Нарушение опорно-двигательного аппарата и его коррекция с помощью физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлено рядом причин. Во-первых, малоподвижный образ жизни современных родителей (негативный пример). Во-вторых, увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с внедрением в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Главная функция суставов – осуществление  движения. Вместе с этим они выполняют  роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих  производить мгновенную остановку  после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кгм.

Основной  физкультурной формой борьбы с заболеваниями  опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые  в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и  крупных мышечных групп; по степени  активности больного – пассивные  и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения , выполняемые полностью самим больным.

Для повышения  подвижности в суставах можно  использовать следующие упражнения:

«исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

исходное  положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном  суставе.

исходное  положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

исходное  положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным  положением рук (в стороны, вверх).

исходное  положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

исходное  положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

исходное  положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и  вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

исходное  положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

исходное  положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

исходное  положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

 Упражнения  для мышц рук и плечевого  пояса выполняются из самых  разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения  для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения  для мышц ног должны подбираться  с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения  для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это  в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются  они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения  для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

исходное  положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

исходное  положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

исходное  положение – палку на лопатки  хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

исходное  положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

исходное  положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

исходное  положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая  руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Методы  оценки опорно-двигательного аппарата и

самоконтроль  за ним

 

  Физические  упражнения укрепляют здоровье  и заметно улучшают физическое  развитие человека лишь в том  случае, если  занятия  проходят  с  необходимой нагрузкой. Установить  необходимый уровень нагрузки помогает  самоконтроль  в процессе  занятий,  который основан на  наблюдениях человека   за   общим состоянием здоровья и т. д., а в нашем случае мы обратим особое внимание  на опорно-двигательный аппарат. Есть несколько показателей,  по  которым можно  определить  состояние опорно-двигательной  системы:  тонус  мышц,  устойчивость  тела,   гибкость, мышечная сила, быстрота, ловкость и др.                                        

Для того, что бы оценить состояние системы  на момент начала тренировок можно использовать несколько методов.  Во-первых, стоит определить состояние тонуса  мышц,  что  определяется путем простого ощупывания. Так, у  людей,  не  занимающихся  спортом,  мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен. Также следует провести исследование статической устойчивости. Проба на устойчивость тела производится  так:  физкультурник  становится  в  основную стойку –  стопы  сдвинуты,  глаза  закрыты,  руки  вытянуты  вперёд,  пальцы разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на  одной  линии,  носок  к пятке).  Определяют  время  устойчивости  и  наличие  дрожания   кистей.   У тренированных  людей  время  устойчивости  возрастает  по   мере   улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.  Необходимо  также  систематически  определять  гибкость  позвоночника. Физические  упражнения,  особенно  с  нагрузкой  на  позвоночник,   улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что  приводит  к  подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость  зависит  от  состояния суставов, растяжимости  связок  и  мышц,  возраста,  температуры  окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют  простое устройство с перемещающейся планкой.                                                                                                                                 О силовой выносливости  можно судить  при выполнении  подтягиваний, отжиманий в упоре и т. п. О скоростной  силе  мышц  ног дает  представление прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места.  Быстроту двигательной реакции в  определенной  мере  можно  оценить  с помощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку монету и,  разжав пальцы, уронить,  стараясь  поймать  ее  другой  рукой,  расположенной  ниже первой на 30-40 см. Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча  в корзину или другие упражнения.

 

Заключение

 
 

  Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

       Опорно-двигательный аппарат составляют  кости скелета с суставами,  связки и мышцы с сухожилиями,  которые наряду с движениями  обеспечивают опорную функцию  организма. Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.

Физические  тренировки способствуют развитию и  укреплению костей, сухожилий и связок. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

  Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическое развитие человека лишь в том случае, если  занятия  проходят  с  необходимой нагрузкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

  Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знания, 1989

  Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1988

  Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

  Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

  Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура  и спорт, 1993.- №5-6.

  Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура  и спорт, 1987

  Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б.  Анатомия и физиология, – М.: Медицина, 1975.

  Гранит Р. Основы регуляции движений / пер. с англ. - М., Мир, 1973. - 368 с.

  Касьян Н.А. "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.

  Орешкин. Ю. А.  К здоровью через физкультуру. Москва, 1990.

  Попов. Лечебная физическая культура. Москва, 2004.

  Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 415 с.

  Синяков. А. Ф.  Самоконтроль физкультурника. Москва, 1987.

  Трубников В.Ф. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. – Киев: Здоров’я, 1984. – 328 с.: ил.   

  Юмашев Г. С.   Оперативная травмотология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина 1990. 
 
 

Информация о работе Нарушение опорно-двигательного аппарата и его коррекция с помощью физической культуры