Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:02, реферат
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин «миопия».
Введение 3
1 Миопия 6
2 Причины миопии 8
3 Коррекция миопии 9
4 Лечение миопии 10
5 Хирургические вмешательства при миопии 11
6 Занятия физической культурой и спортом при близорукости 12
7 Физическая культура для студентов с близорукостью 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся
механизмов происхождения близорукости,
позволили по-новому оценить возможности
физической культуры при этом дефекте
зрения.
Ограничение физической активности лиц,
страдающих близорукостью, как это рекомендовалось
еще недавно, признано неправильным. Показана
важная роль физической культуры в предупреждении
миопии и ее прогрессирования, поскольку
физические упражнения способствуют как
общему укреплению организма и активизации
его функций, так и повышению работоспособности
цилиарной мышцы и укреплению склеральной
оболочки глаза.
Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4, 7.4 и 90.2% соответственно.
Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.
Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.
7 Физическая культура для студентов с близорукостью
Ведущее место в системе
физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.
Обязательные занятия студентов и школьников
физкультурой проводят в трех группах:
основной, подготовительной и специальной.
В основную группу не допускаются учащиеся
с остротой зрения без коррекции ниже
0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической
или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе
спортивные тренировки и соревнования
исключены. Учащиеся с гиперметропией
и миопией более 6.0 дптр независимо
от остроты зрения не допускаются
к занятиям в этой группе.
Учащиеся с гиперметропией и миопией более
6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими
и дегеративными заболеваниями глаз занимаются
в специальной группе по индивидуальной
программе.
Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее.
Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры. Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.
При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.
Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.
Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении, спортивного совершенствованияю полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.
При наличии близорукости
средней степени студентов
Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.
Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания:
а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.
Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.
Заключение
Все выше перечисленные
принципы и методики очень важны
для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений
зрения для всех возрастных групп, но для
детей ведущую роль играет профилактика,
что позволяет вовремя избежать осложнения.
Родители плохо себе представляют, что
пренебрежение зрением ребенка может
привести к гораздо более тяжелым последствиям,
чем кариес – например, к плохой успеваемости
в школе, затем – к ограничению возможности
получить хорошую работу и даже к слепоте.
Сегодня требования к нашему зрению по
сравнению с требованиями наших предков
намного возросли…
Особенно в последние годы увеличились
требования к зрению школьников.
Из общеоздоровительных мер рекомендуется
регулярные занятия физкультурой, закаливание,
так как чаще близорукость развивается
у ослабленных детей.
Одной из распространенной причиной в наше время снижения зрения является просмотр телевизионных передач и игр на компьютере. К сожалению можно отметить, что уровень знания большинства населения по основам профилактики глазных болезней явно недостаточен. Что в свою очередь приводит к развитию или осложнению заболевания. Однако в ряде случаев этого можно избежать, так как правильная тактика проведения пациента в быту и на производстве (в школе) является одной из наиболее действенных форм профилактики заболеваний глаз.
Список используемой литературы