Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:56, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение нормативно-правовых основ функционирования и развития физической культуры и спорта в РФ.
Введение 3
1. Принципы правового регулирования основ функционирования и развития физической культуры и спорта в РФ 4
2. Система законодательства о физической культуре и спорте 9
3. Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с П. 1 Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утв. Постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, издаются на основе
и во исполнение федеральных конституционных
законов, федеральных законов, указов
и распоряжений Президента РФ, постановлений
и распоряжений Правительства РФ, а также
по инициативе федеральных органов исполнительной
власти в пределах их компетенции.
Согласно П. 2 названных Правил
нормативные правовые акты издаются федеральными
органами исполнительной власти в виде
постановлений, приказов, распоряжений,
правил, инструкций и положений; издание
нормативных правовых актов в виде писем
и телеграмм не допускается; структурные
подразделения и территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти
не вправе издавать нормативные правовые
акты. В соответствии с П. 10 Правил нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус организаций,
имеющие межведомственный характер, независимо
от срока их действия, в том числе акты,
содержащие сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, подлежат государственной
регистрации. Государственная регистрация
нормативных правовых актов, согласно
П. 11 Правил, осуществляется Минюстом России,
которое ведет Государственный реестр
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти. Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации
утверждены Приказом Минюста России от
4 мая 2007 г. N 88.
Регламентируя издание нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти субъектов РФ, Федеральный закон
от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
в Ст. 22 указывает на акты высшего должностного
лица субъекта РФ (руководителя высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ.
Согласно П. 1 указанной
статьи высшее должностное лицо субъекта
РФ (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ) на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, постановлений Правительства
РФ, конституции (устава) и законов субъекта
РФ издает указы (постановления) и распоряжения.
В Пункте 2 статьи установлено, что акты
высшего должностного лица субъекта РФ
(руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ) и акты высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ, принятые
в пределах их полномочий, обязательны
к исполнению в субъекте РФ. В соответствии
с П. 3 статьи акты высшего должностного
лица субъекта РФ (руководителя высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным законам, принятым по предметам
ведения России и предметам совместного
ведения России и ее субъектов, указам
Президента РФ, постановлениям Правительства
РФ, конституции (уставу) и законам субъекта
РФ.
В соответствии с Ч. 2 статьи
4 Закон федеральные законы и иные нормативные
правовые акты РФ, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ, содержащие
нормы, регулирующие отношения в области
физкультуры и спорта, не могут противоречить
Закону
Данная норма имеет
самостоятельное значение в отношении
только федеральных законов, поскольку
обязательность соответствия Закону иных
нормативных правовых актов РФ, нежели
федеральные законы, прямо закреплена
в приведенных выше конституционных нормах,
основанных на общем правиле Ч. 2 ст. 4 Конституции
РФ, согласно которому Конституция РФ
и федеральные законы имеют верховенство
на всей территории России. Обязательность
соответствия Закону законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ следует из
норм Ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, в соответствии
с которыми законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ не могут противоречить
федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения России и ее субъектов.
Кроме того, в ч. 5 указанной статьи прямо
закреплено, что в случае противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в России, действует федеральный
закон.[192]
Устанавливая, что содержащие
нормы, регулирующие отношения в области
физкультуры и спорта, федеральные законы
не могут противоречить Закону, норма
Ч. 2 ст. 4 Закона определяет центральное,
системообразующее место данного Закона
в законодательстве о физкультуре и спорте.
Однако следует учитывать, что приоритет
имеют только те нормы Закона, которые
относятся непосредственно к предмету
его регулирования. Например, в Ч. 1 ст.
30 Закона перечислены положения, которые
могут включаться в соглашения, коллективные
договоры и трудовые договоры между работодателями,
их объединениями и работниками или их
полномочными представителями. Однако,
как установлено в Ч. 3 ст. 5 ТК РФ, нормы
трудового права, содержащиеся в иных
федеральных законах, должны соответствовать
данному Кодексу. Соответственно, в случае
возникновения коллизии положений Ч. 1
ст. 30 Закона и ТК РФ применению будут подлежать
нормы данного Кодекса.
