Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:16, реферат
Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».
Существует формула, благодаря которой можно с достаточной точностью рассчитать допустимый пульс во время занятий. Выглядит она так: из числа 220 (для мужчин) или 260 (для дам) нужно отнять число вашего возраста. Например, для мужчины 40 лет максимальным может быть пульс равный 220 – 40 = 180 ударов в минуту.
Минимальным во время тренировки может быть пульс, равный половине полученного числа. То есть 180/2 = 90 ударов в минуту. Только при пульсе, большем чем 90 ударов, будет эффект от тренировки.
Также следует ориентироваться на так называемый «целевой пульс», который должен сохраняться во время самой тренировки. Для этого необходимо из полученного «220 – возраст» отнять число пульса в состоянии покоя, определить 70% этого числа и опять прибавить «обычное» значение вашего пульса.
Во время занятий также важно ориентироваться на собственные ощущения. Считается, что максимум частоты сердечных сокращений, «пороговый пульс», достигается незадолго до возникновения ощущения сильной усталости, так что необходимо прежде всего прислушиваться к собственному организму.
Также можно проверить себя во время выполнения физических упражнений. Если во время занятия вы можете спокойно, не сбиваясь, говорить, если у вас хватает дыхания на нормальную беседу – все в порядке. Если же вы задыхаетесь – остановитесь.
В целом, в течение тренировки не следует превышать максимального для вас значения пульса. Если вы начинаете ощущать одышку, учащенное сердцебиение и боль, шум в ушах, головокружение, чрезмерную сухость во рту – прекращайте заниматься немедленно. Чтобы запустить процессы активного сжигания калорий, достаточно всего 60-70 % от максимальной нагрузки (для здорового человека).
Сразу после тренировки рекомендуется посчитать свой пульс «восстановления» и еще раз – через минуту. Чем быстрее пульс приближается к своей норме, тем лучше физическая форма. К тому же, вы заметите, что со временем пульс восстанавливается быстрее.
Современные спортивные тренажеры позволяют не тратить лишнее время на постоянный подсчет собственного пульса. Распространенные сегодня программы и счетчики тренажеров максимально удобны для автоматической корректировки нагрузки.
Контроль над пульсом – это эффективный инструмент самостоятельных и продуктивных тренировок.
9. Энергозатраты при физических нагрузках
Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Ну это и правильно по закону сохранения энергии: если энергия где – нибудь убудет, то она обязательно прибудет в виде или такой же, или другой энергии.
В лабораторных условиях, в опытах с работой на велоэнергометре, при точно определённом сопротивлении вращению педалей была установлена прямая (линейная) зависимость расхода энергии от мощности работы, регистрируемой в килограммах или ваттах. Вместе с тем было выявлено, что не вся энергия, расходуемая человеком при совершении механической работы, используется непосредственно на эту работу, ибо большая часть энергии теряется в виде тепла. Известно, что отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия (КПД). Считается, что наибольший КПД человека при привычной для него работе не превышает 0,30 –0,35. Следовательно, при самом экономном расходе энергии в процессе работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза превышают затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,20 – 0,25, так как нетренированный человек тратит на одну и ту же работу больше энергии, чем тренированный. Так, экспериментально было установлено, что при одной и той же скорости передвижения разница в расходе энергии между тренированным спортсменом и нетренированным (новичком) может достигать 25 – 30%.
Общее представление о расходе энергии (в Ккал) во время прохождения разных дистанций дают следующие цифры, определенные известным физиологом спорта В.С. Фарфелем:
Таблица 1.
Бег легкоатлетический | ||||||||||||||||||
м. | 100 | 200 | 400 | 800 | 1500 | 3000 | 5000 | 10000 | 42195 | |||||||||
Ккал | 18 | 25 | 40 | 60 | 100 | 210 | 310 | 590 | 2300 | |||||||||
Бег на коньках | ||||||||||||||||||
м | 500 | 1500 | 5000 | 10000 | ||||||||||||||
Ккал | 35 | 65 | 200 | 410 | ||||||||||||||
Плавание | ||||||||||||||||||
м | 100 | 200 | 400 | |||||||||||||||
Ккал | 50 | 80 | 150 | |||||||||||||||
Лыжные гонки | ||||||||||||||||||
км | 10 | 30 | 50 | |||||||||||||||
Ккал | 550 | 1800 | 3600 | |||||||||||||||
Велогонки | ||||||||||||||||||
км | 1 | 10 | 20 | 50 | 100 | |||||||||||||
Ккал | 55 | 300 | 500 | 1100 | 2300 |
Г.В. Барчукова и С.Д. Шпрах сравнивают «энергетическую стоимость» различных проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности:
Таблица 2.
Двигательная активность | Ккал/мин |
Лыжи | 10,0 – 20,0 |
Бег по пересечённой местности | 10,6 |
Футбол | 8,8 |
Теннис | 7,2 – 10,0 |
Настольный теннис | 6,6 – 10,0 |
Плавание (брасс) | 5,0 – 11,0 |
Волейбол | 4,5 – 10,0 |
Гимнастика | 2,5 – 6,5 |
Современные танцы | 4,7 – 6,6 |
Вождение машины | 3,4 – 10,0 |
Мытьё окон | 3,0 - 3,7 |
Косьба травы | 1,0 – 7,5 |
Одевание и раздевание | 2,3 – 4,0 |
С ориентацией на мощность и расход энергии были установлены следующие зоны относительной мощности в циклических видах спорта:
1. Максимальная степень мощности. В этой зоне продолжительность работы достигает всего лишь от 20 до 25 секунд. В эту категорию попадают такие виды спорта как: бег на 100 и 200 метров; Плавание на 50 метров; Велогонка на 200 метров с хода, при чём эти физические упражнения делаются при рекордном исполнении.
2. Субмаксимальная степень мощности. Эта степень немного ниже максимальной, и поэтому продолжительность работы при таких нагрузках может быть от 25 секунд до 3-5 минут. Сюда попадают: бег на 400, 800, 100, 1500 метров; плавание на 100, 200, 400 метров; бег на коньках на 500, 1500, 300 метров; а также велогонки на 300, 1000, 2000, 3000, 4000 метров.
3. Большая степень мощности. Продолжительность работы достигает от 3-5 минут до 30 минут. Этой степени соответствуют: бег на 2, 3, 5, 10 километров; плавание на 800, 1500 метров; бег на коньках на 5, 10 километров; велогонки на 100 километров и более.
4. Умеренная степень мощности. Продолжительность работы достигает даже свыше 30 минут! Физические упражнения, которые соответствуют этой степени мощности это: бег на 15 километров и более; спортивная ходьба на 10 километров и более; бег на лыжах на 10 километров и более, а также велогонки на 100 километров и более.
Отсюда ясно проявляется закономерность: чем больше нагрузка, чем больше степень мощности, затрачиваемой на выполнение данных физических упражнений, тем меньше по продолжительности (минуты, секунды) и по количеству (например в метрах) спортсмен может работать на данном уровне нагрузок. И действительно. Как говорится, тише едешь, дальше будешь.
Например, если при беге трусцой спортсмен пробегает километры и может держать темп очень долго, то на спринтерских дистанциях пробегаются всего лишь сотни метров и за меньшие промежутки времени. Или, например если штангист может небольшой вес держать минутами/десятками минут, то большие нагрузки буквально 2-5 секунд.
Итак, эти четыре зоны относительной мощности предполагают деление множества различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные, сверхдлинные.
Так в чём же суть разделения физических упражнений по зонам относительной мощности и как это связанно с энергозатратами при физических нагрузках разной интенсивности?
Во-первых, мощность работы прямо зависит от её интенсивности, что было сказано выше. Во-вторых, высвобождение и расход энергии преодоления дистанций, входящих в различные зоны мощности, имеют существенно отличающиеся физиологические характеристики, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатель | Зона относительной мощности работы | |||
Максимальная | Субмаксимальная | Большая | Умеренная | |
Предельная длительность | От 20 до 25 с | От 25 с до 3-5 мин | От 3-5 до 30 мин | Свыше 30 мин |
Потребление кислорода | Незначительная | Возрастает к максимальной | Максимальная | Пропорциональна мощности |
Кислородный долг | Почти Субмаксимальная | Субмаксимальная | Максимальная | Пропорциональна мощности |
Вентиляция лёгких и кровообращение | Незначительная | Субмаксимальная | Максимальная | Пропорциональна мощности |
Биохимические сдвиги | Субмаксимальные | Максимальные | Максимальные | Незначительные |
Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания