Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:48, дипломная работа

Краткое описание

Наиболее важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является правильная организация физического воспитания. Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:
охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
развитие движений;
обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
воспитание культурно-гигиенических навыков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 4
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. 5
1.2 Виды гимнастики и их характеристика 8
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Особенности развития детей 3-4 лет 15
2.2 Особенности развития детей 4-5 лет………………………… ….20
2.3 Особенности развития детей 5-6 лет. 23
ГЛАВА 3. Основные методы исследования в области физической культуры и спорта 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ курсовая.docx

— 89.77 Кб (Скачать)

     Говоря о возможностях применения в области физического воспитания и спорта методов и приемов научного познания из других областей знаний, следует подчеркнуть, что по своему характеру эти исследования определяются не фактом использования тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного процесса. Так, например, в физиологических и психологических исследованиях условия жизни, включая обучение и воспитание, изучаются в целях объяснения физиологических и психологических явлений, в целях раскрытия законов жизнедеятельности, включая и законы психики. В педагогических исследованиях физиологическая и психологическая деятельность изучается в целях раскрытия закономерного характера учебно-воспитательного процесса, в целях объяснения эффективности педагогических воздействий, в целях придания конкретности и достоверности изучаемым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постановке вопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе ив области физического воспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются в качестве подчиненных в решении педагогических закономерностей.

     В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики гимнастики, наибольшее распространение получили следующие методы:

     1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

     2. Педагогическое наблюдение.4. Контрольные испытания.

     Педагогический эксперимент.

     Математико-статистические методы.

     Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его проведения, приобретают новое содержание применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоваться некоторые математические методы, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание, используемые методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

     Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

     когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;

     когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

     когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергшегося проверке;

     когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

     Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальный групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

     В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой - по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп, классов, потоков - экспериментальных и контрольных.

     Уравниваемыми условиями проведения эксперимента называются условия, обеспечивающие сходства и не изменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых условий идентичности:

     они должны иметь полное равенства начальных данных (состав испытуемых в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту, полу и т.п.);

     иметь равенства условий работы (одна и та же смена, использование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, стадионов, бассейнов и т.д.);

     быть независимыми от личности преподавателя, тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.

     Варьируемыми условиями называются точно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в контрольных группах. Следовательно, это то, что подлежит экспериментальной проверке и сравнении. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает возможность влияния случайных факторов. При необходимости сравнения не двух вариантов, а трех-четырех и более применяют построение эксперимента по схеме латинского квадрата. Объясним это на конкретном примере.

     В зависимости от условий проведения педагогические эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента без нарушения хода учебно-тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т.п. можно назвать естественным, т.е. все происходит в естественных, в обыденных условиях. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от основной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

     Методика проведения педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

     Одной из труднейших задач при про ведении эксперимента является подведение его итогов. Выводы по эксперименту прежде всего должны быть ориентированы на выдвинутую с самого начала общую гипотезу и разработанные затем при составлении программы эксперимента частные гипотезы. Они должны подтверждать гипотезу или противоречить ей. В первом случае следует кратко воспроизвести основные данные, свидетельствующие в ее пользу, во втором случае - дать объяснение, попытаться выяснить причины возникающих расхождений и в случае принятия объективных данных, опровергающих гипотезу, изменить ее в соответствии с ними. Второе, что очень важно учесть при подведении итогов, - требование о том, чтобы выводы были соизмеримыми с экспериментальной базой и собранными данными, т.е. чтобы они не были "глобальными", выходящими за пределы поставленных задач и области конкретных исследований. Однако исследователь может высказать некоторые предположения о связи проведенных исследований с пограничными проблемами и вопросами необходимости проведения дальнейших исследований с целью выяснения их влияния на изучаемые факторы. Если результаты эксперимента свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения в учебно-тренировочный процесс тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов его совершенствования, студент, завершая свое исследование, может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения. Под внедрением результатов исследования может пониматься информирование через возможные каналы (студенческие научные конференции, заседания кафедры, конференции учителей, методические семинары учителей и тренеров, педагогическую печать и т.д.). О полученных результатах учителей, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов; создание методических рекомендаций и инструкций; комплексов специальных физических упражнений; предписаний алгоритмического типа для обучения какому-либо гимнастическому элементу; тренажёрных устройств и технических средств обучения и тренировки, баз данных для компьютеров, обучающих и контролирующих программ с использованием компьютеров и т.п.

     Результаты педагогического эксперимента подсчитываются с помощью формул по тесту Стьюдента:

     Вначале высчитывается X групп экспериментальной и контрольной, то есть Хэ и Хк. X высчитывается так: Х= Σ/N, где Σ - сумма, N - число количества испытуемых.

     Затем высчитывается стандартное отклонение по t-критерию: 

     δ = Xmax-Xmin/n,  

     где n - табличное значение по количеству испытуемых в одной группе.

     Далее высчитывается стандартная ошибка: 

     m = δ/к,  

     где к - табличное значение по степени свободы. Степень свободы f =NЭ+NК-2.

     После чего высчитывается t-критерий: 

     t=Xэ-Xк/Vm3+mK. 

     Полученные результаты сравниваются с граничным значением р при 0,05 уровне значимости. Если результаты меньше или равен этому значению, то изменения не произошли, а если результаты равен или больше этого значения, то это указывает на влияние занятий на физические способности.

     В целом при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:

     соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипотезой;

     четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;

     высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;

     оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента;

     оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данном исследовании методов;

     практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Глубокие  социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к здоровью людей, особенно детей, повышенные требования. Прежде всего, это проявляется в необходимости  преодоления негативных явлений - это  компьютеризация обучения, увеличение нервно-психологического напряжения и  т.д.

     Физическая  культура, особенно ее новые, нетрадиционные формы, воспитывают устойчивый интерес  и привычку к систематическим  занятиям физическими упражнениями. К новым формам относится наиболее популярная ритмическая гимнастики и ее многочисленные разновидности.

     При правильном построении занятий по физической культуре некоторые недостатки, мешающие формированию здорового образа жизни, могут быть устранены (отсутствие валеологического подхода, принципа индивидуализации, учета интереса занимающихся, низкая плотность занятий и др.). Еще П.Ф. Лесгафт (1951) говорил о том, что физическое образование не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием спортивных навыков, а его надо связывать с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Однако эти возможности учтены до сих пор очень слабо и, следовательно, недостаточно используются в практике физического воспитания.

     Для решения задачи приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни наиболее эффективными могут  быть средства и методы нетрадиционных видов физических упражнений, и в  частности занятия ритмической  гимнастикой и ее разновидностями. В сочетании с умело подобранным  музыкальным сопровождением, словесным  воздействием педагога они способствуют укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, нравственной воспитанности, развитию двигательных способностей.

     Формирование  здорового образа жизни у населения, особенно детей, остается важной задачей  и требует своего решения. Исследования показывают, что возможности физической культуры для решения этой задачи используются далеко не полностью. Это  затрудняет результативность их практической реализации в преодолении научно необоснованных, традиционных подходов к использованию средств и  методов физического воспитания.

     Таким образом, решение данной проблемы становится актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных  средств и методов физического  воспитания, позволяющих повысить интерес  к занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный  фон, не только активизировать двигательную деятельность, но и сообщить теоретические  сведения, включающие формирование определенного  мировоззрения, убежденности и осознанного  отношения человека к освоению ценностей  физической культуры, развитию мотивационно-потребностной  сферы.

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста