ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

в работе описаны гимнастические упражнения, рекомендованные при травмах опорно-двигательного аппарата

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Лечебная физкультура при травмах опорно-двигательного аппарата………3
Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним….5
Клинико-физиологические действия физических упражнений……………..7
Примерный комплекс физических упражнений……………………………...9
Плоская стопа…………………………………………………………………..10
Сколиоз…………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.

до 120-140 - восстановительно - поддерживающая.

до 140-160 - развивающая  выносливость, аэробная.

до 160-180 - развивающая  скоростную выносливость

более 180 - развитие скорости.

Клинико-физиологические  действия физических упражнений

Лечебное действие физических упражнений проявляется  в виде четырёх основных механизмов:

1.) Тонизирующее  влияние физических упражнений. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внутренней секреции стимулируют вегетативные функции, т.е. улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем, повышают обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе иммунобиологические. Тонизирующее действие физических упражнений тем больше, чем больше мышечной массы вовлекается в движение, и чем больше напряжение.

2.) Трофическое  действие (питание тканей). Мышечная  деятельность стимулирует обменные, окислительно-восстановительные, регенеративные  процессы в организме. За счёт этого быстрее рассасываются продукты воспаления, при переломах ускоряется образование костного мозоля.

3.) Механизмы  формирования компенсации. Физические  упражнения содействуют увеличению  размеров сегмента или парного  органа, повышая их функцию, вовлекая в работу мышцы ранее не принимающих участие в выполнении неприсущих им движений. Компенсации могут быть временными и постоянными. Временные, после болезни, исчезают. Последние возникают при безвозвратно потерянной функции.

4.) Механизмы  нормализации функции. Основное действие доминанты движения характеризуется общей стимуляцией физиологических функций. Доминанта функционирующей опорно-двигательной системы оказывает общее тонизирующее влияние на организм больного, способствует лучшему проявлению трофических процессов, восстановлению функции поражённой системы. Нормализация функции происходит под действием постоянно увеличивающейся нагрузки. Устранением временных компенсаций и путём совершенствования регуляторных процессов в организме. В основе нормализации патологически изменённых функций лежит нарушение сформировавшихся нервных связей и восстановление условно-безусловной регуляции, свойственной здоровому организму.

Лечебное действие физических упражнений проявляется  комплексно, многими механизмами одновременно и в зависимости от заболевания.

Роль ЛФК в  реабилитации физической работоспособности. Термин "реабилитация" означает восстановление здоровья до возможного оптимизма в  физическом, духовном и профессиональном отношении. Для обеспечения успеха реабилитационного процесса в комплексном лечении широко используют ЛФК, которая способствует мобилизации естественных сил организма, повышает тонус и тренированность всего организма. Трудотерапия, активное участие самого больного, дозированная физическая тренировка - это основа реабилитации больных. Применение ЛФК в реабилитационном процессе происходит поэтапно (стационар, отделение выздоравливающих, санатории, поликлиника, лечение на дому). Для успешного восстановления больных необходимо соблюдать постепенность и адекватность в применяемых физических нагрузках. Применяемые формы ЛФК летом, осенью и весной: занятие лечебной гимнастикой, прогулки, бег трусцой, плавание, гребля, катание на коньках, подвижные и спортивные игры, ближний туризм.

Упражнения для  мышц ног должны подбираться с  учётом всех мышечных групп, выполняющих  сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Примерный комплекс физических упражнений

Г.С. Юмашев,( середина курса лечения):

Исходное положение -- лежа на спине.

Диафрагмальное  дыхание.

Тыльное и подошвенное  сгибание стоп.

Попеременное  сгибание ног в коленных суставах (стопа скользит по плоскости постели).

Наклоны туловища в стороны.

Поднять прямую ногу, удержать ее в течение 5--7 с, вернуться в исходное положении. То же другой ногой.

Изометрическое  напряжение мышц бедра и голени.

Прогнуть грудной  отдел позвоночника -- вдох, вернуться  в и. п.

Исходное положение -- лежа на боку.

Отвести прямую ногу в сторону, удержать в течение 5--7 с, вернуться в исходное положении.

Согнуть ноги в  коленных суставах, подтянуть их с  помощью рук к груди, вернуться  в исходное положении.

Исходное положение -- лежа на животе.

Попеременное  отведение и приведение прямой ноги.

Поднять прямую ногу, отвести в сторону, вернуться  в исходное положении.

Движения ногами как при плавании стилем «брасс».

Исходное положение -- сидя на стуле.

Приведение и  отведение стоп.

Тыльное и подошвенное  сгибание стоп.

Ноги на мяче--перекатывание мяча стопами вперед -- назад.

Ноги на «качалке» -- перекатывание стоп.

Ноги на пружинном  подстопнике -- давление на подстоппик.

Исходное положение -- стоя, руки на гимнастической рейке.

Полуприседания  на носках.

Ходьба на внешнем  и внутреннем своде стопы.

Упражнения выполняют  в спокойном темпе, повторяя каждое 10--15 раз. Занятия проводят 2--3 раза в  течение дня.

Плоская стопа

Плоскостопие- это  деформация стопы, характеризующаяся  фиксированным уплотнением продольного  свода, вальгированием заднего и абдукцией переднего ее отделов. Продольное плоскостопие по выраженности деформации имеет три степени.

1 степень- утомляемость  ног и боль в икроножных  мышцах после длительной ходьбы.

2 степень- болевой  синдром, возникают признаки деформации  стопы.

3 степень- выраженное плоскостопие: деформация стопы с расширением ее средней части и пронированием заднего отдела, при этом передний отдел отведен кнаружи и по отношению к заднему супинирован.

При двустороннем плоскостопии носки развернуты в  стороны. Походка неуклюжая, бег затруднен.

Различают врожденное и приобретенное плоскостопие.

Приобретенное плоскостопие подразделяется на статистическое, рахитическое, травматическое и паралитическое.

Статистическое  плоскостопие развивается вследствие хронической перегрузки стоп, ведущей к ослаблению силы мышц и растяжению связочного аппарата стопных суставов, в результате чего уплощается продольный свод стопы. Чаще возникает у лиц, выполняющих работу, связанную с длительным стоянием или поднятием и перенесением тяжестей.

Боль ощущается после нагрузки в различных участках стопы, в икроножных мышцах, коленных и тазобедренных суставах, в пояснице. Для определения степени плоскостопия прибегают к плантографии, подометрии, рентгенографии.

Плантография- это  получение отпечатка стопы. Полученная плантограмма разделяется прямой линией, проходящей через центр пятки и между основаниями фаланг 3 и 4 пальцев. При нормальной стопе закрашенная часть в среднем отделе не распространяется на рассекающую линию.

Подометрия по Фридлану- измеряется высота стопы, длина стопы. Высота стопы умножается на 100 и делится на длину стопы.

Лечение деформаций стопы начинается с профилактики плоскостопия у детей: рекомендуются  дозированные физические упражнения, предотвращение чрезмерной перегрузки, ношение рациональной обуви.

Оперативное вмешательство  производится на мягких или на костно-суставном  аппарате стопы.

При плоскостопии 2-3 степени деформация стопы устраняется  моделирующей коррекцией, но вскоре стопа  возвращается в прежнее положение, и тогда осуществляется операция на мягких тканях.

Гипсовая повязка  до середины бедра накладывается  на 4-5 недель. После лечебной физкультуры  и массажа обязательно ношение  супинаторов или ортопедической обуви.

Сколиоз

Сколиоз - это  боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Сколиоз встречается  гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического  института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может  быть простым, или частичным, с одной  боковой дугой искривления, и  сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны  и, наконец, тотальным, если искривление  захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления  сколиоза могут быть обнаружены уже  в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено.

Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23,0%), в основе которых лежат различные  деформации позвонков:

недоразвитие;

клиновидная их форма;

добавочные позвонки и. т. д.

К приобретенным  сколиозам относятся:

ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой стороне  при наличии явлений миозита  или спондилоартрита;

рахитические, которые  очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

привычные, на почве  привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в  этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.

Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между  тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и  кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. По многу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз. Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

Информация о работе ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата