Экскурсия: понятия, функции, признаки классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Файлы: 1 файл

экскурсионое дело.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бес­системный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отри­цательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида — это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скака­ние с одного предмета на другой без всякой связи. Так былс в старину, так останется и теперь, где нет правильно по­ставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, чтс гидизм — злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только i 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в на­ше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскры­тие темы на зрительных объектах можно считать экскурси­ей, в отличие от показа объектов в порядке их появленш перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии»1.

Выводы. Широкий круг объектов показа, многопланова) тематика, разработанность методики ведения экскурсий профессиональное мастерство экскурсоводов позволяю' экскурсии выполнять определенные функции, каждая и которых играет большую роль в воспитании и образованш человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имее свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии -высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Ohi неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пеше ходных, производственных и музейных). Следует, однакс иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязатель ны для любой экскурсии.

Контрольные вопросы

1. Понятие «функция». Функции экскурсии.

2. Принцип научности в экскурсии.

3. Связь с современностью. Аспекты показа современности,

4. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

5. Признаки экскурсии.

 

1.4. ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

В практике используется немало различных методов по­знания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синте­тический, методы абстрагирования, аналогии, моделирова­ния, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) сис­тема приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного прове­дения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, по­строения и обоснования системы знаний; 4) «способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и спосо­бов исследования, изучения конкретных объектов и упоря­дочения полученного ряда мыслей.

Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых зна­ний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Глав­ное требование к методу — он должен обеспечить достиже­ние цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделе­ны на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который яв­ляется основой любого познавательного процесса, незави­симо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в при­роде процессов развития, всеобщих связей природы, пере­ходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые слу­жат основой для многих наук, — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Общим методом является формальная логика — метод, ис-

 



Информация о работе Экскурсия: понятия, функции, признаки классификации