Использование подвижных игр с целью формирования физических качеств у детей специализированной группы с нарушениями опорно- двигательно

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 03:56, реферат

Краткое описание

Для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в ДОУ созданы следующие условия:
На основании Закона РФ «Об инвалидах» п 1, ст.32, ст.36, Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 18, Устава г.Коврова, решения Ковровского городского Совета народных депутатов № 15/22 от 08.12.1999г в целях реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени в ДОУ с 2000 года функционируют группы коррекционной направленности для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Оглавление

1. Теоретические основы решения проблемы развития физических качеств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
2. Цели и задачи проекта.
3. Стратегические действия на различных этапах проекта.
4. Список литературы, используемой для подготовки и реализации проекта.
5. Приложения.
• Стратегический план укрепления здоровья детей.
• Модель двигательной активности.
• Картотека тестов для отслеживания результативности работы по проекту.
• Система использования подвижных игр на занятиях по физической культуре для детей 2-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Файлы: 1 файл

project.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

МДОУ ДЕТСКИЙ  САД № 18 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

( 601900, г.Ковров, ул.Либерецкая, дом № 6, тел. 5-46-02)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Автор проекта

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

Александрова Татьяна  Евгеньевна,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ковров.

 

 

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы решения проблемы развития физических качеств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Стратегические действия на различных этапах проекта.
  4. Список литературы, используемой для подготовки и реализации проекта.
  5. Приложения.
    • Стратегический план укрепления здоровья детей.
    • Модель двигательной активности.
    • Картотека тестов для отслеживания результативности работы по проекту.
    • Система использования подвижных игр на занятиях по физической культуре для детей 2-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного  аппарата, в ДОУ созданы следующие  условия:

  • На основании Закона РФ «Об инвалидах» п 1, ст.32, ст.36, Закона РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 18, Устава г.Коврова, решения Ковровского городского Совета народных депутатов № 15/22 от 08.12.1999г в целях реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени в ДОУ с 2000 года функционируют группы коррекционной направленности для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Группы посещают дети в возрасте от 2ух до 7и лет на основании  решения городской медико-педагогической комиссии.

Для организации деятельности этих групп введены дополнительные штатные единицы: учитель- логопед, врач- ортопед, детский невролог, медсестра по физиопроцедурам, медсестра по массажу и ЛФК.

В ДОУ  имеется медицинское  оборудование для проведения лечебных и профилактических мероприятий (установка тубус-кварц, электрофорез, др.), специально выделены помещения, оснащенные медицинским оборудованием: процедурный, физиотерапевтический кабинеты, кабинет для медицинского осмотра детей .

Также в ДОУ оборудованы помещения для коррекционной работы с детьми: кабинет логопеда, зал для проведения занятий ЛФК и массажа, оснащенный детскими тренажерами для развития разных групп мышц, батутом, шведской стенкой и другим физкультурным оборудованием, необходимым для занятий ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель  работы с такими детьми имеет направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество, на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

В современном обществе проблема развития физических качеств  детей является как никогда актуальной.

Развитие физических качеств- это врожденная потребность  человека, от удовлетворения которой  зависит его здоровье. Хорошее  здоровье- один из основных источников счастья человека, успешной его социализации в обществе.

 Исходя из этого,  в своей работе я выделяю следующее приоритетное направление:

  • коррекционная работа в  специализированных группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с целью развития у них физических качеств в соответствие с возрастными возможностями.

Моя коррекционная работа предполагает целостное воздействие  на ребенка, это не только механическая работа, то есть набор специальных  упражнений, а весь воспитательный процесс, опирающийся на понятие «компенсации», которое вывел известный психолог Л.С.Выгодский.

Чтобы обеспечить абилитацию детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата развиваю их физические качества через ведущий вид деятельности детей- игру, а в процессе ее, общение со сверстниками, то есть включение детей в социальную среду.

В основу проекта положен закон, выведенный Л. С. Выготским, о превращении "минуса дефекта" в "плюс компенсации", что означает, что выпадение одних функций вызывает к жизни новые образования, которые представляют реакцию личности на дефект.