В Части 4 ст. 4 Закона
содержится традиционное для федерального
законодателя положение, применительно
к действию Закона с точностью воспроизводящее
правило Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том,
что в случае если международным договором
России установлены иные правила, чем
предусмотренные законом (имеются в виду
любые законодательные акты), то применяются
правила международного договора.
Следует отметить, что Ч. 4 ст.
15 Конституции РФ не ограничивается приведенным
положением. Там же установлено, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры России являются
составной частью ее правовой системы.
Согласно разъяснениям, данным в П. 1 Постановления
Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О
применении судами общей юрисдикции общепризнанных
принципов и норм международного права
и международных договоров Российской
Федерации":
- под общепризнанными принципами
международного права следует понимать
основополагающие императивные нормы
международного права, принимаемые и признаваемые
международным сообществом государств
в целом, отклонение от которых недопустимо;
- к общепризнанным принципам
международного права, в частности, относятся
принцип всеобщего уважения прав человека
и принцип добросовестного выполнения
международных обязательств;
- под общепризнанной нормой
международного права следует понимать
правило поведения, принимаемое и признаваемое
международным сообществом государств
в целом в качестве юридически обязательного;
- содержание указанных принципов
и норм международного права может раскрываться,
в частности, в документах Организации
Объединенных Наций и ее специализированных
учреждений.
Как указано в Преамбуле Федерального
закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных
договорах Российской Федерации", который
определяет порядок заключения, выполнения
и прекращения международных договоров
России, международные договоры образуют
правовую основу межгосударственных отношений,
содействуют поддержанию всеобщего мира
и безопасности, развитию международного
сотрудничества в соответствии с целями
и принципами Устава ООН; международным
договорам принадлежит важная роль в защите
основных прав и свобод человека, в обеспечении
законных интересов государств. Там же
указано, что международные договоры -
это существенный элемент стабильности
международного правопорядка и отношений
России с зарубежными странами, функционирования
правового государства.
Согласно положениям
Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" понятием
"международный договор России" охватываются,
независимо от их вида и наименования
(договор, соглашение, конвенция, протокол,
обмен письмами или нотами, иные виды и
наименования международных договоров)
(ст. 2):
- международные договоры России,
заключаемые с иностранными государствами,
а также с международными организациями
от имени России (межгосударственные договоры),
от имени Правительства РФ (межправительственные
договоры), от имени федеральных органов
исполнительной власти (договоры межведомственного
характера) (П. 2 ст. 1 и П. 2 ст. 3);
- международные договоры, в
которых Россия является стороной в качестве
государства - продолжателя СССР (п. 3 ст.
1).
В соответствии с П. 3 ст. 5 Федерального
закона "О международных договорах
Российской Федерации" положения официально
опубликованных международных договоров
России, не требующие издания внутригосударственных
актов для применения, действуют в России
непосредственно. Там же установлено,
что для осуществления иных положений
международных договоров России принимаются
соответствующие правовые акты. С учетом
этого в П. 5 Постановления Пленума ВС РФ
от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия"
разъяснено следующее:
- суд при рассмотрении дела
не вправе применять нормы закона, регулирующего
возникшие правоотношения, если вступившим
в силу для России международным договором,
решение о согласии на обязательность
которого для России было принято в форме
федерального закона, установлены иные
правила, чем предусмотренные законом.
В этих случаях применяются правила международного
договора России;
- при этом судам необходимо
иметь в виду, что в силу П. 3 ст. 5 названного
Закона положения официально опубликованных
международных договоров России, не требующие
издания внутригосударственных актов
для применения, действуют в России непосредственно.
В иных случаях, наряду с международным
договором, России следует применять и
соответствующий внутригосударственный
правовой акт, принятый для осуществления
положений указанного международного
договора.
Как разъяснено в П.
