Миопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:02, реферат

Краткое описание

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин «миопия».

Оглавление

Введение 3
1 Миопия 6
2 Причины миопии 8
3 Коррекция миопии 9
4 Лечение миопии 10
5 Хирургические вмешательства при миопии 11
6 Занятия физической культурой и спортом при близорукости 12
7 Физическая культура для студентов с близорукостью 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

 

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.  
Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что  девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают  по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4, 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов  при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического  воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в  том, что в занятия, помимо общеразвивающих  упражнений, включают и специальные  упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Физическая культура для студентов с близорукостью

 

 

Ведущее место в системе  физического воспитания учащихся общеобразовательных  школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.  
Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.  
В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются  к занятиям в этой группе.  
Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов  в каждую из этих групп по состоянию  органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее.

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны  специальные упражнения типа лечебной физкультуры. Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются следующие  формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью  слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении, спортивного совершенствованияю полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую  группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном  отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью  высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой  только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;

б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую  гимнастику и меры по закаливанию  организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей  работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Все выше перечисленные  принципы и методики очень важны  для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп, но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнения. Родители плохо себе представляют, что пренебрежение зрением ребенка может привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем кариес – например, к плохой успеваемости в школе, затем – к ограничению возможности получить хорошую работу и даже к слепоте. Сегодня требования к нашему зрению по сравнению с требованиями наших предков намного возросли… 
Особенно в последние годы увеличились требования к зрению школьников. 
Из общеоздоровительных мер рекомендуется регулярные занятия физкультурой, закаливание, так как чаще близорукость развивается у ослабленных детей.

Одной из распространенной причиной в наше время снижения зрения является просмотр телевизионных передач и игр на компьютере. К сожалению можно отметить, что уровень знания большинства населения по основам профилактики глазных болезней явно недостаточен. Что в свою очередь приводит к развитию или осложнению заболевания. Однако в ряде случаев этого можно избежать, так как правильная тактика проведения пациента в быту и на производстве (в школе) является одной из наиболее действенных форм профилактики заболеваний глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

  1. Аветисов Э.С. «Близорукость» - М.: Медицина, 2007.
  2. «Глазные болезни»: Учебник/Под ред. Т. И. Ерошевского, А. А. Бочкаревой. - М.: Медицина 2008.
  3. В. Артамонов «Подумай о глазах своих» Издательство Москва ТОО «Внешсигма» 2006 года.
  4. В.В. Оковитов И.Г. Овечкин «Энциклопедия по глазным болезням» Издательство Москва «ВИДА» 2009 год.
  5. У. Цинн Г. Соломон «Зрение, очки и контактные линзы» Издательство Санкт-Петербург 2008 год.
  6. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 2007 г.
  7. Тренируйте зрение: брошюраГ.Г. Демирчоглян. М.: 2006 г.



Информация о работе Миопия