Методы коррекции двигательных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:15, статья

Краткое описание

Цель исследования: анализ данных современных исследований в области коррекции двигательных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники литературы по данной теме;
2. Описать концепции существующих методик.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ.docx

— 27.39 Кб (Скачать)

УДК                                                       Юдина Алина Максимовна   

                                                     Студентка 534 гр. ФФКиС ЗабГУ           

Научный руководитель: Белова Ирина Юрьевна к.пед.н.

 

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в данной статье представлены современные коррекционные методики для детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены их концепции

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, адаптивное физическое воспитание, ABA, TEACCH, «Моторная азбука».

Введение

За последние десятилетия отмечается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). По последним данным Центра по контролю за заболеваемостью в американских штатах, в среднем 1 случай аутизма приходится на каждые 88 детей. В России данная статистика не ведется, но, по словам экспертов, это заболевание не имеет ни географических, ни этнических границ.

В связи с этим на протяжении последних сорока лет проблемами аутизма в России занимались исследователи, которые активно изучали различные аспекты данного заболевания. Среди них: В.М. Башина, О.С.Никольская, В.В. Лебединский, О. Л. Раменская и многие другие.

Проблемой нарушения двигательной сферы, занимается не так много специалистов. Большой вклад в решении данной проблемы внесла Э.В. Плаксунова. По ее мнению, физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, но и мощным "агентом социализации" личности.

Все это актуализирует тему исследования.

Цель исследования: анализ данных современных исследований в области коррекции двигательных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра.

Задачи исследования:

1. Проанализировать источники литературы по данной теме;

2. Описать концепции существующих методик.

Известно, что большинству детей с РАС свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности, в результате чего, своевременно не формируется контроль над двигательными актами, возникают трудности в становлении их целенаправленности и координированности, страдает пространственная ориентировка. У многих детей возникают сопутствующие движения (синкинезии), а также нарушение развития как крупной, так и мелкой моторики [4].

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимы занятия, направленные на коррекцию двигательных нарушений.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует комплексный подход, который должен включать в себя развитие познавательной сферы и речи, общей и тонкой моторики, коммуникативных навыков, обучение социальному взаимодействию [1].

В коррекции недостатков физического развития и нарушений моторики большое значение принадлежит формированию соответствующих возможностей аномальных детей посредством адаптивного физического воспитания - АФВ.

Анализ отечественной и зарубежной литературы указывает на положительное влияние занятий АФВ, так как оно способствует:

  • Укреплению здоровья, своевременному формированию двигательных умений, навыков и основных физических качеств.
  • Коррекции нарушений двигательной сферы и психомоторики.
  • Стимуляции физического и двигательного развития.
  • Созданию предпосылок, стимуляции интеллектуального и речевого развития.
  • Педагогическому процессу формирования личности, обеспечивающему условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество. 

Существуют различные подходы к физическому воспитанию детей с отставанием в развитии. Проанализировав литературу, было выявлено, что на сегодняшний день в России нет специально-разработанных утвержденных программ по АФВ для лиц с РАС. Но, на данный момент активно начинают применяться зарубежные коррекционные методики, среди которых наибольшее распространение получили программы, разработанные в США специально для аутичных детей TEACCH и ABA.

1. TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children; Рус. Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей). Программа была создана Эриком Шоплером, Р.Райхлером и Г.Месибовым в начале 70-х годов. TEACCH позволяет работать с людьми всех возрастов имеющих расстройства аутистического спектра.

Концепция программы заключается  в сосредоточении внимания на индивидуальных особенностях развития ребенка и разработке учебной программы на основе интересов, навыков и потребностей ребенка.

Цель программы — повышение уровня самостоятельности и независимости ребенка, его уверенности в себе, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Программа ведет коррекционную работу по 9-ти функциональным сферам: Имитация, восприятие, крупная моторика, мелкая моторика, координация рук и глаз, познавательная деятельность, речь, самообслуживание, социальные отношения.

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет. Степень сложности задачи определяется возрастом развития [5].

2. АВА - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом в 1963 году. Основная идея методики заключается в том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. Таким образом, возможно, стимулировать развитие необходимых навыков и способностей.

Принцип методики заключается в следующем:

  • Сложные навыки  разбиваются на мелкие блоки – действия;
  • Каждое действие разучивается с ребенком отдельно;
  • Действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Учебный материал разбит на простейшие элементы. Эти элементы обучаются посредством повторяющихся упражнений. Правильные ответы или реакции усиливаются с помощью многочисленных поощрений. Ошибки игнорируются, и в то же время дается подсказка для правильного ответа, который, в свою очередь поощряется подходящим видом поощрения [6].

Следует отметить и разработанную программу Российскими авторами, которая направлена на обучение движениям детей с аутизмом и коррекцию имеющихся у них нарушений двигательной сферы «Моторная азбука». Эта программа основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н.А. Бернштейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001), на методах двигательной коррекции нарушений развития Е.В. Максимовой (2008) [3] .

В программу обучения входят следующие классы действий:

  • действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела;
  • действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле – ползание, ходьба, бег, прыжки;
  • точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами [2].

Конечной целью данной программы является обучение аутичного ребенка выполнению упражнения без помощи взрослых.

В данной программе, как и в ABA и TEACCH представлены методические рекомендации для педагогов, а так же приемы и правила применения.

Анализируя данные, можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день в России нет специально-разработанных утвержденных программ по АФВ для лиц с РАС, но существуют зарубежные методики(TEACCH, ABA) которые можно адаптировать для занятий АФВ. Также возможно использование программы «Моторная азбука» для коррекции двигательных нарушений у детей с РАС.

2. Пользуясь концепциями представленных методик, можно создать индивидуальный маршрут занятий для коррекции двигательных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы:

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 240 с.

2. Плаксунова Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2011. № 3. С. 27-31.

3. Плаксунова Э.В. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012. №3.

4. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом. Особенности организации занятий по коррекции и развитию двигательной сферы у детей с нарушениями аутистического спектра // Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003-2014). С.115–127.

5. http://ru-autism.livejournal.com

6. http://www.autism-aura.ru

 


Информация о работе Методы коррекции двигательных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра