Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:48, реферат
На протяжении всей истории нашей страны правительство уделяло и уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничном развитии личности, повышению массовости физической культуры и спорта. В последнее время внимание широких слоев общественности приковано к обсуждению реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Наше общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины.
Введение…………………………………………………………………………………………………...2
1. Методика определения физической подготовки учащихся …………………...……………………4
2. Особенности методики проведения занятий с учащимися с ослабленным здоровьем……………..6
3. Формы организации занятий по физической культуре ……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………
ГОУ ВПО КАФЕРДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Заведующая кафедрой, Доктор медицинских наук |
Реферат |
Тема: «Новые формы и методы в работе учителя физической культуры» |
Выполнил: Проверил: |
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Методика определения физической подготовки учащихся …………………...……………………4
2. Особенности методики проведения занятий с учащимися с ослабленным здоровьем……………..6
3. Формы организации занятий по физической культуре ……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………….………………………………
Введение
На протяжении всей истории нашей страны правительство уделяло и уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничном развитии личности, повышению массовости физической культуры и спорта. В последнее время внимание широких слоев общественности приковано к обсуждению реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Наше общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому, нужно организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос так, чтобы каждый ученик смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Однако, практика показывает, что существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается. Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.
Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным этому возрасту. Возникают “ножницы” между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется , в частности, при призыве на военную службу.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы все больше школьников имеют определенные отклонения в физическом развитии. Для того, чтобы правильно выбрать начальную физическую нагрузку на уроке, необходимо определить степень физического развития, подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения. В практической работе наиболее важными показателями являются: вес, рост, жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического развития и степени избыточного веса. Соотношение веса и роста указаны в таблице 1 (приложение 1).
В качестве показателей физической подготовленности могут быть использованы функциональные пробы и тесты., например тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной работе. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма – приседания за 30 секунд. По изменению ЧСС можно судить о приспособляемости аппарата кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60-80% от исходной величины. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем определяется с помощью ортостатической пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях не должна превышать 20 ударов в минуту. Выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке слабо - подготовленных и ослабленных детей. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Особого внимания заслуживает сердце. Аппарат кровообращения и дыхания, которые после перенесенного заболевания надолго становятся уязвимыми.
Исключительно важно применение в начальном этапе занятий физическими упражнениями активного отдыха в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10-15 сек) упражнений для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения основным направлением является постепенное повышение общей работоспособности, физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и на этом “фоне” развитие у школьников основных физических качеств, а также двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
После определения физического
развития и физической работоспособности
каждого учащегося, необходимо “разбить”
учебную группу на подгруппы в
соответствии с их подготовленностью.
И для каждой подгруппы определить
интенсивность первого и
Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не должны переходить границ функциональных возможностей организма занимающихся. Длительность этой части зависит от контингента ,их физической подготовленности и задач, стоящих перед уроком.
Основная часть урока предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного, решает основную задачу урока: развитие и совершенствование у школьников двигательных умений и навыков, основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части. Задача заключительной части привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, можно включить упражнения на внимание.
В конце урока необходимо подвести итоги, проанализировать успехи и неудачи каждого ученика и обязательно дать задание на дом. На занятиях с учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения преподавателя за внешними проявлениями реакции организма занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать мышечную нагрузку. Степень утомления по внешним признакам видна в таблице 2 (приложение 2).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
Основной формой организации
физического воспитания является урок,
где преподаватель в наибольшей
степени реализует весь комплекс
задач. Особое значение групповых учебных
занятий определяется их исключительно
высокими возможностями как средства
воспитания, оздоровления и обучения.
На учебных занятиях применяют наиболее
интенсивные физические нагрузки и
обеспечивают комплексное использование
средств физической культуры. Проводимые
под непосредственным контролем
преподавателя учебные занятия
играют роль своеобразного “эталона”
в определении максимально
Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся подготовительной группы являются самостоятельные занятия, так как урок не может обеспечить решения всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства ребят к таким занятиям, оставляет желать лучшего. И именно учитель должен пробудить у школьников заинтересованность в таких занятиях, в том числе, и личным примером. Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекция некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки. В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные и объективные показатели физического развития, закаливания, способные существенно улучшить состояние ослабленного заболеванием организма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что при
любом заболевании, при любом
отклонении в физическом развитии могут
быть найдены специальные средства
и методы для занятий физическими
упражнениями. При использовании
которых, необходимо дифференцировать
величину функционального напряжения,
приходящегося в процессе применения
различных форм физического воспитания
на отдельные органы и системы. Специальные
физические упражнения могут в одних
случаях снизить величину нагрузки
на ослабленный орган или систему,
а в других – оказать противоположное
действие. Для достижения максимального
оздоровительного и воспитательного
результата необходимо комплексно использовать
различные средства, методы и организационные
формы занятий. Чем больше комплекс
используемых средств, тем эффективнее
процесс физического
Приложение 1
Рост (см) |
Вес (кг) | |||||
мальчики |
девочки | |||||
Узкая грудная клетка |
Нормальная грудная клетка |
Широкая грудная клетка |
Узкая грудная клетка |
Нормальная грудная клетка |
Широкая грудная клетка | |
150 |
44,5 |
51,0 |
58,5 |
43,0 |
47,5 |
55,5 |
155 |
48,7 |
54,7 |
63,0 |
46,6 |
51,2 |
59,0 |
160 |
52,8 |
58,4 |
67,4 |
50,2 |
54,3 |
62,4 |
165 |
57,0 |
62,1 |
71,8 |
53,8 |
58,5 |
65,9 |
170 |
61,1 |
65,8 |
76,3 |
57,4 |
62,1 |
69,3 |
180 |
69,4 |
73,2 |
85,2 |
64,6 |
69,4 |
76,2 |
190 |
77,7 |
80,6 |
94,1 |
71,8 |
76,7 |
83,1 |
Информация о работе Новые формы и методы в работе учителя физической культуры