3 названного выше Постановления Пленума
ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5, к признакам,
свидетельствующим о невозможности непосредственного
применения положений международного
договора России, относятся, в частности,
содержащиеся в договоре указания на обязательства
государств-участников по внесению изменений
во внутреннее законодательство этих
государств. Там же указано, что при рассмотрении
судом гражданских, уголовных или административных
дел непосредственно применяется такой
международный договор России, который
вступил в силу и стал обязательным для
России и положения которого не требуют
издания внутригосударственных актов
для их применения и способны порождать
права и обязанности для субъектов национального
права.
Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года разработана в соответствии
с поручением Президента Российской Федерации
по итогам совместного заседания президиума
Государственного совета Российской Федерации
и Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию физической культуры и спорта,
спорта высших достижений, подготовке
и проведению XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г.
Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года определена роль физической
культуры и спорта в развитии человеческого
потенциала России.
В Стратегии определяются цель,
задачи и основные направления реализации
государственной политики в области развития
физической культуры и спорта на период
до 2020 года.
Улучшение социально-экономического
положения страны в последнее десятилетие
положительно сказалось на преодолении
негативных тенденций в сфере физической
культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е
годы.
За последние годы наметилось
улучшение основных показателей развития
физической культуры и спорта. Реализуется
федеральная целевая программа "Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015 годы".
Однако уровень развития физической
культуры и спорта не соответствует общим
положительным социально-экономическим
преобразованиям в Российской Федерации.
При этом расходы государства
на занятия граждан физической культурой
и спортом являются экономически эффективным
вложением в развитие человеческого потенциала
и улучшение качества жизни граждан России.
3. Муниципальные правовые акты
о физической культуре и спорте
Часть 3 ст. 4 Закона
предусматривает возможность принятия
муниципальных правовых актов по вопросам
деятельности в области физкультуры и
спорта. Такие акты с учетом нормы Ч. 1 ст.
4 Закона актами законодательства о физкультуре
и спорте не являются.
Понятие муниципального правового
акта определено в Ч. 1 ст. 2 Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" - это решение
по вопросам местного значения или по
вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов РФ, принятое населением
муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или)
должностным лицом местного самоуправления,
документально оформленное, обязательное
для исполнения на территории муниципального
образования, устанавливающее либо изменяющее
общеобязательные правила или имеющее
индивидуальный характер.
В соответствии с Ч. 1 ст. 7 названного
Закона по вопросам местного значения
населением муниципальных образований
непосредственно и (или) органами местного
самоуправления и должностными лицами
местного самоуправления принимаются
муниципальные правовые акты. В Части
2 указанной статьи установлено, что по
вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов РФ, могут приниматься
муниципальные правовые акты на основании
и во исполнение положений, установленных
соответствующими федеральными законами
и (или) законами субъектов РФ.
Полномочия и права органов
местного самоуправления в области физкультуры
и спорта определены в Ст. ст. 9 и 9.1 Закона.
Соответственно, в рамках реализации этих
полномочий и прав органами местного самоуправления
и издаются муниципальные правовые акты
по вопросам деятельности в области физкультуры
и спорта на основании и во исполнение
федеральных законов, иных нормативных
правовых актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
В систему муниципальных
правовых актов в соответствии с Ч. 1 ст.
43 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" входят: 1) устав
муниципального образования, правовые
акты, принятые на местном референдуме
(сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые
акты представительного органа муниципального
образования; 3) правовые акты главы муниципального
образования, постановления и распоряжения
главы местной администрации, иных органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставом муниципального образования.
В Части 3 ст. 4 Закона установлено,
что принимаемые по вопросам деятельности
в области физкультуры и спорта муниципальные
правовые акты не могут противоречить
Закону. Это положение, дополняющее норму
Ч. 2 данной статьи о системообразующем
месте Закона в законодательстве о физкультуре
и спорте, согласуется с основанной на
Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормой Ч. 4 ст. 7
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации", в соответствии
с которой муниципальные правовые акты
не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным конституционным законам,
названному Закону, другим федеральным
законам и иным нормативным правовым актам
РФ, а также конституциям (уставам), законам,
иным нормативным правовым актам субъектов
РФ.
