Занятия спортом выступают формой
самовыражения и самоутверждения
студента, определяя его образ
жизни, общекультурные и социально
значимые приоритеты. На передний
план в спорте выдвигается
стремление к успеху, поощряется
стремление личности к реализации
своих возможностей в рамках
определенного спортивного сценария.
Результатом сопряженной учебной
и спортивной деятель-ности студентов
является формирование социально значимых
качеств: социальной активности, самостоятельности,
уверенности в своих силах, а также честолюбия.
В сфере активного досуга реализуются,
главным образом, биологические
потребности студентов в двигательной
активности, здоровом образе жизни,
получении удовольствия от
занятий различными формами физической
культуры. Высокая вариативность
выбора студентами формы активного
досуга подвержена сильному влиянию
флуктуации культурных и социальных
факторов, синергично взаимодей-ствующих
с биологическими запросами личности.
Характерная особенность видовых
занятий заключается в том,
что содержание отдельных занятий
ограничивается средствами какого-либо
одного раздела общей физической
подготовки (легкая атлетика, гимнастика,
плавание и др.), а последовательность
занятий по этим разделам определяется
временем года или сроками
предоставления спортивных сооружений
(стадиона, бассейна, лыжной станции
и др.). С точки зрения общей
физической подготовки и разрешения
оздоровительных задач видовые
занятия менее эффективны, так
как средствами одного вида
нельзя обеспечить нужную подготовку
учащихся к успешному выполнению
программных требований.
Видовые занятия оправданы в
тех случаях, когда комплексирование
в одном занятии нескольких
видов по организационным (занятие
в бассейне, на лыжной станции)
или методическим (отрицательный
перенос двигательных навыков
или физических качеств) признакам
невозможно или нецелесообразно.
Специализированные занятия проводят,
когда осуществляется специальная
профессионально-прикладная физическая
подготовка, например, обучение переправам
через водные преграды, обучение
езде верхом на лошади или
на мотоцикле, или когда необходимо
развить специфические для данной
профессии двигательные качества
с помощью специальных средств
Специализированные занятия организуют,
если не представляется возможным
решить задачи профессионально-прикладной
физической подготовки в рамках
общей физической подготовки.
разработана общая структура занятий
ФУ, включающая в себя три части: подготовительную,
основную и заключительную, которые различаются
по своим педагогическим задачам. Так,
педагогические задачи подготовительной
части: организационный момент и сообщение
задач урока; подготовка двигательного
аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной
и других систем организма к предстоящим
физическим нагрузкам; основной части:
формирование необходимых двигательных
умений и навыков, сообщение знаний в области
ФВ; воспитание физических, волевых и других
качеств; заключительной части: организованное
завершение занятия, подведение итогов,
стимулирование интереса к предстоящим
занятиям, задание для самостоятельных
занятий ФУ в свободное время; приведение
организма в относительно спокойное состояние,
обеспечивающее 'переход к другим видам
деятельности. К делению занятий на три
части нельзя подходить строго формально.
Общевоспитательные и образовательные
задачи, как правило, осуществляются
на протяжении всего занятия,
начиная с подготовительной части
и кончая последней, заключительной
частью. Так, строевые упражнения
в подготовительной части
применяют не только для
организации учащихся, но и для
формирования строевых навыков.
Совершенствовать эти навыки
можно и в основной и в заключительной
частях занятия. Общеразвивающие упражнения
в подготовительной части занятия проводят
не только в целях функциональной подготовки
организма, но и в известной мере для обучения
движениям, воспитания осанки и др. Поэтому
значение подготовительной части занятия
нельзя сводить только к функциям разминки.