Коррекционная работа по формированию двигательных качеств  у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата базируется на следующих принципах:

Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. По мнению ученых, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфо-функционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.

Принцип реализации деятельностного  подхода к воспитанию и обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует рассматривать в двух аспектах:

• Успехов в  коррекционной работе можно достичь  только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это игра. Поэтому учить и воспитывать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать подвижные игры

• Однако, научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования игровой деятельности.

Данный проект создан в соответствие с концептуальными основами «Программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада  «Радуга» Т.Н.Дороновой.

  • Программа реализуется как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте ( физическое, социально- личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое.)
  • Программа реализуется как массовая, т.е предназначена для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах
  • В программе представлена личностно- ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской педагогической и психологической науки.(Использованы исследования Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В,Лесиной М.И.)
  • Ведущая роль принадлежит социокультурному контексту развития.
  • Ребенок рассматривается как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.

На основании этого  осуществляются цели работы:

      1. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
      2. Своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей
      3. Предоставление каждому ребенку возможности радостно и беззаботно прожить период дошкольного детства.

Генеральной линией проекта является ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Сущность этого подхода состоит в том, что деятельность сознания ребенка и личность развиваются в процессе общения его со взрослым и личностно-ориентированного взаимодействия с ним в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.

Данный проект является адаптацией к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания, с целью их соответствия индивидуальным особенностям, профессиональным качествам педагога и физическим возможностям детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

 

ЦЕЛЬ.

Развитие физических качеств у воспитанников групп коррекционной направленности для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

 

ЗАДАЧИ.

1. Создание и опробирование на практике системы использования  на занятиях по физкультуре подвижных игр с целью развития физических качеств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

2. Способствовать  накоплению детьми с нарушениями  опорно- двигательного аппарата  двигательного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

 

Название этапа, сроки

Содержание  деятельности

Итоги

Организационно- подготовительный

06-08 2004года

  • Подборка программно- методического обеспечения для реализации проекта.
  • Пополнение предметно- развивающей среды.
  • Подбор диагностического инструментария.

Для достижения цели, то есть развития у детей физических качеств в соответствие с возрастом  разработаны:

  • стратегический план укрепления здоровья детей (совместно со старшей медсестрой и врачом-педиатром) (см.приложение № 1)
  • система двигательной активности для детей группы коррекционной направленности (совместно с врачом-ортопедом и медсестрой по ЛФК и массажу) (см.приложение №2),

создана:

  • предметно-развивающая среда, включающая в себя физкультурный уголок с набором различных пособий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность детей группы коррекционной направленности в соответствие с возрастом. (см.приложение № 3).
  • картотека подвижных игр для развития физических качеств детей разных возрастных групп, в соответствие с требованиями программы «Радуга»,
  • картотека тестов для отслеживания результативности работы (см.приложение № 4):

2-3 года. Тесты В.И.Усакова для детей 2-3 лет.

      3-4 года. Мониторинг физических качеств детей осуществляется с    использованием методик:

Скоростно- силовые качества (Пензулаева Л.И.)

Гибкость (Усаков В.И.)

Выносливость (Усаков В.И.)

Скоростные качества (Вавилова Е.Н.)

Силовые качества (Пензулаева Л.И.)

4-5 лет.5-6 лет, 6-7 лет. Мониторинг физических качеств детей осуществляется с использованием методик:

«Физкультурный паспорт»- система экспертной оценки физического  развития и физической подготовленности детей, учащихся, молодежи, разработанной Всероссийским НИИ физической культуры и спорта Центра ОМОФВ департамента образования г.Москвы.( так как воспитанники имеют вторую группу здоровья).

  • Разработана система использования различных подвижных игр с целью развития физических качеств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (см. приложение №5)

Рефлексивно- диагностический

06-08 2004 года

  • Анализ профессиональных возможностей педагога.
  • Выявление интереса детей к данному проекту и уровня развития их физических качеств.

