеря. Официальной причиной ответного бойкота стал отказ организаторов Игр Олимпиады-84 предоставить гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского договора. Впрочем, многие западные наблюдатели и СМИ восприняли этот жест как ответ на предыдущий бойкот 1980 года

На основе анализа истории Олимпийских игр, выявлено, что инициаторами политических протестов выступали:

    • международное сообщество;
    • группа союзных государств;
    • отдельное государство;
    • группа спортсменов или отдельный спортсмен.

За время  проведения современных Олимпийских  игр (с 1896 года) можно выделить следующие формы проведения политических протестов:

  • необычное, привлекающее внимание общественности, поведение;
  • ношение на одежде определённой символики, имеющей политический подтекст;
  • игнорирование мероприятий, церемоний, соревнований, официальных лиц;
  • бойкот;
  • демонстративный выход страны из международного олимпийского движения.

Таким образом, за прошедшие 29 Игр Олимпиад было выявлено несколько причин неучастия в  соревнованиях сборных команд различных  государств. Основным поводом не присылать  команду на Игры явился бойкот. Наибольшее количество бойкотов – 7, на счету сборной  Китая, которая не участвовала в Играх в период с 1956 по 1980 годы, в связи с признанием мировой общественностью независимости острова Тайвань. Также отличались частотой бойкотов Игр спортсмены из Ирака, Эфиопии, Египта и Верхней Вольты, которые не участвовали в трех Олимпийских играх. Спортсмены СССР официально бойкотировали только Олимпийские игры в 1924 и 1984 годах, а в 1920 и 1928-36 не участвовали в Играх из-за непризнания властей страны МОК.

Среди других, наиболее часто встречающихся причин отсутствия сборных команд на Олимпийских играх, следует выделить дисквалификации. Например, ЮАР, пропустившей 7 Игр Олимпиад из-за исключения страны из членов МОК, в связи с проводимой в стране политикой апартеида. Кроме ЮАР дисквалификациям по различным причинам подвергались Германия (единая команда), Япония и Индонезия.

Кроме того, нами выявлены основные причины политических протестов сборных команд и спортсменов, проведенных в рамках Игр. В частности  к ним относятся: несогласие с  господствующим в стране строем; отрицание расовой, религиозной и классовой нетерпимости; возможность выразить собственные политические взгляды или амбиции; несогласие с решениями МОК и организационных комитетов; поддержка опальных спортсменов, политических лидеров, стран и т.д.

Рассматривая все в большей или меньшей степени значимые политические протесты на Играх Олимпиад, можно выявить следующую закономерность – основные события, связанные с воздействием политики на Олимпийские игры произошли в годы холодной войны, с момента начала образования двуполярного мира – с 1920 года по 1988 год, когда вскоре произошел крах социалистической системы.

Глобальная  политическая ситуация 1990-2000-ых вследствие мощной политической разрядки позволила проводить олимпийские соревнования без бойкотов и с максимально возможным количеством участников. Кроме того, стабильность и целостность олимпийского движения в эти годы была обеспечена активной деятельностью на посту президента МОК Хуана Антонио Самаранча.

Однако современная  геополитическая ситуация становится все более напряженной: выделяются новые мировые центры влияния, в первую очередь Китай; обостряются отношения России и США, вследствие их деятельности в области противоракетной обороны; террористические организации дестабилизируют общество; нарастает напряженность в области использования ядерного оружия. В самом МОК учащаются внутренние скандалы. Все эти факторы способны крайне негативно отразится на будущем олимпийского движения и Олимпийских игр.

Подводя итог, следует  сказать, что политические протесты на Олимпийских играх являются сложной и весьма острой проблемой, поскольку в корне нарушают Олимпийскую хартию и идут вразрез с основным правилом олимпийского движения – быть независимым от политики. Протесты не один раз могли привести к гибели идеи Олимпийских игр (особенно в 30-е и 80-е годы), поэтому их предотвращение, особенно в свете очередного разделения мира, теперь уже не только по политическому, но и по религиозному признаку, является одной из главных задач МОК, решению которых должны поспособствовать мы все.

 


Информация о работе Олимпийское движение и политический протест