Заключение
Законодательство о физической
культуре и спорте основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из Федерального
закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации",
других федеральных законов и принимаемых
в соответствии с ними законов субъектов
Российской Федерации.
Законодательство
о физкультуре и спорте основывается на
Конституции РФ. Речь идет о следующих
двух основных моментах. Во-первых, в Ч.
2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что
в России финансируются федеральные программы
охраны и укрепления здоровья населения,
поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта. Во-вторых,
положение П. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ относит общие вопросы физкультуры
и спорта к предмету совместного ведения
России и ее субъектов.
Федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, содержащие нормы,
регулирующие отношения в области физической
культуры и спорта, не могут противоречить
Федеральному закону.
Перед сферой физической культуры
и спорта стоят глобальные вызовы и задачи,
решение которых требует современных
подходов.
В середине текущего десятилетия
в сфере физической культуры и спорта
страны возник комплекс проблем.
Первой проблемой явилось ухудшение
здоровья, физического развития и физической
подготовленности населения.
В целом в России не менее 60
процентов обучающихся имеют нарушения
здоровья. По данным Минздравсоцразвития
России, только 14 процентов обучающихся
старших классов считаются практически
здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной
молодежи не соответствует требованиям,
предъявляемым армейской службой, в том
числе в части выполнения минимальных
нормативов физической подготовки.
Большинство граждан не имеют
возможности систематически заниматься
физической культурой и спортом. Так, в
настоящее время 85 процентов граждан,
в том числе 65 процентов детей, подростков
и молодежи, не занимаются систематически
физической культурой и спортом.
Существующие ограничения в
использовании государственно-частного
партнерства не позволяют активно развивать
спортивно-зрелищную индустрию и спортивную
промышленность, обеспечивать доступность
спортивных и физкультурно-оздоровительных
услуг.
Второй проблемой является
отсутствие эффективной системы детско-юношеского
спорта, отбора и подготовки спортивного
резерва для спортивных сборных команд
страны.
Нерешенные проблемы нормативно-правового,
организационно-
Третьей проблемой является
усиление глобальной конкуренции в спорте
высших достижений. За последние годы
значительно возросла конкуренция на
международной спортивной арене, и особенно
это проявляется на Олимпийских играх,
где ведущие мировые державы стремятся
использовать весь экономический и политический
потенциал для успешного выступления
спортсменов. Завоевание высших спортивных
наград - одна из самых предпочтительных
возможностей для всех стран заявить о
себе на международном уровне. Высокие
спортивные результаты - это отражение
социально-экономического развития страны.
Для достижения поставленных целей в спорте
требуется использование всего потенциала
государства, включая экономику, науку,
человеческий и ресурсный капитал. Спортивные
победы способствуют созданию положительного
имиджа страны на международной арене.
Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года разработана в соответствии
с поручением Президента Российской Федерации
по итогам совместного заседания президиума
Государственного совета Российской Федерации
и Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию физической культуры и спорта,
спорта высших достижений, подготовке
и проведению XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993.
№ 237.
Федеральный закон от 04.12.2007
N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте
в Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
Федеральная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы",
утвержденная Постановлением Правительства
РФ от 11 января 2006 г. N 7 // Собрание законодательства
Российской Федерации от 16 января 2006 г.
N 3. Ст. 304.
Распоряжение Правительства
РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2020
года» // Собрание законодательства РФ.
2009. N 33. Ст. 4110.
Алексеев С. В. Спортивное право
России. Правовые основы физической культуры
и спорта / Под ред. проф. П. В. Крашенинникова.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.
Борисов А. Н. Комментарий к
Федеральному закону "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации"
(постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
Васкевич В. П. Гражданско-правовое
регулирование отношений в области профессионального
спорта. – Казань, 2010.
Васкевич В. П., Челышев М. Ю.
Правовое регулирование профессионального
спорта // Российская юстиция. 2010. № 7.
Уловистова Н. В. Нормативно-правовое
регулирование в сфере физической культуры
и спорта. – М., 2010.
Шевченко О. А. Особенности правового
регулирования труда профессиональных
спортсменов. – М., 2011.
Информация о работе Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте