Лечебная гимнастика при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:53, реферат

Краткое описание

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу, они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем.

Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие опорно-двигательного аппарата……………………………………5

2. Сколиоз - патология опорно-двигательного аппарата………………………7

3. Причины возникновения сколиоза……………………………………………8

4. Лечебные мероприятия……………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

ЛФК при заболевания ОДА, Оглоблина.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

           Министерство образования и науки  Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО "ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

 

                                                                                       Кафедра «Физвоспитание» 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: «Лечебная гимнастика при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»

 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка группы БЭУ-21

Оглоблина Д. Ю.

Проверил: Шамшина Н.В. 
 

                                                 
 

                                                
 

                                          

                                                Тамбов 2011

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие опорно-двигательного аппарата……………………………………5

  2. Сколиоз - патология опорно-двигательного аппарата………………………7

3. Причины  возникновения сколиоза……………………………………………8

4. Лечебные мероприятия……………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  литературы……………………………………………………………....15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

     Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских  лет и до глубокой старости человек  в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие  самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

     Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу, они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем.

     Мышечная  система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются  к костному аппарату скелета посредством  сухожилий и связок.

     Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

     Физические  тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и  связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина  трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

     Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и  возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации  человека к различной физической работе.

      В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и подробно рассмотрю такое заболевание как сколиоз позвоночника. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие опорно-двигательного аппарата 

      Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета  с суставами, связки и мышцы с  сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии  выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

      Скелетные мышцы осуществляют как статическую  деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая  перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

      Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные  окончания – рецепторы, которые  посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций. 
 
 
 

      2. Сколиоз - патология опорно-двигательного аппарата 

      Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

      Сколиоз встречается гораздо чаще, чем  об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.

      Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны  и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

      Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее вы-ражено.

      Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23,0%), в основе которых лежат различные  деформации позвонков:

  • недоразвитие;
  • клиновидная их форма;
  • добавочные позвонки и. т. д.

      К приобретенным сколиозам относятся:

      1. ревматические, возникающие обычно  внезапно и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой  стороне при наличии явлений  миозита или спондилоартрита; 

      2. рахитические, которые очень рано  проявляются различными деформациями  опорно-двигательного аппарата. Мягкость  костей и слабость мышц, ношение  ребенка на руках (преимущественно  на левой), длительное сидение,  особенно в школе, - все это  благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

      3. паралитические, чаще возникающие  после детского паралича, при  одностороннем мышечном поражении,  но могут наблюдаться и при  других нервных заболеваниях;

      4. привычные, на почве привычной  плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.

      Этим  перечнем конечно охватываются не все  виды сколиозов, а лишь основные. 

      3. Причины возникновения сколиоза 

      Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. По многу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз. Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

      Кстати, как же тогда объяснить тот  простой факт, что устав от длительного  стояния мы стремимся сесть? Причина  в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

      Интересно разобраться, почему все-таки сидение  сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

Информация о работе Лечебная гимнастика при заболеваниях опорно-двигательного аппарата