 По результатам  проведенных зам.зав. по ВМР  Авагбе М.Н исследований с   использованием следующих диагностических  методик:

  • Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н.Степановым),
  • «Воспитатель глазами коллег по работе»,
  • Отношение педагогов к внедрению в ВОП ДОУ инновационной программы «Радуга» (экспресс-опрос)

 

 

  • Выявление способности педагога к развитию (из программы Н.В.Немовой),
  • Восприимчивость и отношение педагогов к новшествам (Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко),
  • Подготовленность педагогов к освоению новшеств (экспресс-опрос),
  • Степень новаторства педагогов ДОУ (К.Ю.Белая)
  • Творческий потенциал Психология личности:тесты, опросники, методики/Авторы-составители Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. М.: Геликон, 1995.

вырисовывается профессиональный портрет воспитателя Александровой  Татьяны Евгеньевны:

Это человек, который  постоянно повышает свое педагогическое мастерство, проявляет творчество и  способности, испытывает потребность в профессиональном и личностном росте и пытается ее реализовать, комфортно чувствует себя в среде воспитанников, коллег, родителей и в отношениях с администрацией ДОУ.

Татьяна Евгеньевна, по мнению коллег по работе, в совершенстве владеет  технологией работы по инновационной для коллектива ДОУ программе Т.Н.Дороновой «Радуга», испытывает потребность в инновационной деятельности, опираясь на современные научные исследования, активно делится опытом своей работы.

Мотивацией отношения  к внедрению в ВОП ДОУ инноваций для Татьяны Евгеньевны стало удовлетворение требований общества.

В процессе ее работы прослеживается наличие системы знаний и умений для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности, а также  исследовательской деятельности.

При определении степени новаторства педагогов ДОУ Александрова Т.Е. отнесена к группе «педагогов-новаторов».

У Александровой Т.Е. значительный творческий потенциал, она активно  реализует свои потребности в  саморазвитии через обучение на курсах, методическую работу в ДОУ, занятия самообразованием, возможность экспериментировать, доверие и признание коллег по работе, воспитанников и их родителей.

100% детей позитивно  воспринимают сюжетно- игровые занятия по физической культуре. (наблюдения, опрос, медико- педагогический контроль физкультурных занятий).

Физические  качества развиты у детей группы на низком и среднем уровне (Тесты  В.И.Усакова для детей 2-3 лет).

Практический

09.2004- 05.2009 гг

  • Реализация проекта, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми.
  • Обобщение на городском уровне опыта работы по данной теме.
  • Участие в городском конкурсе инновационных проектов.
  • Проект реализован в 2008-09 учебном году.
  • Опыт работы обобщен на городском уровне в 2008 году.
  • Участие в городском конкурсе инновационных проектов в 2009-10 году.

Заключительный

05. 2009.

  • Анализ достижения целей и полученных результатов.

За период с 2004 по 2009 год отмечается положительная  динамика в развитии физических качеств  детей.

В 2004-05 учебном  году положительная динамика развития физических качеств по данным на начало и конец учебного года составляет 27%.

В 2005-06 учебном году положительная  динамика развития физических качеств  по данным на начало и конец учебного года составляет: выносливость-42%, скоростно-силовые  качества -28,5%, силовые качества 14,3%, скоростные качества-14,3%.

В 2006-07 учебном году каждый ребенок группы имеет свою положительную  динамику в развитии двигательных качеств, положительная динамика средней  ИФГ  (индивидуальная физическая готовность) в группе  по данным на начало и конец учебного года составляет 10%.

В 2007-08 учебном году ИФГ группы составляет 64% в начале учебного года и 69% в конце учебного года, что почти соответствует среднему уровню и является хорошим показателем для воспитанников с нарушениями опорно- двигательного аппарата и второй группы здоровья.

В 2008-09 учебном году ИФГ  группы на начало учебного года составляет 69% и на конец учебного года 74%, что  соответствует среднему уровню развития физических качеств у воспитанников 6-7 лет и является отличным показателем при таких медицинских диагнозах детей как «осложненный сколиоз», «вывороченные стопы», «деформация голени»,  «плосковольгусные стопы», «косолапость».

Вывод: работа в рамках проекта способствовала развитию физических качеств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, накоплению детьми двигательного практического опыта.


 


Информация о работе Использование подвижных игр с целью формирования физических качеств у детей специализированной группы с нарушениями опорно- двигательно